ГИА со смартфоном. Наше будущее здесь?

в 22:28, , рубрики: будущее здесь, информационная безопасность, Образование. ГИА. Экзамены., метки:

ГИА со смартфоном. Наше будущее здесь? - 1

Статья о том, как современные гаджеты «помогают» сдавать экзамены, и есть ли смысл с этим бороться.

К своему великому сожалению, не смог найти ни на одной из площадок Хаба, посвящённого образованию. Поэтому решил опубликовать статью в хабе “Будущее здесь”. Ведь наши дети — наше будущее, не так ли? Это не пустые слова и от того, как они сейчас учатся и как работает система приобретения и проверки их знаний, зависит и наше будущее и будущее нашей страны. Предлагаю небольшой рассказ о том, как новейшие IT технологии помогают сдавать ГИА в рядовой школе ближайшего Подмосковья, ведь не у всех есть дети, заканчивающие девятый класс.

Для начала вынужден отвлечься на небольшое лирическое отступление, но замечу что пишу об этот пост потому, что моя история не является исключением, к сожалению это тенденция.

После сорока я решил начать новую жизнь. Как это водится, красавица и умница жена ну и в придачу сын, давно вышедший из возраста детского садика. К сожалению, система воспитания в которой воспитывались я и моя дочь она уже закончила институт несколько отличались от той, что практикуется в семье жены. Поскольку подросток был в самой экстремальной стадии переходного возраста, менять что-то было уже слишком поздно.

Мне пытались с детских лет вбивать в мозги, что всего надо добиваться своим трудом и вообще Знание — Сила. В семье жены царил прагматизм. Кем стали бывшие отличники, лишившиеся волос раньше чем купили машину? В лучшем случае учителями в школе или завлабами. А вот троечники без комплексов — сплошь успешные бизнесмены! Если это не говорили прямо, то всегда подразумевали. Попытки объяснить что времена, когда бизнес можно было открыть вывозя на тачке лом цветных металлов с военного завода давно прошли. Аргументы что сегодня стать неучу новым русским без знаний сложно даже если он сын генерала или чиновника оставались без внимания.

Не удивительно, что приёмный сын не слишком старался напрягать себя учёбой. По началу домашние задания ему помогала делать бабушка, потом он стал списывать решения с многочисленных сайтов именуемых на жаргоне подростков “ГДЗ”. На их существование наша госдума, регулирующая всё и вся, почему то упорно закрывает глаза. Потом он просто перестал выполнять какие либо домашние задания вообще, ну а под конец решил, что и в школу стоит ходить только когда уж совсем скучно станет. Сомневаюсь, что за последнее полугодие он посетил хотя бы половину занятий.

Система отчётности в современной школе работает таким образом, что за выставленные двойки в четверти учителей ждут гораздо большие неприятности, чем учеников. Второгодники же вообще выбивают в ней брешь. Поэтому тройки ставят всем. В наши времена двоечника могли пропесочить на комсомольском собрании, но сейчас и этого рычага нет. Получается, что у учителей просто отсутствуют какие либо меры воздействия к ученикам, которые не слишком то стремятся получать знания. До конца девятого класса их нужно довести ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. Не ходят они в школу, ну и что. На уроках спокойнее, успевающих детей не отвлекают.

Ну хорошо, учёба учёбой, но ведь есть ещё выпускные экзамены, скажете вы. Суровые тесты, придуманные докторами наук, специфические для каждого региона. Вот он час истины для двоечника! Я тоже так считал. Ещё вчера. Реальность же совсем другая.

Я думаю вы получили представление о степени подготовленности моего сына, поэтому пора наконец переходить собственно к процедуре сдачи экзаменов из за которой я и написал этот опус.

Час Истины. ГИА. Математика.

Наш герой решил не утруждать себя написанием шпор и даже поиском ответов в интернете. Главное — хорошо выспаться перед экзаменом. Для тех кто не в курсе в отличие от ЕГЭ, ГИА сдаются в стенах родной школы. Правда всё продумано и в школу высаживается Высокая Комиссия, состоящая из преподавателей соседних учебных заведений. Беспристрастные судьи, которые должны пресекать любые злоупотребления. Кроме этого, на входе школьников встречают учителя, забирающие под роспись сотовые телефоны. Однако, ученикам как джентельменам верят на слово, поэтому отдать можно старую лет пять как не работающую нокию, больше подходящую в качестве музейного экспоната. Экзамен не митинг и даже не покупка билета на пригородную электричку — рамку металлотедектора тут поставить нельзя. Замечательно, учителями галочка поставлена, а четвёртый айфон спокойно живёт себе в кармане.

Наш герой тянет свой вариант и получает набор листков. Кстати, благодаря их количеству очень легко замаскировать под один из них лишний листочек со шпорой, но ведь её ещё писать надо, или хотя бы распечатать на принтере! Зачем так напрягаться! Молодой человек садится на вторую парту и читает задание. В нём, как и положено, примеры разной сложности, Парочка совсем простых, их можно сделать самостоятельно. Замечу, что молодой человек совсем не дурак, он очень даже не плохо соображает, просто не любит напрягать мозги зря. К тому же, в младших классах он ещё выполнял домашние задания, пусть с помощью бабушки, и прилежно ходил в школу. Благодаря этому багажу знаний два простейших арифметических примера примера честно решены! Для трояка однако маловато будет. Но время работает на учеников и член независимой комиссии начинает терять бдительность, а значит из кармана можно достать айфон и используя его в качестве калькулятора решить ещё несколько арифметических примеров посложнее.

Дальше начинаются проблемы. Айфон не умеет решать задачи и даже квадратные уравнения, а тут ещё эта геометрия. Ведь надо не просто знать, что сумма углов в треугольнике равна ста восьмидесяти градусам, а пошевелить мозгами чтобы на основе этих знаний решить задачку в два действия! Но время — червь истории. Оно точит реальность без устали, чего не скажешь о независимых членах приёмной комиссии. Для них приходит радостная весть — в столовой уже накрыта поляна и можно сделать перерыв в их тяжёлом труде, ведь родные учителя всегда готовы работать за двоих.

После того, как наблюдатель из соседней школы удаляется, начинается массовая миграция в туалет. Наш герой встаёт в очередь, а пока она движется аккуратно переснимает все задания на камеру айфона. Вот очередь и подошла, однако быстро выясняется, что искать в интернете решения уже поздно и тут на ум приходит спасительная мысль, видимо под действием передачи “Что? Где? Когда?”. Да, маме звонить бесполезно — она принципиальная, но ведь есть ещё бабушка. На её айфон уходит ММС с фотографиями заданий, а для верности ещё производится звонок, в котором ей сообщается, что на поиск ответов ей отводится целых пол часа. Ура, дело сделано. Теперь можно возвращаться в класс и занимать очередь в туалет по новой. Сорок минут приходится поскучать. Затем черновик в карман и в туалет. Там выясняется что бабушка не успела справиться со всеми заданиями, хотя привлекала деда, вторую дочь и соседку. Но на четвёрку нарешать таки успела. пять минут лихорадочной работы на подоконнике — копирование решений с экрана айфона в черновик и можно возвращаться в класс.

Ещё 20 минут на то, чтобы перенести решения в чистовик и сфотографировать результат для домашнего анализа и становится совсем скучно. Спасает третий поход в туалет. Беда что разговаривать в нём не слишком удобно, поэтому наш герой садится на подоконник прямо на против двери в класс, набирает номер закадычного друга и делится с ним деталями своих удивительных похождений. Тут везенье от него отворачивается — на него натыкается ЗАВуч, глаза у которой становятся квадратным от увиденного. Дело заканчивается изьятием телефона. Обиженный молодой человек решает что терять время ему тут больше не за чем, возвращается в класс, сдаёт задание и отправляется праздновать с друзьями свою четвёрку.

Вечером, забрав телефон, он заходит в гости к бабушке. Анализ фото его чистовиков показывает что пару заданий он умудрился скопировать таки неверно, так что до четвёрки ему не дотянуть. Внимательней надо быть!

Русский язык. Великий и могучий.

На подготовку дали почти неделю. Как настоящий разведчик, наш молодой человек готовился всё это время морально, в основном убивая врагов на экране компьютера. Однако, учтя опыт сдачи первого экзамена, последней вечер решил таки посвятить более детальной подготовке. Отвлёкся от шутеров и скачал из интернета варианты заданий своего региона на айфон, благо сайты с ними никто блокировать не собирается!

В результате всё случилось гораздо прозаичней, чем в первый раз. Бабушка осталась без работы. Потребовался всего один поход в туалет для копирования материала с айфона на черновик. Задание он сдал первым и пришёл домой с сияющим лицом. Уверен что получит за экзамен пятёрку, которая после усреднения с его тройкой за обучение в школе, даст в итоге четвёрку.

Подмосковье не Россия. Всё путём

Вот так сегодня сдают экзамены в самом ближайшем Подмосковье. Интересно как же тогда их сдают в Северо-Кавказском регионе? Как наши отличники и хорошисты будут учиться в колледжах и институтах. Кого послезавтра мы будем принимать на работу и кто придёт нам на смену?

Вы конечно можете сказать, что при желании всё необходимое этот молодой человек может всё найти в интернете, когда понадобится, ведь я упомянул что он далеко не дурак. Да, не дурак, но он не привык напрягаться. Он не привык думать, у него для этого есть бабушка и айфон. А потом мы удивляемся, почему люди не пытаются анализировать информацию, которая льётся в центральных телеканалов!

Самое страшное, что почти все его друзья такие же! Они прагматики. Зачем учиться 9 лет, если можно всё списать перед экзаменом? Да, во времена моих школьных лет система образования тоже была не идеальна. Да, по итогам восьмого класса тоже не ставили двоек, но и пятёрку за экзамен двоечнику было не получить!

Попытка превратить учителей и учеников в бездушные винтики Машины Единых Государственных Стандартов дают кошмарный результат

К чему я всё так подробно описал? За последние 20 лет произошло три информационные революции — широкое внедрение персональных компьютеров, распространение сети интернет и появление очень функциональных мобильных гаджетов. Молодое поколение впитывает в себя эти изменения, а система обучения остаётся старой, архаичной. У нас вроде бы проводятся попытки её модернизировать, но они свелись к копированию американской системы контроля знаний времён шестидесятых годов прошлого века. Не удивительно, что результаты плачевны.

Нужна коренная перестройка процесса образования, учитывающая то, что в наше время к большей части информации можно получить мгновенный доступ. В сегодняшнем мире нет смысла бороться с теми же мобильными устройствами. Необходимо встроить возможности этих устройств в процесс получения знаний. Бороться с их с их применением бессмысленно и вредно. Не зачем сегодня пытаться делать из подростков ходячие энциклопедии, когда доступ к этим знаниям можно получить в любом месте за несколько секунд. В молодые мозги нужно вкладывать совсем общий, базовый набор, знаний и основных принципов. Основной же упор, по моему мнению, сделать на умении быстро получать, обрабатывать и систематизировать информацию, а затем использовать её для решения задач.

Пока же мы имеем подходы из прошлого тысячелетия. Не удивительно, что сегодняшние молодые люди теряют интерес к подобному образованию, которое не отвечает их потребностям. Вместо развития способностей решения задач их «натаскивают» на тесты выпускных экзаменов. Тесты, содержание которых можно за 5 минут скачать из мобильника. Молодёжь не понимает зачем тратить 11 лет жизни на такое обучение! Результат — большая часть просто теряет интерес к учёбе, а меньшая учится вопреки программе и стандартам. Кому повезло с преподавателями занимаются с ними, но большинство самостоятельно, используя возможности сети и внешкольного обучения. Именно из таких людей получающих знания не благодаря а вопреки сегодняшней системе обучения, рождаются редкие хорошие специалисты, за которыми идёт охота работодателей.

P.S. Кафедре Общей Физики МИЭТ образца 1983 года посвящается. На ней уже в те годы можно было приносить на экзамен справочник и даже учебник. Но если ты не мог решить задачу что было главным критерием глубоких знаний или объяснить преподавателю смысл закона физики, который выписал в экзаменационный лист, то больше чем на тройку рассчитывать не мог. Преподаватели кафедры уже тогда проповедовали индивидуальный подход, а не пытались загнать всё в распухающие всеобъемлющие образовательные стандарты!

Автор: progchip666

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля