Сеять/не сеять знания или стартаперы на вырост

в 10:20, , рубрики: getstart, startup, образование онлайн, Оценка и экспертиза IT-проектов, предприниматели, метки: , , ,

image
На днях была встреча с Николаем Савиным, руководителем стартап-инкубатора GrowthUP. Хочу заметить, что такого рода встречи не проходят для меня впустую, — очень много полезного «мотаю на ус». Решил поделиться основными моментами встречи: тема разговора, ключевые вопросы, и на чем стоит остановиться подробнее. В конце кратко и сухо резюме всего написанного ниже.

На встречу я пришел с вопросом об украинском рынке образовательных услуг для стартаперов. И вот что получилось узнать.

Если представить стартап-предпринимателей Украины в виде пирамиды, то получатся следующие этажи сверху вниз:
1 — Серийные предприниматели
2 — Начинающие
3 — Наемные рабочие/менеджеры -> Решение стать предпринимателями
4 — Студенты/школьники

image
Рис. 1 — структура рынка стартап образования

Теперь кратко о каждом сегменте пирамиды.

1 — Уже успешные предприниматели, не раз запускавшие стартапы. Некоторые даже были успешно проданы.
Note: делятся опытом с 1 и 2-й категориями людей посредством личного блога, публикаций в прессе, постинга в соцсетях.

2 — Люди, которые приняли решение быть предпринимателями. Они склонны к самообразованию, читают тематические блоги, литературу, смотрят образовательные видео. Некоторые делают попытки создать что-то свое или присоединяются к другим стартапам.
Note: обращаются за помощью и советом к 1-й категории предпринимателей.

3 — Наемные работники, зачастую менеджеры, которые набираются опыта, присоединившись к уже успешным или растущим стартапам. Занимаются самообразованием, сами ищут тематическую информацию и осваивают ее, посещают курсы, лекции, семинары, вебинары.

Sum:
Численность 1+2+3 группы в сумме составляет в Украине порядка 10тыс. человек.
Для нас более всего интересна 4-я группа — студенты. С ними тяжелее всего работать, но их численность намного превышает первые три группы. При правильном подходе и попадании в целевую аудиторию можно добиться высокой конверсии и «посеять» будущее поколение предпринимателей, урожай из которых можно будет собрать уже через 2-3 года.

Итак, 4 группа — Студенты, которые еще не приняли окончательного решения быть предпринимателями. Они самые активные, гибкие и быстрообучаемые, и на них мы остановимся чуть подробнее.

image
Рис. 2 — четвертая категория Студенты и школьники

1 курс (школа): аудитория в этой группе не против разовых активностей, её легко собрать, и так же легко подбить на что-либо, а потом организовать. Но есть минус: активность данной аудитории достаточно нестабильная, ребят надо регулярно “шевелить” и давать “эмоциональные пендели”.
Главная стратегия — заставить задуматься о возможности быть предпринимателем. По ходу «созревания» часть аудитории отсеется.

2-3 курс: народ уже нагулялся, чему-то научился. Ко многим студентам пришло понимание, что поступили “не туда” или на на специальность, которая не нравится. Начинают задумываться о том, чтобы создать «что-то свое», некоторые даже создают.
Главная стратегия — воздействие на них через профоргов и лидеров студенческого мнения. Грамотно задавая вектор предпринимаемым усилиям, показывать возможности ИТ рынка (ЗП, языки, возможность учиться у лучших, заграница) и постепенно вербовать их волонтерами в инкубаторы и образовательные программы.

4-5 курс: более сознательные товарищи: они уже переходят от мыслей создать свое дело к действиям. Одна из мотиваций — закончится 5 курс и что потом: куда идти, где работать… Осмысленно пытаются найти свое место в жизни, на что и можно и нужно опираться.
Главная стратегия — проводить профориентацию, «скармливать» информацию об ИТ и стартапах, давать инструменты и знания, которые позволят приобрести навык делания стартапов и вызовут стремление начать действовать.

С какой стороны зайти или консервативные ректоры

Николай Савин делится тонкостями взаимодействия с университетами, набитыми шишками и полученным опытом в этом нелегком деле.
Первый подход — пойти напрямую к ректору, рассказать об образовательном проекте для предпринимателей в сфере технологического бизнеса (ИТ) и предложить взаимовыгодное сотрудничество.
Что можете услышать в ответ или диагноз:

  • если вуз столичный, то вежливо откажут, но презрительно сопроводят взглядом, мол, кто вы такие? Для таких консервативных людей важны корочки, дипломы, звания, а признают они только своих академических коллег. Ещё они упорно не могут (да и не хотят) понять, как может программист-самоучка зарабатывать больше денег, чем они.
  • если вуз региональный, то, скорее всего, руководство согласится сотрудничать. Причина: у них просто меньше бюджетных денег, поэтому готовы на любые бесплатные инициативы, взаимовыгодные сотрудничества и т.д.

Второй подход — пролоббировать подобные мероприятия через чиновников, которые так или иначе заинтересованы в PR своей личности на фоне разных образовательных программ.
Какой результат получите?

  • полный зал студентов и все хлопают, подарки, широкая огласка мероприятию во всех тематических СМИ, но… В результате имеем маленькую конверсию в заинтересованных людях, другими словами, «согнанный» полный зал не вашей целевой аудитории.
  • по сути, выигрывает только чиновник.

Третий подход — искать лидеров мнений среди студентов и работников вуза, лидеров организаций студ. самоуправления и обращаться к ним со своими проектами. Они с предложениями пойдут в ректорат.
Что получите в итоге, и почему это работает?

  • консервативная верхушка управления вузами всегда поощряет студ. инициативу. Если это преподносится правильно, инициативу одобряют, поддерживают и выделяют на ее осуществление нужные ресурсы.
  • вот работает и все:) Доказано опытным путем!

Хочется упомянуть о плюсах и минусах взаимодействия с представителями каждой категории пирамиды.
1-3 категории
плюсы:
+ легче работать
+ займет от 0,5 года
минусы:
— всего 10к в Украине (мало)
— большая конкуренция за их внимание
— есть свой опыт, в инструментах не нуждаются

4 категория
плюсы:
+ мало конкурентов
+ намного больше, чем 10к чел.
+ быстро обучаемые, гибкие, жажда знаний
минусы:
— маленькая конверсия
— «выращивание» займет от 2 лет

Сухо и сжато. Краткий итог сказанного выше

  • Весь опыт из статьи базируется на понимании украинского рынка (10тыс.= серийные+начинающие+менеджеры), но можно спроецировать с небольшой погрешностью на Россию и рунет в целом.
  • Нельзя «питаться» стартаперами и стартапами, не выращивая новых. Т.к. через пару лет аппетит у стартап-инкубаторов разгуляется, а качество знаний и навыков подрастающего поколения не успеет набрать нужных вершин. Если задумываться о перспективе, то нужно «сеять» знания, поливать и ждать 2-3 года урожая.
  • Проблема недостатка «правильных» предпринимателей существует, ангелы, инвесторы и инкубаторы о ней прекрасно знают и решают пока каждый сам за себя и разрозненными методами.
  • Студенты — самая интересная группа людей, взаимодействовать и влиять на которую пока тяжелей всего. Их уже пора заставить задуматься о жизни в качестве предпринимателей, дать необходимые знания, инструменты, приложить правильный вектор их развитию, не давать расфокусироваться… Нужно дать им время и ждать, что из этого выйдет.
  • От себя: у студентов (сам таким был) переизбыток энергии, желания делать бизнес, но никто не показывает им, как это делать. Но у них есть проблема с саморазвитием, “вилка” между поглощением тонн материала и фокусировкой на главных вещах. Прочесть и ознакомиться со всеми «важными» книгами по предпринимательству и продажам, статьям, видео, бесплатными курсами и т.д. — на это может уйти год времени и более, и это только изучение теории. Даже прочитав и “переварив” всё, студент всё равно не будет знать, что ему нужно использовать в данный момент.

Хочу поделиться причиной нашего интереса к рынку стартап образования — это наш проект getStart.me (ясли для начинающих предпринимателей).

image
Рис. 3 — “Золотое” кольцо стартапа, который в поисках бизнес модели

Цели нашего проекта = блог Grabli об ошибках предпринимателей + онлайн мастерская getStart создания проектов от идеи до прототипа.
1. Дать возможность учиться на опыте и ошибках других: собранные тематические статьи в одном блоге.
2. Помочь, направить и дать инструмент проверки проектов от идеи до прототипа, подкрепленный нужными на каждом этапе знаниями и инструментами, тем, кто решил ступить на путь ИТ предпринимательства.

Будем благодарны за отзывы, содержательные комментарии и рекомендации. Также с радостью отвечу на все ваши вопросы.

Автор: sas4us

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля