Проверяем на практике бессмысленность высоких частот дискретизации

в 12:56, , рубрики: аудиформаты, звук, метки:

Много чего написано про ненужность частоты дискретизации 192000 Гц в звуковых файлах, предназначенных для прослушивания. Но аргументы обычно ссылаются на теоремы, для правильного понимания которых нужно довольно хорошо разбираться в математике. Но есть другой способ проверки некоторых утверждений — провести соответствующие эксперименты много раз.

Проверяем на практике бессмысленность высоких частот дискретизации - 1

Для начала необходимо сформулировать утверждение, которое будет проверяться в дальнейшем. Если частота 192000 Гц избыточна, то должна существовать более низкая частота дискретизации, при которой происходит корректное восстановление звукового сигнала. Предположим, что это частота 44100 Гц. Если при 192000 Гц происходит корректное восстановление, и при 44100 Гц происходит корректное восстановление, то в обоих случаях результат на выходе должен быть одинаковым. Чтобы проверить это на практике, нужно дорогое оборудование, которое есть далеко не у каждого. Поэтому пойдём немного другим путём. Если в файлах 44100 Гц и 192000 Гц содержится одинаковое количество информации о звуке, то это означает, что преобразование из 192000 Гц в 44100 Гц является сжатием без потерь, следовательно, должен существовать способ восстановления из файла 44100 Гц исходного файла 192000 Гц. Вот это уже может проверить каждый на любом современном компьютере.

В качестве исходника я выбрал музыкальный фрагмент с частотой дискретизации 192000 Гц. Если мне попался какой-то неправильный материал, в котором изначально не было чего-то важного, что должно потеряться при преобразовании из 192000 Гц в 44100 Гц, то любой желающий может проделать описанное в этой статье с любым другим файлом. Все действия будут производиться в свободном редакторе Audacity со стандартными эффектами. Все получаемые в процессе файлы будут сохраняться в формате FLAC с разрядностью 24 бит.

Исходный файл хранится в файле «A.FLAC» и выглядит вот так:
Проверяем на практике бессмысленность высоких частот дискретизации - 2
А вот так выглядит его спектр:
Проверяем на практике бессмысленность высоких частот дискретизации - 3

Нас интересует только звуковая информация, поэтому ультразвук удалим с помощью эквалайзера.
Проверяем на практике бессмысленность высоких частот дискретизации - 4
И получим такой спектр:
Проверяем на практике бессмысленность высоких частот дискретизации - 5
Экспортируем результат в файл «B.FLAC» — именно с ним мы будем сравнивать файл, который получится в конце всех преобразований.

Перед преобразованием частоты дискретизации убедимся, что в настройках выставлено максимальное качество:
Проверяем на практике бессмысленность высоких частот дискретизации - 6

Далее выбираем новую частоту дискретизации проекта и его экспортируем в файл «C.FLAC»
Проверяем на практике бессмысленность высоких частот дискретизации - 7

Затем открываем файл «C.FLAC», устанавливаем частоту дискретизации проекта 192000 Гц и экспортируем в файл «D.FLAC».

И остался самый главный этап: открыть файлы «B.FLAC», «D.FLAC» и сравнить их:
Проверяем на практике бессмысленность высоких частот дискретизации - 8
Посмотрим поближе:
Проверяем на практике бессмысленность высоких частот дискретизации - 9
Разницы нет. Сравним получше — инвертируем одну из дорожек
Проверяем на практике бессмысленность высоких частот дискретизации - 10
и сведём всё в одну дорожку:
Проверяем на практике бессмысленность высоких частот дискретизации - 11
Тишина! Полная тишина!
Проверяем на практике бессмысленность высоких частот дискретизации - 12
А чтобы всё же увидеть разницу, надо увеличить амплитуду на 96 дБ!
Проверяем на практике бессмысленность высоких частот дискретизации - 13

Разница настолько тихая, что её невозможно услышать, а это значит, что при преобразовании из 192000 Гц в 44100 Гц в звуковом диапазоне информация не теряется. Вот так без глубоких познаний в математике с помощью доступного каждому программного обеспечения можно проверить достаточность частоты дискретизации 44100 Гц для хранения музыкальных файлов.

Автор: evtomax

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js