Страсти по API

в 14:25, , рубрики: Новости

Буквально за 5-6 лет полностью поменялось отношение индустрии к API. Если в эпоху быстро забытого web 2.0 интерфейсы были обязательным символом успеха, то сегодня они уничтожаются в промышленных масштабах. Редакция предложила проанализировать моду на сворачивание API компании 2ГИС, для которой это - один из способов заработка. 

 


В марте о закрытии API объявил Netflix. За ним последовал Google - от него этого, в принципе, всегда ждешь, но в отношении Reader'а поверилось с трудом. Предыдущими настолько же заметными новостями было изменение условий работы Twitter API в прошлом году и введение лимитов Google Maps API в самом конце позапрошлого.

Открытые, бесплатные API, мэшапы и всякая open data были флагманами интернета на протяжении нескольких лет. Моду и правило «у каждого приличного продукта должен быть API» установила "корпорация добра" как раз в рамках донесения добра до каждого. Она же теперь её окончание и узаконивает. «У кого нет API — тот лох» меняется на «Лох тот, кто не закрыл API». Что будет с существующими API, и есть ли место новым в мире, где нет добра? На самом деле, всё будет хорошо и правильно.

API — это ведь или продукт, или канал доставки продукта. Если по метрикам, принятым для оценки эффективности, продукт оказывается успешным, он будет работать и развиваться. Неуспешный, говорит кэп, не будет. На мой взгляд, в Google происходит не пересмотр отношения к API, а пересмотр отношения к метрикам, к KPI. Translate нужен, чтобы переводить сайты, с которых переходят из выдачи, и сайты, которые смотрят в Chrome. А совсем не для того, чтобы левые разработчики делали бессмысленные для Google приложения. Поэтому его нужно закрыть.

Google Reader — это штука, которая из технологической превращалась в социальную. Его можно было закрыть, когда появлялись Wave и Buzz, но пронесло. Google+ же делается с совершенно другим размахом, и в этот раз Reader'у выжить не удалось. 

Twitter не менее прагматичен. API помог получить аудиторию там, где не было возможности все потребности закрыть самим. Возможность появилась, популярность стала абсолютной — API и горы неуправляемых приложений стали вредить, а не приносить пользу.

Немного другая история с Maps API. Там Google, как я думаю, пробовал, но не научился зарабатывать и мог рассуждать так: зачем бесплатно предоставлять все свои крайне дорогие данные прямым конкурентам в области локального поиска — Yelp и Foursquare? Пусть хотя бы платят.  

С этой точки зрения перед Яндексом такой вопрос не стоит: у API карт Яндекса нет сайтов-партнёров с огромной аудиторией. Хотя сама аудитория и огромна (MAU, кажется, совпадает с аудиторией рунета), она состоит из схем проезда, сайтов недвижимости и прочих проектов, которые ни платить не захотят, ни конкурентами не являются. Зато Яндекс каждому пользователю интернета в России показывает свой логотип, некоторым — по многу раз. Получается недорогая и экологичная реклама бренда.

Все, что выше, было про случаи, когда API не приносит какого-то очевидного профита. Когда API - это расширение аудитории продукта, которая хорошо и измеримо монетизируется, причин его закрывать нет. Search API Google и Яндекса будут развиваться. Twitter задушил альтернативные клиенты, но с рекламой всё будет наоборот.  

Мы в 2ГИС готовим новые версии API карт и справочника, потому что их симбиоз работает так же, как и наши главные продукты — пользователи ищут локальные бизнесы, а мы показываем наверху тех, кто заплатил, сохраняя релевантность и полноту выдачи. У нас есть прозрачные оценки вклада API как самостоятельного продукта в выручку компании, которая в 2012 году составила более 2 млрд рублей. Причина закрыть такой продукт может появиться только в случае, если найдутся значительно более дешёвые способы получения аудитории, или наши продукты окажутся в монопольном положении на рынке. На второе мы не рассчитываем,  над первым думаем. 


Ещё бывают сервисные API, как у всех взрослых SaaS-решений или интерфейса управления кампаниями Яндекс.Директа, например. Здесь API нельзя рассматривать, как продукт, это просто фича, позволяющая решить проблемы продвинутых пользователей, но не получить новых. Поэтому с ними всё тоже будет хорошо.

Получается, что «век бессмысленных API» действительно закончен, но он и начался по стечению обстоятельств, а не из-за объективных причин. То, что в течение нескольких лет разработчики всего мира могли бесплатного пользоваться данными и сервисами интернет-компаний, не давая им ничего взамен — было просто духом времени. Подарком миру от монополиста Google. Как только монополия начала давать трещины, всё встало на свои места. Если API приносит понятный профит, он нужен и должен быть. Если нет — давайте закроем.

Антон Спиридонов, Менеджер продукта 2ГИС API

---- 

От редакции Roem.ru: Присылайте свои статьи, авторские колонки, обзоры и аналитику на 
info@roem.ru. Авторам и компаниям — слава, обмен мнениями и полезные знакомства в комментариях.

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля