Маркетологи уже победили или почему я никогда не куплю себе топовый смартфон

в 7:42, , рубрики: будущее здесь, маркетологи, смартфоны, экономика

Перечитывая очередную статью о новом смартфоне очередной именитой компании, мне в милионный раз резанул глаз эпитет «бюджетный», применённый к смартфону стоимостью около 13 тысяч рублей.

Маркетологи уже победили или почему я никогда не куплю себе топовый смартфон - 1

Достаточно, товарищи! Тут не будет сравнения характеристик или рассуждений о жизненной необходимости 18 Мп камеры против 13 Мп. Под катом я подробно, с фактами и с примерами, объясню почему нас всех поимели господа маркетологи.

В общем-то не было бы никаких проблем, если бы подобными прилагательными (бюджетный, доступный, etc...) награждали телефоны исключительно маркерасты в своих корпоративных бложеках — ну подумаешь, бредит себе сумасшедший, главное никого не трогает. Но ведь эта проказа постепенно заразила и простых смертных — достаточно бегло почитать комментарии к обзору какого-нибудь смарта от любого хоть немного популярного бренда.

Сказать прямо, мы живём в такое время, когда бренд может продавать практически любой продукт по любой цене, просто налепив на него свой шильдик. Недавние китайские баулы от модного бренда за 2к евро это лишний раз подтверждают. Про яблочную продукцию вообще молчу, это уже притча во языцех. Печально становится, когда люди не просто вынуждены покупать по таким ценам, а более того, привыкают такое положение вещей считать нормой. Ещё печальнее осознавать, что именно сейчас это и произошло с рынком смартфонов.

Начнём с забавного. Итак, имеем «бюджетный» смарт за 13 000 деревянных русских рублей.

Что сегодня можно сделать на эти деньги? Можно, например, заплатить за квартиру, а на сдачу ещё почти три рабочих недели обедать и ужинать в столовой на работе. Ну или до конца месяца только обедать. Месяц нормального питания в столовой и кварплата не сильно впечатляют? Оукей. Приведу пример с КДПВ. На эти деньги можно купить 100 кг (!!!) картошки + 18 кг мяса и ещё бухла на сдачу (сам я не пью, но вдруг кто заинтересуется). Если не налегать сильно на картофан на такой диете можно легко прожить заметно больше месяца, питаясь при этом как какой-нибудь буржуа («мне, пожалуйста, картошку в мундире и стейк средней прожарки»). Хотя, такая диета мало кому пойдёт на пользу, да и надоест быстро, к тому же всё это надо готовить. Но вообще, я думаю мысль понятна — на 13к рублей при правильном подходе легко можно кушать в своё удовольствие пару месяцев.

Конечно, сравнение с едой мало кто оценит (надеюсь блокадники GT не читают), хотя лично мне даже спустя пять лет после голодной армии кажется это весьма наглядно. Тем не менее, чуть объективнее выглядит сравнение с более материальными ценностями: на эти деньги уже вполне можно купить неплохой телевизор 32'', с поддержкой цифрового ТВ. А если накинуть ещё 1к, то и с Wi-Fi, и пусть это будет какой-то Mystery, но это уже вполне большой ТВ, чёрт возьми! А ещё, например, примерно те же 13к будет стоить в течении полугода покупать себе абонементы (на 8 посещений в месяц) в бассейн Динамо и плавать там в своё удовольствие.

Ну да ладно, пошутили и хватит. Я обещал факты, вот вам факты.

Сначала я хотел сравнивать «средние» современные смарты с обычными мобильниками, но есть мысль, что сравнение может быть не совсем корректным, т.к. практически во всех новых телефонах в основном используются большие экраны и относительно дорогие SoC в качестве процессоров. Поэтому для сравнения я использую одни из первых массовых смартфонов топ-сегмента. Аргумент по поводу изменения размеров экрана предлагаю считать незначительным, ввиду того, что технологии изготовления матриц существенно продвинулись, следовательно данные изменения в стоимости можно считать незначительными.

В нижнем же ценовом диапазоне раньше были одни только телефоны, да и там были совсем копеечные аппараты, так что сравнение заведомо бессмысленное, хотя можете попробовать.

Итак. 2007-й год. Вроде бы топовые девайсы (поправьте, если ошибаюсь).

Модель Розничная цена
из пресс-релиза компании
Nokia N81 490$
Nokia N81 8Gb 550$
Nokia N95 8Gb 690$
iPhone 8Gb 599$

У Nokia цены были в Евро, перевёл в доллары по курсу 2007-го. Модель N81 приведена для уравновешивания, так как не на все топовые смарты с 2016-го удалось найти цены для 64 Гб моделей.
Было бы ещё неплохо найти цены на Blackberry для объективности. Но, из того что я нашёл, везде были цены при покупке с контрактом, так что думаю это будет сложновато. Да и модель для сравнения выбрать не просто. Полагаю это что-то типа Storm должно быть. Если кто найдёт, скиньте, пожалуйста.

Итого: средняя цена на топовый смарт в 2007-м году = 582$

А теперь наш радужный 2016-й. Смартфоны топовые. Цены смотрел на оф.сайтах и/или на Amazon.

Модель Розничная цена
без привязки к оператору
iPhone 7 Plus 128Gb 869$
Galaxy Note5 64Gb 615$*
Sony Xperia XZ 32Gb 717$**
Huawei Nexus 6P, 128Gb 599$***

* Вообще, на сайте производителя цены на эту модель выше, причём есть как телефон с контрактом от Verizon за 792$, так и за 839$ с контрактом AT&T. НО по факту на официальном сайте вам за эту цену ещё положат очки VR. На Amazon'e за один телефон (без очков и не привязанный к оператору) цены колеблются от 580 до 640, и, так как вам в любом случае придётся что-то заплатить за доставку, я усреднил эту сумму до 615.
** Тут нужно отметить, что Xperia XZ это не флагман. Топ сейчас это, вроде как, Z5 Premium. Однако в некоторых официальных зарубежных Sony Store эту модель я в продаже не нашёл вообще. У них самое крутое это XZ. Но и тут не всё так однозначно. Например цена для британцев «всего» 549 фунтов, что по сегодняшнему курсу к доллару примерно 672. А для поляков, он же будет стоить 2 990 злотых, что по курсу к баксу уже 762. В общем, я взял среднее от этой цены. Кстати, в Колумбии этот же смарт стоит вообще 3200$, видимо сказывается число наркобаронов на душу населения.
*** Цену смотрел на оф.сайте, но при попытке купить он отправляет на Amazon где на 50$ дешевле и халявная доставка.

Итого: средняя цена на топовый смарт в 2016-м году = 700$

За девять лет цена на один и тот же товар выросла на 20%!

Возможно, дело в инфляции или какие-то проблемы с производством электроники? Это, конечно, маловероятно, ведь цены я брал из разных источников и разных стран, но всё же. Мне недавно весьма удачно попалась на глаза чья-то публикация на хабре, и я оттуда наглым образом утянул скан прайс-листа какого-то магазина с Царицино за 2002-й год. Сравнивать будем в долларах, чтобы избежать грязных инсинуаций с курсом.

Вот, полюбуйтесь: Скан весит 5 Мб.

Обратите внимание уже в 2002-м можно было взять себе какой-нибудь ЖК-монитор 15'' всего за 460$! Невиданная роскошь по тем временам. Что ж, давайте выясним, сколько сейчас будет стоит самый бюджетный ЖК с диагональю 21'' (прогресс-то не стоит на месте, чай научились как-то оптимизировать).

В общем, любой желающий может убедиться, что за 6500 рублей сегодня можно купить вполне сносный TFT-моник. Это… барабанная дробь… 102 доллара США.

Вот это да! Цена упала в четыре раза. Это ещё при том, что я смотрю по ценам для конечного потребителя, уже со всеми наценками и т.п. Даже если допустить, что тогда ЖК только появлялись, и вместо этого сравнивать сегодняшние 21'' ЖК с тогдашними 17'' ЭЛТ, получается, что средняя цена на них была в районе 200$, так что цена на ширпотреб всё равно упала в два раза к текущему моменту.

Что ж, может быть в мире стали меньше производить мобильников или упал спрос? Давайте разберёмся.

Вот интересные графики, которые демонстрируют нам бодрейший рост двух локомотивов рынка, пусть и в коротком интервале 2010-2012.

Маркетологи уже победили или почему я никогда не куплю себе топовый смартфон - 2

Я правда не очень понял почему они в 10-ом году почти с нуля стартуют, ну да ладно, оставим это на совести рисовальщика.

Возможно дальше дела у них пошли не столь здорово? Как бы там ни было, я нашёл ещё одну занимательную табличку, демонстрирующую нам, что общий рынок смартфонов с 2013 до 2016 вырос почти в два раза. Заранее извиняюсь за качество картинки, нашёл на просторах.

Маркетологи уже победили или почему я никогда не куплю себе топовый смартфон - 3

Спрос стабильно растёт, производство растёт… Конкуренция, судя по рынку тоже присутствует. А что цена? Тоже растёт?!

Пытаясь разглядеть точную картину сквозь пелену собственных заблуждений, я обратился к последнему аргументу, который, пожалуй, мог бы быть одним из самых весомых. Я нашёл замечательный пост в ЖЖ в котором автор собрал данные Росстата и построил множество графиков, иллюстрирующих покупательную способность населения России в период с 1995-го до 2015-го года.

По ссылке рекомендую сходить, там много интересного. Нас же интересуют в первую очередь красно-зелёные графики. И оценивать нужно значения 2007-го и 2015-го.

Вот, самый первый график. Иллюстрирует изменение покупательной способности по фруктам и овощам.

Маркетологи уже победили или почему я никогда не куплю себе топовый смартфон - 4

Как можно заметить, заметно более доступными стали яблоки, морковка и картошка. Однако, продовольстенные товары нас не сильно интересуют, так как там слишком многое зависит от экспортаимпорта и т.п. Сравним разные сегменты рынка. Вот, для примера, сравнение уровня по лекарственным препаратам:

Маркетологи уже победили или почему я никогда не куплю себе топовый смартфон - 5

Тут падение ниже уровня 2007-го уже практически везде. Смотрим дальше. Цены на музеи, выставки, театры и кинотеатры, т.е. на развлечение и досуг.

Маркетологи уже победили или почему я никогда не куплю себе топовый смартфон - 6

Доступнее стали только дома отдыха (кстати интересно почему). По доступности транспорта изменений тоже минимум — разве что билеты на самолёт и в купе поезда с чего-то стали доступнее.

Маркетологи уже победили или почему я никогда не куплю себе топовый смартфон - 7

Ну и последнее — цены на ЖКХ и сферу услуг:

Маркетологи уже победили или почему я никогда не куплю себе топовый смартфон - 8

Видно, что дешевле стала только стационарная телефонная связь, что, в общем и понятно.

Итого: из 27-ми позиций с 2007-го года доступнее стали только 8. Остальные либо заметно подорожали, либо изменились незначительно. Т.е. можно заключить, что покупательная способность Россиян с 2007-го года сколько-нибудь заметно не выросла.

Для пущей убедительности можно было бы сравнить себестоимость смартфона тогда и сейчас, но уж поверьте мне на слово, изменения там если и есть, то уж точно не в сторону роста. Ну или не верьте, нагуглите сами, всё легко ищется, это уже не раз считали.

Что же получается? Производство растёт. Спрос растёт. Люди не становятся богаче. А что цена? А цена растёт, причём весьма ощутимо. Как так?

А вот так. Всё просто. Люди готовы покупать данный продукт за эти деньги. Людей убедили, что именно столько оно и стоит. Нужно всего лишь чуть-чуть подогреть их интерес, заказать пару обзоров с эпитетами в духе «бюджетный», «доступный», etc… Установить минимальные цены для реселлеров. В общем, привить мысль, что данная вещь не стоит дёшево. И всё, можно плавно поднимать цены, на пару процентов в год, и вуаля, учитывая объёмы, общая прибыль будет расти в степенной зависимости.

Я, конечно, не питаю иллюзий, что данной статьёй смогу кого-то убедить, но всё-таки…
К чёртям такой маркетинг! Я никогда не куплю себе смарт дороже 10к!

Автор: Psychosynthesis

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля