CBS: все гениальное — просто, или Как я поступал в датский университет

в 7:35, , рубрики: copenhagen business school, дания, магистратура, образование зарубежом, обучение за рубежом, университет, Учебный процесс в IT, метки: , , , , ,

Приятно удивленный интересом Хабра-сообщества к моему опыту обучения в Copenhagen Business School, я решил не останавливаться на достигнутом инвайте и продолжу рассказ весьма банальной, но, хочется верить, не менее интересной собственной историей поступления в заграничный университет. Так что если вы всегда хотели знать, но боялись спросить о существующих в CBS «айтишных» программах, процедуре поступления и возможностях отхватить кое-чего у датских налогоплательщиков в виде стипендии, то добро пожаловать под кат.

image

0. Вступление

Честно говоря, решение о переезде за границу было для меня неожиданным. На протяжении обучения в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова мыслей о дальних странах практически не возникало. Однако не потому, что это было неинтересно или меня вполне устраивала существующая в России модель образования, а, скорее, потому, что подобный проект казался малореалистичным: «дорого», «далеко», «непонятно». В результате, получив в 2009 году «специалиста», я без задних мыслей поступил в аспирантуру на родную кафедру (попутно неприятно удивив военкома, уже собравшегося отправлять меня в войска) и подался на госслужбу.

Впрочем, не прошло и полгода, как мысль о желательности зарубежного опыта все-таки посетила мою светлую голову. Сложно сказать, какой фактор оказался решающим: политическая обстановка, кричащая неэффективность государственной машины, относительная бесперспективность провинциального города, или стремление к новому опыту, но после того, как идея была поддержана на семейном совете и в кругу друзей, я принял решение заняться вопросом вплотную и начал искать, чему и как можно обучиться в Европе. Бесплатно, естественно, ибо сбережений, способных удовлетворить запросы заграничных университетов, ни у меня, ни у моей семьи не наблюдалось.

Первым греющим душу фактом оказалось достаточно широкое разнообразие стипендий и грантов, ориентированных на потенциальных студентов не из ЕС (жители ЕС за обучение в Европе, как правило, не платят; по крайней мере, в Скандинавии). Почти каждый солидный университет или бизнес-школа имели свои программы, которые, впрочем, серьезно отличались условиями: где-то можно было покрыть лишь расходы на обучение (а иногда и вовсе их часть), где-то же предлагался полный социализм с ежемесячной компенсацией бытовых расходов. Иными словами, оказалось, что возможностей исполнить мечту идиота о зарубежном образовании было достаточно много. Оставалось только лишь их использовать. По крайней мере, попытаться.

Впрочем, без сдерживающих факторов тоже не обошлось. Будучи прилежным молодым ученым и, что более важно, потенциальным призывником, об уходе из аспирантуры я, естественно, не думал. Но и тратить три года на написание диссертации и год на ее защиту — а, значит, отодвигать эмиграцию на солидный срок — тоже не особенно хотелось. Поэтому, получив благословение научного руководителя на досрочную защиту, я-таки сумел к концу 2011 года не только собрать материал и написать необходимые главы, но и пройти весьма нервную процедуру публичного представления результатов, став «кэном».

Таким образом, путь от идеи к ее воплощению занял у меня около 2-х лет (с весны 2010 по весну 2012). В течение этого времени, я нашел наиболее привлекательные для меня стипендиальные программы, подготовился и сдал TOEFL, выправил и отправил все необходимые документы. Надо сказать, что поступая на более чем 15 программ в разных вузах Европы, я ориентировался главным образом на Скандинавию (Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия) — пусть и дорогую, но отличающуюся высоким уровнем жизни географическую область. Впрочем, стипендию Erasmus Mundus, а также London School of Economics я тоже попробовал. Правда, безрезультатно.

Весной 2012 года я получил приглашения из Copenhagen Business School, Stockholm University, и нескольких финских университетов. Радости, конечно, не было предела. Тем более, что большинство из них включали стипендии разного номинала. В результате сопоставления рейтингов, величины стипендий и содержания образовательных программ, я принял решение выдвигаться в Данию, откуда, собственно, и ваяю сей труд. Ниже вы найдете большую часть подробностей этого моего проекта, оказавшегося на удивление очень удачным.

image

1. Программы и требования

Первый этап, с которым сталкивается большинство потенциальных иностранных студентов, — это выбор программы. И это, надо сказать, не просто, ибо европейские университеты имеют в своем активе самые разнообразные курсы, готовые удовлетворить самого взыскательного студента. В отношении Copenhagen Business School я рассматривал 2 «айтишные» магистерские программы, а также что-нибудь про инновации и предпринимательство. На «айтишные», в результате, не хватило кредитов, а вот инновации оказались весьма привлекательными. Ниже привожу описания и требования по этим программам (информация взята с сайта университета):

MSc in Business Administration & Information Systems — Information Management

Цель программы — дать знания для работы, связанной с информационным менеджментом, стратегическим развитием, а также дизайном информационных сред. Программа учит диагностировать и анализировать вызовы в сфере информационного менеджмента и отвечать на них посредством глубокого понимания отношений между информацией, технологиями, людьми и организациями. Потенциальные места работы выпускников: менеджеры проектов, дизайнеры информационной архитектуры, корпоративные информационные менеджеры, главные информационные офицеры (chief information officers). Предметы: социальная информатика (принципы социального веба); формирование стратегии в международной обстановке; социальный анализ и дизайн ИТ в организациях; управление информационными системами и изменениями; стратегический информационный менеджмент; лидерство и коммуникации; курсы по выбору; магистерская диссертация. Требования к поступающим: 7,5 ECTS кредитов* по макро- и микроэкономике; 15 кредитов по организации/управлению персоналом и/или стратегии и/или менеджменту; 7,5 кредитов в информационных системах; 22,5 кредитов в computer science или информационном менеджменте.

* Для информации: 1 ECTS в Дании приравнивается к 27,5 академическим часам из российского диплома. Естественно, чтобы покрыть те или иные требования могут использовать несколько курсов одновременно. Названия не принципиальны. Принципиально содержание, которое описывается поступающим в отдельном документе.

MSc in Business Administration & Information Systems — IT Management and Business Economics

Цель программы — снабдить студентов навыками в таких областях, как ИТ-стратегия, ИТ-разработка, проектный менеджмент, а также interaction design (не смог адекватно перевести). Программа ориентирована на сложные вызовы и проблемы, связанные с дизайном, разработкой и внедрением ИТ в организациях. Потенциальные места работы выпускников: ИТ-менеджер; менеджер по разработке; менеджер проектов; ИТ-архитектор. Предметы: ИТ-менеджмент и бизнес-экономика; формирование стратегии в международной обстановке; социальный анализ и дизайн ИТ в организациях; управление информационными системами и изменениями; стратегический информационный менеджмент; дизайн информационных систем; управление ИТ-ресурсами; курсы по выбору; магистерская диссертация. Требования к поступающим: 7,5 ECTS кредитов по макро- и микроэкономике; 15 кредитов по организации/управлению персоналом и/или стратегии и/или менеджменту; 7,5 кредитов в информационных системах; 22,5 кредитов в computer science или информационном менеджменте.

MSc in Economics and Business Administration — Innovation Management and Business Development

Программа учит анализировать и управлять инновациями, а также их коммерциализацией в компаниях, основанных на знаниях, а также тренирует студентов в определении и преодолении барьеров на пути изменений через развитие аналитических способностей, командной работы и коммуникативных навыков. Потенциальные места работы выпускников: специалист по развитию бизнеса; предприниматель; участник стартап-команды; менеджеров проектов и продуктов. Предметы: инновации и знания; предпринимательство; развитие продуктов и управление проектами; стратегические финансы и контроль; стратегия и маркетинг; интегрированный проект; курсы по выбору; магистерская диссертация. Требования к поступающим: 7,5 кредитов в организации; 7,5 кредитов в микроэкономике; 15 кредитов в финансах и бухучете; 7,5 кредитов в маркетинге; 7,5 кредитов в количественных методах/статистике; 45 кредитов в бизнес-администрировании.

Конечно, учитывая, что CBS — бизнес-школа, даже «айтишные» программы ориентированы на тех, кто знаком с бизнесом. Впрочем, для меня это и было интересно, поскольку кроме «специалитета» по менеджменту хотелось магистра в ИТ. Но, к сожалению, не хватило кредитов.

При поступлении в CBS абитуриент может выбрать до 5 программ и должен расставить их в порядке приоритета. Соответственно, если самая заветная мечта оказалась в пролете, есть шанс поступить на вторую, и так далее. Учитывая, что в этом году процент поступивших от общего количества абитуриентов составляет порядка 68%, оказаться студентом CBS не очень и сложно. Впрочем, оплачивать обучение и жизнь в недешевом Копенгагене существенно сложнее.

Для неевропейцев (в смысле выходцев из стран, не входящих в ЕС или «скандинавское братство») стоимость обучения на всех указанных выше программах одинакова — 12 500 евро в год, т.е. 25 000 за полный курс обучения. Впрочем, CBS предоставляет каждый год порядка 25 стипендий, полностью покрывающих стоимость обучения и предполагающих ежемесячные выплаты в размере 5 500 датских крон (4 800 после вычета налогов). О конкурсе на стипендии судить сложно, но в этом году из неевропейских стран приехали около 150 студентов (при этом Россия впереди всех в рейтинге с 12 студентами), что говорит о конкурсе порядка 6 человек на стипендию.

image

2. TOEFL

Поступление для меня началось где-то за полтора года до начала приема документов — летом 2010 года, окончательно решив поступать в Европу, я начал готовиться к TOEFL тесту, проверяющему знания английского языка в четырех областях: чтении, восприятии на слух, разговорных навыках и академическом письме. Для выполнения норматива CBS нужно было набрать 80 баллов (сейчас его подняли до 91) из 120, что представлялось вполне реальным. Впрочем, в Швеции планка была куда как выше, а потому поставленная мной цель составляла 100 баллов, что на тот момент казалось не таким простым делом.

Как уже отмечали на Хабре мои товарищи по «заграничному счастью» подобного рода стандартизированные тесты весьма специфичны. По большому счету отсутствие каких-то знаний в них вполне можно компенсировать знанием структуры и содержания экзамена, а также использованием разного рода хитростей вроде техники исключения неправильных ответов или заранее подготовленным шаблонам ответов. На момент окончания университета английский язык я если и знал, то не выше уровня intermediate — более-менее сносно читал, мог что-нибудь написать, а вот с восприятием на слух и тем более разговорной речью были большие проблемы. Впрочем, ко дню экзамена летом 2011 года их удалось более-менее решить.

В процессе подготовки я использовал скачанные с торрентов книги-самоучители и практические тесты, которые помогли мне натаскать себя на вопросы и познакомили с хитростями. В плане улучшения восприятия на слух благодарен подкастам Voice of America Special English. Разговорную речь в отсутствие практики было улучшать сложно, но опять же помогли шаблоны ответов, почерпнутые из специализированной литературы.

Результат подготовки непостижимым для меня образом превзошел все ожидания. Я получил 112 баллов из 120 и потому уверенно подпадал под любые европейские требования. Первый барьер оказался позади.

image

3. Подача документов

В отличие от многих университетов, с которыми мне пришлось столкнуться, CBS полностью полагается на электронную систему подачи документов, что представляется весьма удобным — не надо тратить деньги на корреспонденцию, перевод и заверение дополнительных копий. При этом политика вуза настолько либеральна, что они оказались в моем списке единственными, кто не требовал печатей нотариуса на сканах диплома или подписи переводчика. Не знаю, приходилось ли CBS сталкиваться с мошенничеством со стороны абитуриентов, но мне такое доверие очень импонирует.

С 15 декабря 2011 года по 1 февраля 2012 года мне предстояло подготовить и загрузить в систему следующие документы:

  • скан диплома с приложением и их переводы (как я уже отмечал, печатей нотариуса и подписи переводчика не требовалось; единственное — сканы желательно отправлять цветные);
  • скан письма с результатами TOEFL теста (впрочем, для них это филькина грамота, ибо единственным подтверждающим документом должно быть письмо от центра тестирования ETS, отправку которого в тот или иной вуз можно заказать при регистрации на экзамен или после него);
  • описания (на английском) курсов, изученных в университете, а также тезисы дипломного проекта (это им необходимо для оценки того, подходит ли абитуриент под требования программы; предполагается, что описания курсов можно запросить у российского университета, но я поступил много проще — искал стандарты в интернете и переводил; ограничивался лишь наиболее релевантными предметами; никаких печатей не ставил);
  • мотивационное письмо (этот документ необходим лишь тем, кто претендует на стипендию, и должен раскрыть мотивацию абитуриента, его положительную личность и так далее и тому подобное);
  • самооценка (короткий документ, в котором абитуриент описывает, каким образом он подходит под требования программы в плане ECTS, английского языка и т.п.).

Собственно, это все. Как видите, за исключением TOEFL'a (результаты которого можно, впрочем, прислать, как я понял, и после решения об условном зачислении) никаких особых сложностей пакет документов не вызывает. И это, опять же, характеризует CBS в лучшую сторону.

Единственным не очень приятным фактом оказалась необходимость перечисления регистрационного взноса в размере 150 евро. При этом карточкой оплатить было невозможно — пришлось организовывать банковский перевод, что в России (по крайней мере, в провинции) оказалось муторным и недешевым занятием. Впрочем, теперь, когда я поступил и начал учиться, взнос должны возвратить, что определенно радует.

Возвращаясь к процедуре поступления, замечу, что закончил я ее в начале января, а потому меня ожидали 1,5 месяца томительного ожидания, ибо результаты поступления и распределения стипендий должны были огласить 1 марта. Впрочем, скучать мне особенного не приходилось — в январе-феврале я активно подавался в другие университеты (например, в Финляндии).

1 марта 2012 года я узнал, что поступил на 1-й приоритет. Решение же о стипендии было перенесено на 2 марта. Не помню, чтобы сильно волновался эти 24 часа, но когда в инбоксе оказалось письмо со вступительными словами «We are happy to inform you...» время на какой-то период остановилось. Два года подготовки и напряженной работы оказались вознаграждены.

В течение весны подобные же письма пришли из Швеции и Финляндии. И хотя к тому моменту я уже дал согласие на стипендию в CBS (это нужно было сделать достаточно быстро), встал вопрос о выборе наиболее перспективного варианта. В Швеции была существенно выше стипендия, однако Stockholm University стоял в рейтинге ниже CBS, да и программа хоть и называлась красиво (Strategic IT Management), была новой и казалась не очень сбалансированной. Финляндия же не очень привлекала слишком близким расположением к России, а также слухами о странностях и закрытом характере финнов. В результате, коней на переправе я решил не менять и к великому удивлению шведов и финнов (они несколько раз интересовались, уверен ли я) отказался от всех предложенных мест за исключением CBS.

В середине августа я прибыл в Копенгаген и начал новый этап своей жизни. Впрочем, это уже другая история, которую я планирую рассказать в следующем материале, посвященном бытовым мелочам и общим впечатлениям от Дании.

image

4. Заключение

Перечитывая написанное, я в очередной раз удивляюсь, каким простым делом мое поступление кажется на первый взгляд. Впрочем, если отбросить личные переживания, оно действительно было не очень сложным. И это касается не только CBS, но и других европейских университетов. И это подводит меня к выводу, который не был очевидным 3 года назад, однако стал таковым теперь: обучение за границей, кто бы что ни говорил, является ценным опытом, и при сильном желании этот опыт можно получить без каких-либо серьезных усилий, а потому надо пробовать, использовать любую возможность. Иными словами, бороться и искать, найти и не сдаваться.

Источник фотографий: cbs.dk

Автор: Prohamster

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля