Ценовая война GetTaxi и Яндекс.Такси: взгляд со стороны таксопарков

в 13:46, , рубрики: gettaxi, такси, Текучка, метки: , , ,

Я владелец одного из небольших московских таксопарков. Хотелось бы показать читателям Roem.ru как выглядят IT-сервисы по вызову такси с нашей стороны.

Акт первый. Как работает Яндекс.Такси:

  1. Только через юридических лиц. Подключиться частнику или ИП напрямую к Яндексу невозможно. Только через компании (такси), которые имеют с Яндексом договор.
  2. Заказы выдает Яндекс, они поступают напрямую водителям, но вся ответственность за выполнение заказа лежит на «такси» с которым заключен договор. Если нормальные таксопарки отвечают за пассажиров, страхуют их риски и так далее, то Яндекс абсолютно ничем подобным не озадачивается. Вся ответственность на «таксопарке».
  3. Если раньше Яндекс брал минимальный процент, то сейчас эта сумма выросла до 8% плюс НДС, то есть почти 10% от стоимости заказа забирает себе Яндекс. Но если раньше и такой процент для посредника не был чем-то экстраординарным, то в ситуации с Яндексом все не так радужно. Связано это с тем, что Яндекс, помимо того что предоставляет заказы, сам же определяет стоимость поездки! А он ее старается и делает минимальной! Это было бы нормально, если бы у Яндекса был свой автопарк, и он имел все те проблемы и нес все те затраты, которые имеют и несут таксопарки с собственным автопарком. Ведь стоимость поездки складывается из налогов, аренды офисов, стоянок, зарплат персонала, содержания машины, выплаты процентов по кредитам, лизинговые платежи и амортизации самого автомобиля. И если до появления Яндекса все были более или менее в равных условиях, а посредники не пытались установить стоимость поездки, то Яндекс очень сильно подорвал всю систему.Яндекс, не неся никаких затрат, кроме бесплатной рекламы на своем сайте, снизил цену за поездку до минимального уровня и поставил все существующие автопарки в те самые неравные условия.
  4. Теперь же Яндекс вводит оплату по безналичнуму расчету. Идея тоже хорошая, но, как всегда, есть неясность по некоторым пунктам. Когда после выполнения заказа таксопарк/водитель получит свое честно заработанное? Как быстро Яндекс переведет на счет компании эти суммы? Ведь если с наличными заказами все было просто — водитель получил, отчитался о выполнении заказа, а Яндекс в конце месяца выставил счет фирме на свои 10% и все — то теперь даже эти минимальные суммы Яндекс будет аккумулировать у себя и вполне вероятно будет их перечислять фирме в конце месяца.
  5. Кроме того, перед вводом системы безналичных расчетов Яндекс устроил так называемую «пессимизацию», которая заключалась в обзвоне водителей автопарков с вопросами о том, хорошо ли они знают эту систему и как надо проводить безналичные расчеты с клиентами. Естественно, водители у нас не филологи с техническим образованием и не все могут четко, ясно и понятно ответить экзаменаторам. А это влечет за собой негативную оценку от Яндекса — таксопарк лишается до 60% заказов!

Я не говорю, что Яндекс поступает плохо, но все же переход к новой системе оплаты необходимо проводить более плавно и без таких драконовских мер.

Так и остался невыясненным вопрос, почему сотрудники Яндекса, опрашивая водителей стороннего таксопарка, интересовались у них желанием пересесть на бизнес-класс. К сожалению, нет аудиозаписей этих бесед, но я лично склонен доверять нескольким водителям повторившим свой рассказ о вопросах Яндекса. И почему Яндекс задает такие вопросы не своим водителям — как минимум странно.

Ну и в завершение рассказа — Яндекс недавно выкупил компанию «Росинфотех», которая является создателем программы для диспетчерских и на которой работает большинство средних и мелких таксопарков, и теперь ежемесячно собирает с таксопарков дань:

  • Аренду за программу — около 9 000 рублей
  • Плату за лицензию — 350 рублей за одну машину (без оплаты этой «лицензии» заказы не будут поступать)
  • 10% (с НДС) за заказ.

И если посмотреть, то получается, что за поездку стоимостью 300 рублей, Яндекс забирает себе не 24 рубля, а, с учетом всех дополнительных сборов, почти 50 — 60 рублей. При этом, повторюсь, не несет никаких дополнительных расходов, являющихся стандартными для нормального таксопарка.

Личное мнение: Яндекс.Такси, пользуясь определенной монополией в рекламе и обширной аудиторией, зашел не на свой рынок и попросту «убил» множество организаций, лишил работы десятки тысяч людей.

С одной стороны, он вроде бы работает для клиентов, но не имея всех тех затрат, что несут нормальные таксопарки, он, естественно, выбивается в лидеры. Является ли такая игра честной и не вредит ли развитию экономики, малому бизнесу, и не наносит ли она вред в долгосрочной перспективе для государства в целом?

Акт второй. Как работает GetTaxi.

Компания появилась и смогла как-то закрепиться на рынке только через огромные вливания в рекламу. Помню, первое время они подключали к себе помойки, клеили на них свою рекламу и работали.

Но время шло, компания становилась известной, правила приема ужесточались, инструкции становились все сложнее. Однако, у GetTaxi, как и у Яндекса, есть одно общее — GetTaxi тоже не работает с водителями, только с юридическими лицами.

Схема похожа: заказ дает GetTaxi, но все расходы по содержанию, налогам и иные затраты несет таксопарк. Имея существенные финансовые возможности, GetTaxi устроил гонку тарифов с Яндексом — у кого можно проехать дешевле. Что в свою очередь опять же негативно стало сказываться на всех других участниках рынка, по причинам описанным в первом акте.

Отличия GetTaxi от Яндекс.Такси:

  1. GetTaxi берет с компании 18% за заказ. А компании не могут брать в сумме с водителя больше 20%, так как рынок конкурентный и брать 25−30% — значит лишиться водителей, которые уйдут из компании и пересядут на машины конкурентов. В результате у компании остается 2% от заказа.
  2. Раньше к GetTaxi можно было подключиться только через их «планшет», который представлял из себя результат эксперимента китайского первоклассника по интуитивной сборке и пайке микросхем. Дешевые планшеты, тормозящие даже от попыток их переставить с места на место. При этом, GetTaxi ежемесячно брал с компании аренду за эти планшеты в размере 750 рублей. Подразумевалось, что эти траты таксопарки должны перекидывать на водителей. Большинство так и делало.Но был и нюанс. GetTaxi, передавая компании планшеты, оговаривал, что в случае потери и повреждения планшета, компания обязана будет возместить GetTaxi стоимость этого планшета в размере 7 500 рублей. За планшет, который стоит максимум 1 500 рублей, и который не пригоден ни для чего кроме как для работы с «гетовской» программой — это было чрезмерно, так как планшеты благополучно ломались, терялись и просто воровались водителями.
  3. У GetTaxi безналичная форма оплаты развита достаточно хорошо, и система уже отработана. И даже система оплаты компании безналичных заказов достаточно хороша — еженедельные перечисления в размере 80% от общей суммы, а остаток 20% в следующем месяце после проведения сверки.Но и тут есть нюанс — программа GetTaxi для сверки абсолютно безумна; чтобы вычислить реальные суммы надо потратить огромную кучу времени. На попытки решить вопросы по учету и сверке GetTaxi всегда отсылает к своей программе, при этом их акты выполненных работ зачастую просто невозможно перепроверить, а в случае возникновения разногласий правда всегда остается на стороне GetTaxi.
  4. Сейчас GetTaxi, наконец, запустил в Google Play Store программу, скачать которую можно почти на любой Android-смартфон, и компании стали активно сдавать никому более не нужные планшеты.

Немного дополнений по поводу GetTaxi. Вроде бы, с 18% все так или иначе смирились и приняли эти правила, но GetTaxi проявил больше фантазии и ввел новую систему, а именно:

— например водитель выполняет заказ на сумму 1 000 рублей.

— заказ исполнен, клиенту приходит SMS, что с него 1 000 рублей, и водитель тоже видит у себя, что заказ на 1 000 рублей

— клиент расплачивается и уходит.

— водитель завершает заказ и видит, что сумма 1.000 рублей, с которой он должен был заработать 800 рублей (минус 18% GetTaxi и 2% таксопарку), внезапно превращается в 900 и водитель зарабатывает 720 (минус 18% GetTaxi и 2% таксопарку).

GetTaxi молча списывает себе 100 рублей непонятно за что и еще 18% с оставшихся 900 рублей. То есть, GetTaxi забирает себе 100 рублей и 162 рубля (18% от 900 рублей), то есть GetTaxi получает 262 рубля с заказа на 1 000 рублей, а это 26%. Объяснений логичных этому нет, GetTaxi толком не объясняет это.

Все это показывает агрегаторов, как временщиков, озабоченных получением прибыли здесь и сейчас и нисколько не думающих о бизнесе в целом. GetTaxi, как и Яндекс, не имеет и не содержит своих таксопарков, не несет все расходы, а просто делает низкие тарифы и забирает с них лошадиные проценты.

Даже с учетом вышеперечисленного, к GetTaxi гораздо меньше вопросов чем к Яндексу, ведь GetTaxi хотя бы тратит реальные деньги на продвижение своего сервиса.

P.S.
Существенным моментом с обоими агрегаторами является вопрос с НДС, который перекладывается на таксопарки, а легальное ведение бизнеса ставит под сомнение их работу, так как НДС сжирает всю ту маленькую прибыль, которая появляется.

P.P.S.
Конечно, можно услышать кучу аргументов, что, мол, они молодцы, так и надо работать. Мол, остальные таксопарки озверели со своими тарифами и пусть учатся работать по-новому. Но, господа, вы вообще представляете себе, что такое таксопарк, вы когда-нибудь пытались хотя бы представить, что такое компания из 30−50−100 машин?

Сколько сотрудников обслуживает все это, сколько ремонтных работ, сколько затрат на рекламу и так далее? Поверьте, 500 рублей за поездку на машине нормального таксопарка — оправданная сумма, а вот 350 рублей GetTaxi и Яндекса — их простые хотелки, сложенные не из реальных затрат, а из их фантазии о том, как должно быть, но не имеющие отношения к реальности.

Почему-то GetTaxi и Яндекс не стали печь хлеб и продавать его по 5 рублей, так как чтобы получить один батон надо потратить 7−8 рублей. Невозможно за 5 рублей продавать то, что потребовало вложения 7−8 рублей.

GetTaxi и Яндекс не стали производить станки для тяжелого машиностроения и продавать их по 1 000 рублей, ведь создание, разработка и запуск в производство одного станка требует колоссальных усилий и трат.

GetTaxi и Яндекс пошли в отрегулированную сферу, ту в которой не надо было ничего создавать (кроме программы), а всего лишь сыграть на банальной жадности людей, которых сложно осуждать, так как все хотят экономить. Однако, это путь в никуда, так как есть стоимость автомобиля, амортизация, ремонт, зарплаты и все остальное. Я не осуждаю GetTaxi и Яндекс.Такси, но давайте, все же, соблюдать правила игры.

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля