Дмитрий Степанов: У нас близкие отношения с медийными лидерами 

в 13:50, , рубрики: Новости

В конце прошлого года обновленная "Рамблер-Афиша", казалось, вышла из режима "закрытой беты" и презентовала результаты своей работы - в первую очередь, новую главную страницу. Вскоре после рассказа об успехах последовало закрытие целого ряда сервисов, оставившее рынок в некотором недоумении и, местами, сожалении. Roem.ru побеседовал с директором по продуктам "Афиши-Рамблера" Дмитрием Степановым, чтобы разобраться в этих противоречивых сигналах. 

- Решение о закрытии-продаже сервисов - это ваше управленческое решение по экономии ресурсов, навязанная сверху политика "Профмедии" по сокращению издержек или что-то ещё? 

Конечно же, наше решение. Мы не делаем то, во что не верим. Плюс, мы бережем наши ресурсы и хотим инвестировать очень сфокусировано.

- В конце года на первой презентации "нового Рамблера" Молибог говорил о приросте пользователей как основной метрике правильного пути развития. Спустя два месяца некоторые из этих сервисов (у которых был прирост заявлен) уже "не вписываются в концепцию развития". У вас всё еще идет этап отбраковки лишнего, или он теперь будет постоянным?

Мы постоянно проверяем на прочность то, что делаем. Мы считаем, что это единственно возможный способ движения вперед. В этих проверках, разумеется, принимают участие не только члены команды, но и акционеры, коллеги по цеху, СМИ. Мы так поступали всегда и хотим сохранить эту способность в будущем. Что касается растущих сервисов - это, видимо, про Карты? Да, тогда казалось, что скромные успехи Карт можно смасштабировать, но в начале года мы еще раз все взвесили и решили, что будет куда разумнее перераспределелить эти ресурсы в пользу Главной.

- А каковы критерии успеха для Главной?

Критерий успеха любых интернет-проектов, если совсем грубо оценивать - это деньги и аудитория (которую в будущем можно монетизировать лучше, чем она монетизируется сейчас). При этом, стабильная и растущая аудитория может случиться только в том случае, если ты какие-то пользовательские проблемы решаешь лучше, чем другие. То есть, мало иметь просто Почту, она должна обладать какими-то уникальными возможностями, релевантными либо для всей аудитории, либо, как минимум, для какой-то ее части.

- И как у Главной с деньгами?

По итогам января мы видим приличный рост. Как он соотносится с ростом рынка не ясно, потому что пока нет цифр по рынку.

- Дима, а как проходит"проверка на прочность"? Сформулируй, пожалуйста, еще раз концепцию, в которую те же Карты не вписались?

Концепция - ровно та, которую мы озвучивали в рамках презентации новой Главной - портал вокруг медиа, вокруг персональной картины дня. Компоненты портала должны либо повышать качество медиа-платформы, либо быть очень и очень частотными (это и есть критерий "портальности"). В качестве примера частотного сервиса могу привести Рамблер-Почту. Исключение - проекты, которые являются интересным бизнесом - например, Рамблер-Касса. Если перечислять списком, приоритетными в этом году являются следующие ресурсы: Главная страница, Новости, Почта и Касса; среди инфраструктурных проектов - Модель пользователя, маркетинг и продвижение.

- То есть, Почта - якорный сервис? Или вы верите в то, что новые пользователи будут приходить на Главную, чтобы удовлетворить свои потребности в информации лучше, чем где-то еще?

Почта - пример частотного сервиса, "сердце нового Рамблера" - персональная картина дня, платформа для медиа.

- А не маловато такая концепция даёт добавочной ценности по сравнению с исходными сервисами, из которых собирается портал? К тому же, идея агрегаторов, наполняемых вручную пользователем или редакцией, кажется устаревшей - по сравнению с умной фильтрацией через социальный граф и прочие автоматические всасыватели-анализаторы интересов, edge rank и т.п.?

Если бы это было так, не было бы такого бума новостных агрегаторов, таких как Flud News, Flipboard, News360, Zite, News.me, Prismatic, Wavii (тут нужно отдельно отметить, что наши амбиции выходят далеко за пределы этого понятия). Социальные сети сегодня - это прежде всего место общения (что у друзей? чем они живут? что думают о происходящем?), социальные сети сегодня не решают тех проблем, которые стараемся решить мы - не пропустить важного и лучшего.

- Упомянутые тобой западные аналоги, кажется, делают кассу на микшировании контента из разных платформ (а не только классических медиа) и на адаптации под мобильные устройства. Ничего этого мы не видим на новом Рамблере.

Они все разные, и часть из них занимается только профессионально произведенным контентом. Спрос на такой контент куда выше, чем можно себе представить в процессе чтения Фейсбука. Не могу не сказать, что мы начали строить такую платформу раньше 99% из перечисленных мною сервисов. 

Про сравнение с перечисленными агрегаторами. Мы уже сегодня собираем не только новостной контент. У нас есть мнения и рекомендации: 3 лучших фильма в прокате, 10 лучших новых банковских вкладов, и тому подобное. Авторы - главные русскоязычные эксперты в своих областях. Дальше будет больше. 

Кроме того, мы "видим" близко к 100% дневной аудитории Рунета: с помощью Модели пользователя мы научились неплохо определять пол, возраст, интересы аудитории. Здесь, разумеется, есть бесконечное пространство для улучшени, но уже сейчас виден очень и очень заметный эффект от применения Модели - рост CTR'ов, глубины просмотра, возвращаемости аудитории составляет от 30% до порядка. Наконец, у нас близкие отношения с лидерами российского медийного рынка (например, нам принадлежат Лента и Афиша). Мы понимаем их проблемы и чаяния, у нас есть возможность быстро на них реагировать.

- Как в концепцию развития Рамблера вписывается мобильный интернет?

Мы стараемся держать язык за зубами и не рассказывать о том, над чем сейчас работаем. Тут сделаю исключение из правил и скажу, что до конца первого квартала мы запустим новую мобильную Главную. Новые мобильные Почту и Поиск мы открыли в конце прошлого года. Там, к слову, в связи с этим случился практически двукратный рост.

- Дима, выше ты говоришь о том, что спрос на, назовем это "хорошо упакованный" профессиональный контент, больше, чем можно предположить. Это спрос со стороны пользователей или бизнеса?

Спрос и со стороны массового пользователя, и со стороны бизнеса. Бренды хотят быть в контексте такого контента, продавцы товаров и услуг мечтают об интеграции с ним своих сервисов, Рамблер-Касса тому подтверждение. Я говорю прежде всего о рекламодателях, но, судя по ажиотажу среди поставщиков контента, им предложенная модель тоже очень интересна (с другой стороны было б странно, если было иначе).

- Создается впечатление, что контент, который предлагают Главная ("10 лучших банковских вкладов" и т.д.) - это в основном product placement. Но пользовательская активность не исчерпывается одним лишь потреблением, как бы это ни было привлекательно с коммерческой точки зрения.

Конечно, это не product placement. Это тот контент, который, как считает наша Модель пользователя, будет тебе интересен. Угадать получается не в 100%, но, тут, как и в случае с поиском, над релевантностью можно и нужно работать бесконечно. Контент может быть ориентирован только на пользователя. Всю рекламу мы маркируем соответствующим образом (если только не очевидно, что это реклама). Как бы банально и пафосно это ни звучало в текстовом виде, пользователи ценят заботу и честность, а вранье и попытки им что-то тупо впарить - не ценят совершенно.

- То есть в этот фид может попасть, например, лекция TED? Или публицистика с Medium? Или вопросы-ответы с Quora?

Обещаю, что попадут. Серьезно, мы именно над этим и работаем. Чтобы на Главной в качестве контент-партнеров были лучшие СМИ и ресурсы в разных сферах, тематиках и жанрах. То есть, не только СМИ в классическом их понимании, но и видеоресурсы, лекции, библиотеки, Quora и так далее.

- Музыка? Кино? С правообладателями будете напрямую работать?

Пока планируем работать с таким контентом через партнеров.

- Из "неГлавных" продуктов у вас остались, например, Знакомства - они проходят как частотный сервис или их тоже ждет судьба Авиа/Карт/...

Как частотный. Он еще и прибыльный весьма.

- А что Нихром? И вообще - софт? Ограничитесь контентными мобильными приложениями для потребителей Главной?

Вышел новый руководитель дистрибуции Михаил Кондаков, будем с ним и командой обновлять планы. Нихром приносит нам заметный трафик.

- Поменялась ли структура штата и управления в связи со сменой приоритетов и схемой "Один Главный Продукт" и остальная побочная мелочь?

Да что же это такое! Нет, все остальные - не побочная мелочь. В одну только Почту мы инвестируем в этом году больше, чем в предыдущие несколько лет вместе взятых. Структура управления в объединенной компании менялась весь прошлый год - мы переходили от матричной структуры к продуктовой - небольшие, мобильные, самодостаточные продуктовые команды, объединенные в группы - Рамблер, Афиша, Лента, Канобу.

- Какой сейчас в компании климат, настроение у сотрудников - в связи с таким крутым изменением маршрута, закрытием сервисов, уходом многих заметных персонажей?

Люди, которые занимаются приоритетными проектами, которые являются соавторами нового маршрута, конечно, бодры, веселы и уверены в светлом завтра. Другие, ну чего скрывать, в тревоге о будущем. Мы, разумеется, объясняем, рассказываем, убеждаем - много сил тратим на то, чтобы людям были понятны наши намерения. Сейчас, например, проводим встречи, на которые могут прийти все сотрудники компании - на них рассказываем о том, что в конкретных проектах происходит, какие планы на будущее. Ну и, понятно, что не все верят в то, что мы делаем - поэтому с кем-то и расставаться приходится. К слову, в этих разговорах (с сотрудниками) очень помогают позитивные результаты новой Главной.

- Хантите сейчас активно?

Да: в Рамблере 35 вакансий, в Афише 18, в Канобу 9, в Ленте 5, причем в Рамблере большая часть вакансий в разработке.

- Какую-то дополнительную мотивацию предлагаете?

Главная мотивация - интересные задачи. И она работает. Например, к нам дистрибуцию вышел уже упомянутый выше Миша Кондаков, который последние 2 года руководил департаментом партнерских программ в Wikimart'e.

- Ну и наконец: когда Цыплухин выходит на работу?

Со дня на день. Но не к нам.

Источник

Поделиться