С ветерком! Как мы внедряли бесконтактную оплату поездок в метро

в 10:11, , рубрики: Android Pay, банковская карта, бесконтактная оплата, Блог компании ГК ЛАНИТ, платежные системы, проездные билеты, Разработка систем передачи данных

Бесконтактная оплата банковскими картами на транспорте в России развивается с 2015 года, когда Mastercard запустил пилотный проект по внедрению технологии в московском метро — тогда билетные автоматы оснастили бесконтактными ридерами для покупки в одно касание. Сейчас бесконтактные банковские технологии на общественном транспорте внедрены или внедряются в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Улан-Удэ, Твери, Белгороде, Нижнем Новгороде и еще целом ряде городов.

С ветерком! Как мы внедряли бесконтактную оплату поездок в метро - 1

Одно касание обеспечивает комфортное перемещение

В этой статье я расскажу о том, как компания ЛАНТЕР (входит в группу ЛАНИТ) оснастила Московский метрополитен ридерами и разработала программное обеспечение, позволяющее оплачивать проезд с помощью банковской карты или мобильного устройства с банковской картой «внутри».

Общемировой тренд
На рынке платежей растет доля бесконтактной оплаты товаров или услуг. К примеру, к концу 2017 года Сбербанк планирует перевести все обслуживаемые им торговые точки на прием бесконтактных платежей, а до конца 2020 года — завершить создание сети бесконтактных устройств.

Данные исследования Visa говорят о том, что среднегодовой темп роста безналичных оборотов в мире в ближайшие пять лет составит 17-20%. MasterCard намерена до 2020 года обеспечить возможность всем европейским торгово-сервисным предприятиям принимать бесконтактные платежи. Технологии оплаты товаров или услуг в одно касание уже доступны в четырех десятках стран Европы.

С ветерком! Как мы внедряли бесконтактную оплату поездок в метро - 2

Источник

Поддержка технологии оплаты проезда банковской бесконтактной картой со стороны метрополитена означает, что оплата проезда осуществляется напрямую банковской картой на турникете. Таким образом из процесса выпадет промежуточное звено — транспортная карта. В Москве в этой роли сейчас выступает «Тройка»: пассажир прикладывает ее к ридеру в метро или в наземном транспорте, и с карты списывается стоимость поездки. Но транспортную карту необходимо предварительно купить, регулярно пополнять и постоянно отслеживать ее баланс.

В мире примеров внедрений оплаты с банковской карты  на транспорте не так много. Пионером стал Лондон, где эта функция доступна с 2014 года.

С ветерком! Как мы внедряли бесконтактную оплату поездок в метро - 3

Источник

Промежуточной транспортной смарт-картой в Лондоне была Oyster, выпущенная в 2003 году. Поставщиком сервиса выступила компания Cubic Transportation Systems. Однако ее же контракт, помимо поддержки Oyster, предусматривал, что с 2010 года компания начнет устанавливать на 8500 автобусах Лондона ридеры для бесконтактной системы оплаты с помощью банковских карт. С 2013 года процесс затронул всю транспортную сеть города. С 2014 года весь Лондонский транспорт перешел на бесконтактные платежи с помощью банковской карты (Pay as you go).

С ветерком! Как мы внедряли бесконтактную оплату поездок в метро - 4

Источник

К формату банковской карты жители Лондона привыкли еще во времена популярности Oyster. Бесконтактные технологии востребованы со стороны потребителей.  
 

Особенности бесконтактной оплаты

Оплата поездок в метрополитене и наземном транспорте различается и функционально выстроена по-разному. Отличается она и от классического эквайринга, где вы платите за товар. При этом банковская и транспортная карты (та же «Тройка» или лондонская Oyster) —  два совершенно разных продукта. Чтобы транспортная карта работала быстро, у нее есть допустимые пробелы в безопасности. При желании такие карты можно подделать. Для перевозчика — это риск потери выручки.

Банковская карта защищена на порядок лучше. За счет того, что в ней используются более серьезные алгоритмы безопасности, она считывается дольше. Просто передается больше информации.

В транспорте решение о том, пропустить пассажира или нет, должно приниматься практически мгновенно. При этом транзакция происходит не в онлайне, поэтому изначально неизвестно, есть ли средства на счету карты или нет.

С ветерком! Как мы внедряли бесконтактную оплату поездок в метро - 5
Источник

Банковские карты некоторых эмитентов позволяют провести легитимное списание в режиме офлайн. Карточка в состоянии самостоятельно принять решение, можно ли списать средства, не обращаясь к эмитенту. Само списание происходит позже. Эта опция заложена в карту при ее выпуске. В принципе более широкое распространение карт с офлайн-лимитом — новый этап развития банковских технологий. Но даже в отношении карточек, которые не поддерживают эту технологию, мы реализовали механизм, который позволяет независимо от правил эмитентов пропускать пассажиров и в дальнейшем списывать средства со счета.

При реализации проекта у нас возникали сложности не только с пластиковыми картами, но и с виртуальными платежными сервисами — приложениями, которые устанавливаются на мобильные телефоны. Например, мы сталкивались с проблемами при списании средств. Поэтому нашей задачей было разработать такое программное решение, которое работало бы с разными операционными системами и разными моделями мобильных устройств. На это ушла пара месяцев. Пилотный проект двигался к завершению, но по мере выхода новых платежных инструментов нам приходилось адаптировать систему под эти новые платежные решения — Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay.

Информация о внедрении

Дополнительная особенность внедрения бесконтактной оплаты в метрополитене — необходимость интеграции нашего решения с ключевыми системами метрополитена. Это была достаточно сложная процедура.

С ветерком! Как мы внедряли бесконтактную оплату поездок в метро - 6
Источник

Мы делали стыковку с решениями, разработанными другими интеграторами. В то же время нам важно было усовершенствовать процесс приема платежей. В результате мы создали программное решение, которое позволяет для приема и транспортных, и банковских карт использовать один ридер и при этом поддерживает скорость обработки всех видов карт на приемлемом уровне.  

В России есть опыт других проектов, где используются два отдельных ридера, которые нередко установлены на турникете раздельно, что усложняет использование сервиса и приводит на начальном этапе к плохому пользовательскому опыту. Нам удалось обеспечить универсальную идентификацию — так, как это сделано в Лондоне.

Наши считывающие устройства пока размещены на 60 станциях метрополитена и на большинстве станций МЦК. Их производитель — американская компания ID Tech. На рынке есть отечественные продукты, но с точки зрения общей стабильности оборудования они хуже в силу того, что у производителей меньше опыта и экспертизы, чем у иностранных коллег.

Как я уже говорил, программное обеспечение мы разработали самостоятельно. Оно соответствует всем требованиям платежных систем, отраслевым стандартам и стандартам безопасности.

Наше ПО позволяет проводить транзакции в минимально возможное время с максимальной вероятностью того, что деньги будут списаны с карточки. Велосипед мы, конечно, не изобретали, а, взяв за основу собственные разработки, задались целью максимально оптимизировать процесс прохождения транзакции. У нас, с одной стороны, есть банк-эквайер — финансовое учреждение, которое получает транзакцию и пересылает ее дальше в платежную систему, с другой — системы метрополитена и оборудование, открывающее двери. Оптимизация заключается в том, чтобы на каждом этапе с каждым из участников выстроить такой алгоритм, который позволит за минимальное время выполнить все необходимые проверки карты, чтобы пропустить пассажира за турникет. Отдельное спасибо компании MasterCard и сотрудникам ее российского офиса, которые помогли нам применить лучшие практики мирового опыта в нашем проекте.

По результатам нашего проекта банковская карта считывается менее чем за 2 секунды, транспортная карта «Тройка» — менее чем за 1 секунду. Сейчас мы работаем над тем, чтобы приблизить скорость считывания банковской карты к транспортной еще больше.

С ветерком! Как мы внедряли бесконтактную оплату поездок в метро - 7Мы работаем над скоростью
Источник

В Москве проект реализован с двумя банками, хотя в дальнейшем работа будет выстроена только с одним банком-эквайером, которого на конкурсной основе выберет руководство метрополитена. В рамках пилотного проекта используется стандартное оборудование, которое будет работать и в дальнейшем. Отличается только программная составляющая, поскольку у банков разные подходы к реализации бесконтактных платежей. С точки зрения конечного пользователя все работает одинаково.

Масштабы и сроки внедрения

Внедрение заняло полгода. Проект в московском метрополитене совпал по времени с выходом на рынок технологий, которых ждали, — ApplePay, Samsung Pay и Android Pay. Для корректного функционирования в процессе разработки нам пришлось учесть кучу нюансов, поскольку эти технологии по принципам работы не похожи ни на банковскую, ни на транспортную карты.

С ветерком! Как мы внедряли бесконтактную оплату поездок в метро - 8
Источник

Проект начинался с нескольких станций. Сейчас технология доступна на 30 станциях Московского центрального кольца и 60 станциях метрополитена. Тем не менее, это пилот. Мы преследовали несколько целей: посмотреть востребованность и работу сервиса в реальных условиях, чтобы отладить его с точки зрения ПО, и выстроить цепочку, которая позволит решению работать максимально эффективно.  При этом важно, что наш сервис никак не ущемляет права пользователей стандартных транспортных карт.

Наше решение достаточно универсальное, его можно интегрировать с решениями любых банков. В рамках пилотного проекта мы работаем с теми банками, которые сами изъявили желание участвовать в проекте и делают это за свой счет.

При необходимости масштабирования решения метрополитен должен будет провести конкурс по выбору банка-эквайера. По его результатам останется только один банк, который будет предоставлять услугу.

Какой опыт получили

С ветерком! Как мы внедряли бесконтактную оплату поездок в метро - 9Велосипед мы, конечно, не изобретали, но собрали все свои предыдущие наработки в универсальное решение
Источник

Мы шли в проект с некоторыми наработками. ПО всячески расширялось и дополнялось. Например, в Мосгортрансе мы обкатывали эту технологию на автобусах. А потом модернизировали ее под турникетные проходы. Метро и автобус в этом плане существенно различаются. Метрополитен обладает стабильными каналами связи, что облегчает обмен информацией между всеми элементами системы оплаты. В автобусе связи может не быть и 30 минут. Отсюда необходимость работать в офлайне.

Кроме того, валидатор в автобусе — это некоторое отдельно стоящее устройство, которое надо разработать, установить  - так, чтобы при этом на нем отображались различные сообщения. В метро оборудование настроено. Нам нужно было только интегрировать решение в существующую концепцию, чтобы оно не выделялось с точки зрения сообщений и индикации.

Итоги нашей работы

В будние дни услугами Московского центрального кольца пользуются 350 тысяч пассажиров в сутки.

С ветерком! Как мы внедряли бесконтактную оплату поездок в метро - 10
Источник

В Санкт-Петербурге по итогам 16 месяцев работы количество бесконтактных транзакций в метро превысило три миллиона. И хотя внедрением занималась не наша компания, но использовался аналогичный ридер, поставляемый нашей компанией, также мы обеспечили консалтинг разработчика ПО в части работы с нашим ридером.

Банки и метрополитен проводят акции по стимулированию спроса на сервис. Предполагается, что в будущем технология оплаты банковскими картами будет выстроена так же, как на «Тройке», — с понижающим коэффициентом стоимости одной поездки.

Дополнительный плюс для метрополитена еще и в том, что для него себестоимость оплаты одной поездки банковской картой ниже. Транспортные карты закупает сам метрополитен. Несмотря на то, что он продает их пассажирам, это не покрывает всех расходов. Банковская карта не требует от метрополитена затрат на носители, на комиссию по пополнению, инкассацию и т.д.

Таким образом, по моему личному мнению, транспортные карты плавно перекочевывают в категорию технологических рудиментов.

Автор: AndreyAgafonov

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля