Airbus вступает в гонку повторно используемых ракет-носителей

в 19:04, , рубрики: Airbus, космонавтика, Научно-популярное, ОДК, повторное использование, физика

В Интернете появилось видео, рассказывающее о проекте Advanced Expendable Launcher INnovative engine Economy (Adeline). Как явствует из названия, проект предполагает частично многоразовые ракетные ступени — пустые баки будут сбрасываться и разбиваться о землю, а двигатель — спасаться в специальном крылатом аппарате:


Разбор ролика

Понятно, что ролик необязательно рисовали люди, разбирающиеся в технике, но некоторые любопытные и забавные факты из него можно извлечь.

Airbus вступает в гонку повторно используемых ракет-носителей - 1

Очень забавно смотрятся в ролике стартовые сооружения для ракет-носителей семейства «Союз» в качестве старта новой ракеты. Это очевидная ошибка, потому что компоновка Adeline несовместима с «Союзами», которые подвешиваются на старте фактически за середину ракеты. Судя по закрытой башне обслуживания, создатели ролика вдохновлялись стартом в Куру:

Airbus вступает в гонку повторно используемых ракет-носителей - 2

Обратите внимание на боковые ускорители:

Airbus вступает в гонку повторно используемых ракет-носителей - 3

По своей форме и пропорциям они очень напоминают твердотопливные ускорители разрабатывающейся ракеты Ariane 6:

Airbus вступает в гонку повторно используемых ракет-носителей - 4

По информации с официального сайта, Adeline может быть совместимой с Ariane 6.

После отстыковки и торможения со скорости ~5 М, многоразовая часть раскрывает пропеллеры и может лететь на достаточно длительные расстояния. Разработчики говорят о возможности возврата на космодром, что актуально для того же Куру — к востоку от космодрома море, и взлетно-посадочных полос там нет.

Airbus вступает в гонку повторно используемых ракет-носителей - 5

Концепция складного пропеллера давно освоена, хотя широко встречается сейчас только в радиоуправляемых самолетах и мотопланерах:

Airbus вступает в гонку повторно используемых ракет-носителей - 6

Долетев до космодрома, многоразовая часть совершает посадку на аэродром:

Airbus вступает в гонку повторно используемых ракет-носителей - 7

В целом, схема полета выглядит так:

Airbus вступает в гонку повторно используемых ракет-носителей - 8

Также в Интернете есть фотографии испытаний масштабного макета Adeline:

Airbus вступает в гонку повторно используемых ракет-носителей - 9

Airbus вступает в гонку повторно используемых ракет-носителей - 10

Фичи

По словам разработчиков, проект будет обладать следующими особенностями:

  • Снижение стоимости запуска до 30%. Как утверждают создатели, двигатели стоят 70-80% ступени, поэтому их спасение будет выгодным.
  • Adeline представляет собой, фактически, оболочку для двигателя, поэтому ее можно производить в разных размерах и ставить на разные двигатели, что должно обеспечить большую гибкость.

Попытка оценки проекта

Идея отдельно спасать двигатели ступени достаточно очевидна. Дело в том, что пустая ракетная ступень очень хрупкая, а мягко ее посадить тяжело. Те, кто интересуется космонавтикой, наверняка в курсе, с каким трудом Элон Маск пытается сажать первую ступень Falcon 9, и, несмотря на множество попыток, это у него пока не получилось. Баки ракетной ступени — недорогая вещь. А если их сбросить, оставив только хвостовую часть с двигателем, то размеры и масса спасаемой части резко уменьшатся, и пытаться посадить ее будет проще.

Идея Airbus подкупает простотой технических решений. Да, придется тратить ракетное топливо на разгон крыльев, воздушных двигателей с топливом и шасси, но автоматический полет на крыльях с самолетной посадкой сравнительно легкого аппарата уже давно не представляет сложности.

Сейчас в ракетной технике очевидно увлечение многоразовостью. Очень похожий проект недавно представил ULA, но там двигатели спасаются на парашютах. Если сравнить эти проекты, парашюты легче, но посадка на парашютах неточная и менее комфортная для двигателей.

Не стоит забывать, что многоразовость может сделать ракеты дешевле, но на сегодняшний день опыт человечества здесь отрицательный — многоразовые Спейс Шаттлы вместо того, чтобы сократить на порядки стоимости вывода килограмма на орбиту, оказались самыми дорогими средствами выведения. Без просчитанного технологического процесса подготовки к повторному старту летавшей ступени никакой многоразовый проект не сможет быть успешным — выгоду от повторного использования съедят процессы межполетного обслуживания.

По тегу «облегчение доступа в космос» другие идеи по снижению стоимости вывода килограмма на орбиту — многоразовость, воздушный старт, «большой глупый носитель» и другие.

Самая первая публикация цикла — системы обеспечения мягкой посадки первой ступени ракеты-носителя.

Автор: lozga

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля