Российский игровой рынок: кто играет, как играет

в 15:54, , рубрики: game development, Блог компании Mail.Ru Group, геймдев, геймеры, игры, статистика, Статистика в IT, метки: , , ,

Российский игровой рынок: кто играет, как играет

Всем привет! На Хабре уже очень давно не писал, только комментил иногда, но сейчас появилась тема, из-за которой решил запилить еще один пост.

Буквально пару дней назад наше игровое подразделение опубликовало интересное исследование игрового рынка России. Хочу вкратце рассказать о нем на Хабре.

Российский игровой рынок: кто играет, как играет

Почему подобное исследование мне кажется интересным

Я работаю в игровой индустрии с 2003-го года. Недавно отпраздновал 10 лет. Начинал с небольшого стартапа, поработал в мобилках, прошел Аллоды, а теперь работаю над флагманским проектом компании. За это время индустрия очень сильно изменилась, но, к сожалению, очень многие до сих пор думают, что игры — это удел фриков и асоциальных личностей. Причем как с точки зрения сотрудников компаний, так аудитории. Такое представление, откровенно говоря, раздражает, и с ним хочется бороться.

В плане сотрудников нам немного проще развеивать мифы, т.к. мы сами не фрики. Мы преподаем в Технопарке в Бауманке, выступаем на конференциях и по-другому показываем, что в играх работают очень креативные и одновременно квалифицированные сотрудники.
А вот в плане игроков все намного сложнее. Рассказывать о том, что уже выросло поколение, которое играет с детства, конечно, можно. Но хотя это и кажется очевидным (приставки появились в 90-ые), тем не менее, многие не верят в образ нормального человека с семьей и здоровыми ценностями, который еще и любит поиграть.

Так вот, теперь благодаря исследованию, которое подготовил игровой департамент, наконец, есть цифры, которыми можно оперировать, чтобы показать зрелость игровой индустрии в РФ.

Из исследования видно, что российская игровая индустрия активно развивается, все больше напоминает крупнейшие, давно сложившиеся западные рынки и конкурирует с другими видами развлечений. Так в конце 2012 года игровая индустрия обогнала кинопрокат по скорости развития и объему рынка.

Здесь стоит сделать оговорку, что подобный пост можно было написать и год назад, но тогда результаты были только для внутреннего пользования. В этот раз компания решила поделиться им со всеми и расширила его, добавив к данным об объеме рынка и сравнительной аналитике исследование образа современного российского геймера, что наиболее интересно лично мне.

Про большие деньги

Оборот российского игрового рынка в 2012 г. продолжил расти и достиг 1,3 млрд долл. США, показав за два года рост в 1,5 раза. Лично для меня эта цифра интересна тем, что мы сделали кинопрокат. Мне кажется это очень показательным, т.к. кино это одно из признанных в обществе развлечений. А мы их сделали! Ну и во вторых, эта цифра отрезвляет некоторых сокурсников, которые крутили пальцем у виска, когда 10 лет назад, я говорил, что хочу делать игры. Говорили, что не заработаю на нормальную жизнь. А я говорил, что если совмещать вдохновение, упорный труд и образование, то успех придет. Так оно и получилось. Киноиндустрия позади, впереди концертная индустрия, но там, правда, еще копать и копать.

Но, вообще говоря, первые 11 страниц отчета они скорее для людей из индустрии, больших боссов и инвесторов. Там много про деньги, доходы тренды и прочая, и прочая. Это не тема данного поста, поэтому просто покажу красивые картинки с инфографикой, из которых и так многое понятно.

Российский игровой рынок: кто играет, как играет

А вот динамика структуры

Российский игровой рынок: кто играет, как играет

А теперь про геймеров

Сначала небольшая цитата: «исследование включало качественный и количественный этапы. Качественный этап проходил в Москве в ноябре 2012 г. Было проведено 15 глубинных этнографических интервью с игроками и 8 фокус-групп с людьми, не играющими в компьютерные игры. На основе результатов качественного этапа была разработана методология для количественного онлайн-опроса. Опрос проводился в городах России с населением 100 тыс. человек и более в декабре 2012 г. (выборка составила 2033 респондента, возраст старше 13 лет)».

Специально привожу ее тут, чтобы любители шуток про “Исследование интернет сайта показало, что 100% жителей РФ пользуются интернетом”, немного поутихли. Это исследование действительно серьезное, т.к. здесь само игровое направление крайне заинтересовано в высоком качестве выборки — нам надо хорошо понимать свою аудиторию.

Так вот, исследование показало, что сегодня 87% интернет-аудитории России играет в игры чаще одного раза в месяц. Средний возраст геймера составил 33 года (в этом мы «догнали» европейские страны), преимущественно это специалисты с высшим образованием и студенты (44% всех игроков). Т.е. это или уже образованные люди, или те, кто к этому стремятся. При этом если немного подумать, то становится видно, что игры в умеренных количествах не приводят к невозможности окончить универ. Ведь играют в России уже около 20 лет, и за это время уже просто накопилось много выпусков, в которых экзамены спокойно сдавали игроки. Конечно, многие из нас помнят однокурсников, которые из-за игр вылетали из универа, но цифры хорошо показывают, что такие случаи — исключение. Большинство умеет совмещать увлечение играми и учебу, а затем и карьеру. Про карьеру это я к финансам вернулся, в исследовании есть пункт про расходы, из которого видно, что игроки это не нищеброды.

Еще один факт, который исследование хорошо показало, это то, что нет гендерного перевеса. Есть жанровые зависимости, но в целом есть баланс полов. Согласно полученным данным, 54% игроков – женщины. При этом социально-демографические портреты игроков показывают, что мужчины и женщины выбирают разные игры: например, женщины чаще играют в социальных сетях (61% женщин и только 39% мужчин), в то время как мужчины предпочитают клиентские игры (65%).

Российский игровой рынок: кто играет, как играет

Теперь посмотрим на игровой стаж. Здесь стоит понимать, что сильный перекос онлайна в пункте 1-5 лет, скорее связан с ростом популярности жанра. Реально по цифрам оффлайна видно, что каждое поколение давало своих геймеров. Просто в последние 5 лет с ростом скоростей интернета и выходом ММО, которые были задизайнены под широкую аудиторию, онлайн резко поднял обороты. Поэтому, лично на мой взгляд, цифры как раз показывают, что игры постепенно занимают свою нишу в культуре досуга, и есть все больше людей, для которых это абсолютно нормально. Поэтому повторюсь, играют не фрики, а обычные люди вокруг нас. Просто культура общества не меняется в один день, это всегда происходит постепенно.

Российский игровой рынок: кто играет, как играет

Также в исследовании есть очень красивая картинка, которая опровергает миф, что игры пожирают время тех, кто в них играет. Цифры отлично показывают, что количество фанатичных игроков в среднем соответствует любому хобби или развлечению. При этом стоит понимать, что обычно они наиболее видны, и их истории наиболее красочны, но это следствие их фанатичности, а не предмета фанатизма.

А вот обычные игроки, которых большинство, которые тратят на игры 0-30% времени своего досуга, спокойно заканчивают универ, знакомятся с противоположным полом, создают семьи, заводят детей, не создают вокруг себя шокирующих новостей. Они нормальны, и на них не сделать горячих новостей. Возможно, поэтому общественные стереотипы так сильно перекошены. Но просто посмотрите на цифры, сложите три нижние категории, и мы увидим портрет большинства. Они тратят на игры меньше трети времени. Это вполне нормальный процент для любого развлечения.

Российский игровой рынок: кто играет, как играет

В завершении хочу сказать, что я очень надеюсь, что это действительно качественное и подробное исследование позволит людям открыть глаза на реальность. Возможно, эта реальность неприятна поколениям, которые привыкли ходить в кино и смотреть ТВ, но ведь и их бабушки и дедушки видели в массовом кино и ТВ что-то новое, непривычное и, возможно, опасное. Но повторюсь, на мой взгляд, это абсолютно нормально. Общество всегда меняется постепенно, просто в силу свойств человека. И сейчас игры становятся нормой. Пройдет 100 лет и нормой будет что-то другое, а бывшие игроки будут причитать, о временах очаковских и покоренья Крыма что вот в наши времена ходили в рейды, сходки кланов, а теперь молодежь… но так было всегда и так будет.

Это собственно все, что хотел сказать. Если кого-то интересуют подробности, то вот еще раз ссылка. Если что еще хочется видеть в подобных исследованиях, пишите. Ведь игры они для игроков, для аудитории. Мы, конечно, будем рады обратить внимание и на другие аспекты, загрузив аналитиков новой работой ))).

Автор: Shisha_HWGuy

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js