Как консольные войны стимулировали прогресс консолей и видеоигр

в 8:09, , рубрики: gameboy, microsoft, Nintendo, Nintendo Switch, nintendo wii, PlayStation, sega, sega megadrive, snes, sony, xbox, игровые консоли, Игры и игровые приставки, разработка игр, старое железо
image

С тех пор, как консоли начали набирать популярность и стали появляться в домах по всему миру, они заняли особое место в сердцах людей. Настолько большое, что игроки начали идентифицировать себя со своими консолями. Поэтому когда у их любимых приставок появлялись конкуренты, это воспринималось как объявление войны. Начали возникать споры о том, какая из консолей «лучше»; они продолжаются и по сей день. И хотя можно считать это инфантилизмом, всё равно впечатляет то, как страстно люди относятся к своим консолям, повлиявшим на их жизнь. В этой статье я проанализирую и изложу историю консолей и консольных войн, а также расскажу о том, как эта история повлияла на появление тех консолей, которые мы знаем сегодня.

Для того, чтобы проанализировать, когда началась конкуренция, приведшая к этим «консольным войнам», лучше всего начать с того, как вообще появились консоли.

Рождение домашней консоли

В начале эпохи видеоигр идея приобретения игровых консолей для дома была далека от потребностей американского общества. Более реалистичной идею домашней игровой консоли первыми сделали компьютерные игры. Изобретение таких игр, как OXO британского профессора А.С. Дугласа (1952 год), Tennis for Two Уильяма Хигинботэма (1958 год) и Spacewars! Стивена Расселла (1962 год) (первая игра, в которую можно было играть на нескольких компьютерах), стало катализатором создания игровых консолей и видеоигр в целом.

Все эти игры стали большими шагами видеоигр к домашнему потребителю, но ни одна из них не оказала такого влияния, как «Brown Box». Ральф Баер с его коллегами из Sanders Associates создали прототип первой в мире видеоигровой консоли, который изначально назывался «TV Game Unit #7». В Brown Box был широкий набор игр, в том числе шашки, стрельба по мишеням, множество спортивных игр, а самой популярной был пинг-понг. Для запуска игры в Brown Box использовались переключатели и «карточки программ» (Program Cards), на которых указывалось нужное для каждой игры положение переключателей. Ральфа Баера часто называют отцом видеоигр, потому что в новаторской Brown Box впервые были реализованы функции, которые есть и в современных консолях, например, несколько контроллеров и возможность запуска разных игр. Позже Ральф Баер продал лицензию на свой продукт компании Magnavox и в 1972 году Magnavox выпустила самую первую на рынке домашнюю игровую консоль — Magnavox Odyssey.

Как консольные войны стимулировали прогресс консолей и видеоигр - 2

Первый прототип Brown Box (слева) и домашняя консоль Magnavox Odyssey (справа).

Magnavox Odyssey оказалась не такой успешной, как ожидала компания, но после прихода на рынок домашней консоли появление приставок других компаний стало всего лишь вопросом времени.

Возник первый крупный игрок начала эпохи домашних консолей — компания Atari. После успеха домашней версии Pong Atari выпустила в 1977 году созданную Ноланом Бушнеллом Video Computer System, которая больше известна нам под именем Atari 2600. Она могла считаться конкурентом Magnavox Odyssey, но никакой конкуренции не было — Atari намного обогнала её в технологиях и продажах, несмотря на попытки Magnavox выпустить улучшенные версии Odyssey. Кроме того, Atari и Magnavox стали своего рода партнёрами — после судебного иска к Atari о нарушении авторских прав (Pong очень напоминал ping-pong компании Magnavox) компания решила приобрести лицензию на Odyssey: «не можешь заплатить — присоединись». Atari 2600 стала отправной точкой для нового поколения приставок, которое вызвало в индустрии видеоигр настоящий хаос, особенно на рынке игровых консолей. В свою очередь, это привело к тому, что индустрия оказалась открытой для единственной системы, получившей огромный авторитет в игровой индустрии.

Великий кризис видеоигр

После интригующего успеха многие компании захотели получить свой кусок прибылей. Это привело к выпуску разными компаниями огромного количества консолей: Mattel, Colecon, Nintendo — это лишь небольшая часть списка. Однако эта «золотая лихорадка» имела ужасные побочные эффекты для индустрии домашних консолей. Перенасыщенность рынка консолей и низкое качество игр в конце концов привели к одному из самых печально известных кризисов в истории видеоигр. К 1983 году на рынке домашних консолей начала царить неразбериха — куча вариантов консолей, но все они были низкого качества, не говоря уже о качестве их игр. Одним из самых печальных примеров стала видеоигра E.T. компании Atari, которую иногда преувеличенно называют единственной причиной кризиса видеоигр. Как бы то ни было, считается, что именно она привела к крушению Atari. Эта игра стала превосходным отражением того образа мыслей, который царил в игровой индустрии до возникновения кризиса: она создавалась в спешке и была сделана всего за шесть недель (издатели торопились выпустить её к надвигавшемуся рождественскому сезону). Сегодня она считается многими одной из худших игр в истории. Подобное отношение, которое в то время доминировало среди разработчиков игр, привело к упадку подавляющего большинства компаний на рынке домашних консолей. В тот момент, когда все надежды на домашние консоли оказались на небывало низком уровне, одна компания наконец-то осознала, что люди ценят качество так же сильно, а может и сильнее, чем количество.

На сцене появляется Nintendo

Именно тогда Nintendo стала знаковой франшизой в истории игровых консолей и консольных войн. Nintendo, которой уже удалось близко изучить игровую индустрию Северной Америки благодаря её хиту с аркадных автоматов Donkey Kong, впервые познакомившему Америку со знаменитым Марио, решила ввязаться в бой. Выход на североамериканский рынок японской консоли Famicom (1985 год), больше известной в Америке под названием Nintendo Entertainment System (NES), был умным и продуманным процессом захвата контроля над игровым рынком США. В то время, когда потребители США как раз ощущали на себе крах индустрии, Nintendo решила разработать консоль, непохожую ни на что, виденное до этого американской аудиторией. На самом деле, в своих первых маркетинговых материалах Nintendo даже избегала использовать термин «видеоигра», потому что он мог отпугнуть потребителей. Именно поэтому консоль назвали «entertainment system» (развлекательной системой) — компания хотела, чтобы она воспринималась как более сложное технологическое устройство. И она имела на это право: в то время NES была лучшей и самой современной 8-битной консолью на рынке. Этот факт, а также различные требования, предъявляемые компанией к разработчикам игр для её системы, привели к тому, что NES заработала всемирный успех. Успех, который окажется зарождением соперничества, вошедшего в историю видеоигр как первая консольная война.

Как консольные войны стимулировали прогресс консолей и видеоигр - 3

Выпущенная в 1985 году Nintendo Entertainment System

Первая консольная война: Nintendo против Sega

В 1989 году Nintendo находилась на вершине игрового рынка. После выпуска GameBoy сложно было представить, как кто-то иной смог бы конкурировать с Nintendo за лидерство в видеоиграх. Кроме того, Nintendo выпустила множество ставших хитами игр, которые продолжают ими оставаться, например Mega Man, Super Mario Bros., The Legend of Zelda и многие другие. Однако именно 1989 год стал годом появления первого настоящего конкурента — компании Sega и её 16-битной консоли Sega Genesis.

Sega не преуспела в конкуренции NES с её предыдущими консолями (Sega SG-100 1983 года, Sega Master System 1985 года), но наконец-то нашла способ помешать лидерству NES. Благодаря умному маркетингу Sega превратилась в непосредственного конкурента Nintendo, запомнившись своим самым громким слоганом «Genesis does what Nintendon’t».

Знаменитая реклама «Genesis does what Nintendon’t».

В ответ на успех Sega компания Nintendo выпустила собственную 16-битную консоль SNES (Super Nintendo Entertainment System). Благодаря выпуску для неё Street Fighter 2 (популярной тогда игре-файтингу для аркадных автоматов, разработанной Capcom), этого было достаточно для конкуренции с Sega. Между ними началось состязание: кому удастся выпустить самые лучшие игры. У обеих компаний были любимые фанатами персонажи — ёжик Соник и Марио, но продажи продвигали игры сторонних производителей. В 1993 году на обеих консолях появилась Mortal Kombat. Для получения более мягкого, «семейного» рейтинга игра стала менее жестокой: на обоих консолях кровь заменили на пот и снизили количество фаталити. Однако на Sega у Mortal Kombat был чит-код, позволявший игрокам включать кровь и жестокий графический контент, что давало Genesis преимущество в продажах этой игры и консоли.

Sega стала известна своей вызывающей агрессивностью, она никогда не упускала возможность поддеть Nintendo в рекламе. Хоть оборудование Super Nintendo было более совершенным, у консоли возникало много проблем с вычислительной мощью, из-за чего некоторые игры на ней тормозили. Случайно или нет, но ещё одним знаменитым слоганом Sega Genesis стало выражение «blast processing» («взрывная производительность»). Компания умно использовала своего любимого Соника, чтобы подчеркнуть большую скорость и вычислительную мощность консоли.

Sega использует в своей рекламе термин Blast Processing, 1993 год.

Sega не только пыталась завоевать мир консолей, но и рвалась на рынок портативного гейминга. Она пыталась обойти по продажам знаменитый GameBoy, представив собственную консоль Sega Game Gear. Неудивительно, что в рекламе Sega показывала всё, в чём Game Gear была лучше Game Boy, например, более удобное управление и полноцветный экран. Однако эта битва была намного менее успешной, чем в случае Sega Genesis — благодаря знаменитой игре Tetris консоли GameBoy удавалось оставаться на вершине продаж.

Хоть Sega Genesis получила успех в США, ей никогда не удавалось конкурировать с SNES на международном рынке, поэтому в целом SNES и Nintendo продолжали сохранять превосходство в видеоигровой отрасли; по всему миру было продано 49,1 миллиона устройств.

Nintendo удалось выиграть этот раунд консольных войн, но война только началась, когда на рынке появился новый конкурент. Прогресс в технологиях и играх привёл к появлению нового поколения консолей. В игровой индустрии настала эпоха 3D и CD, а в авангарде этого движения находилась Sony PlayStation.

Консольные войны 2: появляется новый претендент

После разрыва договора между Nintendo и Sony о создании дополнительного устройства с CD-Rom для SNES, Sony решила создать собственную консоль. PlayStation была выпущена в 1995 году, однако она не оказалась первой консолью с инновационными возможностями работы с CD — компании Sega удалось выпустить свою систему Sega Saturn за пару месяцев до Playstation, но в конце концов она оказалась провальной и стала началом конца карьеры Sega в области производства консолей. Playstation, хоть она и была выпущена через несколько месяцев после Saturn, оказалась на 100 долларов дешевле, что давало ей значительное преимущество. Наряду с ценой и революционной 3D-графикой PlayStation компания Sony внимательно изучила маркетинг Sega, начав рекламировать сильные стороны и проработанность своей консоли. Год спустя Nintendo выпустила свою новую консоль Nintendo 64. Самыми заметными изменениями в ней стали поддержка до четырёх контроллеров для многопользовательской игры и новый джойстик, упрощавший перемещение в 3D-играх. Несмотря на то, что в отличие от устройств конкурентов, в N64 использовались не CD, а картриджи, приставка проявила себя гораздо лучше Sega Saturn, которая потерпела ужасный провал и продалась тиражом всего 9,5 миллиона. Но 33 миллиона проданных устройств Nintendo не шли ни в какое сравнение с новичком — PlayStation убедительно выиграла эту консольную войну, став первой консолью, продажи которой превысили 100 миллионов штук. Эта сокрушительная победа была в первую очередь вызвана большим ассортиментом имевшихся на консоли игр. Даже несмотря на то, что на Nintendo 64 появились одни из самых важных и любимых геймерами игр наподобие Super Mario 64 и Legend of Zelda: Ocarina of Time, она не могла конкурировать с огромной поддержкой сторонних разработчиков, полученной PlayStation. В сумме Sony удалось продать 102,49 миллиона устройств и это стало огромным успехом для новичка в игровой индустрии.

Реклама PlayStation, апеллирующая к «крутости» этой консоли.

Консольные войны 3: Sony продолжает доминировать

Sony удалось продлить свой успех в следующем поколении консолей. PlayStation 2 была выпущена в 2000 году и стала самой продаваемой консолью всех времён — всего было реализовано 150 миллионов устройств. Снова основными причинами для покупки приставки стали игры и инновации. PS2 была первой консолью с поддержкой дисков DVD, которые в то время были новой технологией. Кроме того, PS2 имела опору в виде отличных игр, в том числе таких эксклюзивов, как Grand Theft Auto и Gran Turismo, и снова получила огромную поддержку сторонних разработчиков. Nintendo GameCube и первая консоль компании Microsoft, получившая название Xbox, были замечательными приставками, привлекшими свою часть аудитории, но за весь срок жизни обеим компаниям удалось продать чуть больше 20 миллионов устройств. Этого было недостаточно, чтобы сместить PlayStation с трона, на который она уселась ранее.

Sega Dreamcast, выпущенная по всему миру в 1999 году, стала последней консолью Sega, после чего превратилась в разработчиком игр для сторонних платформ. Несмотря на то, что благодаря инновациям (например, Dreamcast была первой консолью с подключением к Интернету) ей удалось завоевать преданную базу фанатов, которая существует и по сей день, Sega так никогда и не удалось достигнуть прежнего успеха. Многие считают, что основной причиной был слишком частый выпуск новых консолей Sega; но как бы то ни было, Dreamcast продалась ещё меньшим тиражом, чем Saturn, и 1 марта 2001 года Sega остановила её производство. Dreamcast осталась последней консолью, выпущенной Sega.

Как консольные войны стимулировали прогресс консолей и видеоигр - 4

Дальнейшие консольные войны

В самой последней из консольных войн Nintendo видела возможность снова вернуться на вершину с помощью Nintendo Wii. Microsoft и PlayStation сражались в своей собственной битве друг против друга: с технологической точки зрения PlayStation 3 и Xbox 360 были сравнимыми. Однако начало консольной войны для Sony оказалось довольно неприятным — первоначальная цена PS3 в 600 долларов казалась слишком высокой, а маркетинг казался бесцеремонным. Xbox удалось успешно стартовать благодаря более дешёвой консоли и отличной поддержке онлайн-возможностей. Ближе к концу сражения Sony смогла повернуть ситуацию в свою пользу, снизив цены и создав отличную линейку игр, самой заметной из которых стала The Last of US. И Xbox 360, и PS3 продались тиражом примерно 80 миллионов консолей. Вы можете задаться вопросом — а что в это время происходило с Wii? В этой войне она добилась серьёзных продаж и взлетела к вершине. С точки зрения «железа» Wii оказалась слабой по сравнению с её высокотехнологичными конкурентами, и можно было подумать, что это скажется на её результатах, но всё получилось наоборот. Именно простота Wii дала ей преимущество перед соперниками. Простое, но новаторское жестовое управление было достаточно лёгким, чтобы в игры мог играть любой. И в них на самом деле играли все — бабушки, мамы и папы; ни одна консоль не смогла привлечь такое разнообразие игроков. Несмотря на низкую популярность Wii в среде более хардкорных геймеров, её успех был неопровержимым; она вошла в историю, присоединившись к Sony в клубе продавших более 100 миллионов консолей — всего в мире было продано 101,15 миллиона устройств.

Как консольные войны стимулировали прогресс консолей и видеоигр - 5

В первую очередь Nintendo Wii добилась успеха благодаря своему простому, но инновационному управлению.

Нынешнее поколение консолей пока показывает, что история повторяется. Три титана индустрии консолей — Sony, Microsoft и Nintendo — настолько укоренились в этой отрасли, что без них трудно представить новое поколение консолей. В данный момент на вершине находится Sony Playstation 4 благодаря хорошему старту и разумному ценообразованию — компания учла уроки PS3. Ситуация изменилась для Microsoft — первоначально Xbox One продавалась по большей цене, а маркетинг в основном позиционировал Xbox One как развлекательную, а не игровую систему. Новое поколение консолей Nintendo началось с Wii U, которая оказалась провальной и её успех никак нельзя сравнить с Wii. Вскоре Microsoft и Nintendo исправили свои ошибки: Microsoft снизила цены, а новая система Nintendo под названием Nintendo Switch проявила себя достаточно неплохо.

Будущее игр и консолей

После объявления в этом году о выпуске новых консолей Sony и Microsoft интересно будет оглянуться назад и посмотреть, как далеко удалось зайти консолям благодаря соперничеству. Сначала это были SNES и Sega Genesis, которые не просто сделали игры интересными, но и дали игрокам ощущение общности. Хотя эти консольные войны приняли форму соперничества, они создали необходимый для развития видеоигр компонент — соревновательность. Та же самая соревновательность показала миру на примере Sony PlayStation, какое влияние может оказать консоль, и она же привела к завершению конкурентной борьбы Sega на рынке консолей. Каким бы ни был результат этих консольных войн, они позволили игровому сообществу стать тем, чем оно является сейчас, в процессе развития повлияв на миллионы геймеров. Постепенно начинает появляться взаимная совместимость игр, которая позволяет совместно играть людям с разными консолями, но чаще всего друг против друга. Это тоже похоже на войну.

Примечание: можно спорить, кто становился победителем в той или иной войне консолей, сравнивая их игры и «железо». Но ради простоты я просто решил учитывать количество проданных устройств.

Источники:

Video Game History. History.

Console Wars: A History of Violence. PCmag.

Here’s Who Won Each Console War. Venturebeat.

A History of Console Wars. Pojo.

Sega and Nintendo Console War: Greatest Moments. Primagames.

Ten Facts About The Great Video Game Crash of ’83. IGN.

Evolution of Home Video Game Consoles: 1967–2011. Hongkiat.

The Brown Box, 1967–68. Americanhistory.

Автор: PatientZero

Источник

* - обязательные к заполнению поля