-GNUser-Tilers

в 2:26, , рубрики: awesomewm, bismuth, kde plasma, tiling window manager, Настройка Linux
https://www.reddit.com/r/UsabilityPorn/comments/l730ps/bspwm_ultrawide_resolution_tiling_window_manager/

После пары месяцев использования тайлинговых менеджеров вернулся к кедам и плазме. Мой мир оказался не готов к столь радикальным переменам. Кто-то скажет что я недостаточно старался - может быть. Но есть и, на мой взгляд, объективные причины.

Обо что речь

Тайлеры это в целом такой подход к организации экранного пространства в пику каскадному (плавающему) размещению окон. Где-то я это уже упоминал, но повторюсь, что каскадные окошки появились вместе, наверное, с (псевдо)многозадачностью, еще даже до появления графических интерфейсов. На тот момент казалось, что это наиболее интуитивный способ оптимального использования физических размеров экранов компьютеров, тогда еще ограниченных максимум 800 пикселями вдоль и 600 поперек. А при средней плотности размещении этих самых пикселей экран представлял собой что-то около 14 дюймов. Для тех кто плохо ориентируется в дюймах это размер обычного листа А4. Были распространены и варианты поменьше.

К соотношению сторон 4 к 3 и альбомной ориентации пришли не сразу. Были квадратные экраны, были вытянутые в высоту. Молодым людям также следует пояснить, что соотношение сторон 16 к 9 относительно недавнее нововведение, появившееся, наверное, вместе DVD дисками и их проигрывателями. То есть, то что в стандартный экран нынче удобно помещается два рядом расположенных окна с документами было до поры противоестественно. При соотношении сторон 4 к 3 удобнее было расположить один портретный лист и разные средства управления слева и справа. Так возникли формфакторы офисных приложений, IDE и веб-сайтов. Не наоборот, как некоторые иногда полагают.

Замостить экран тремя, а уж тем более четырьмя открытыми окнами одновременно тогда казалось занятием если не бессмысленным, то довольно странным. Да и производительность персональных компьютеров, и уж тем более ноутбуков, в предыдущую эпоху превращала многозадачность скорее в эдакую дополнительную фичу, которой мало кто на самом деле пользовался. Как правило, процесс работы на ПК сводился к запуску одного главного приложения, типа офисного пакета или среды разработки. Затем, при переключении рода деятельности, чаще всего основная программа не переключалась, а закрывалась, и "на её месте" запускалась другая программа типа фотошопа или игрушки.

Совместная работа пары приложений сводилась к открытию файлового менеджера и какого-нибудь основного редактора. Ну или можно было перетащить мышью что-то откуда-то куда-то. Впрочем, после выполнения нужных действий, чаще всего оба приложения тоже закрывались, дабы не тратить зря ресурсы. Эту привычку среди пользователей горячо любимой всеми винды в принципе можно наблюдать и сегодня среди людей захвативших ту эпоху.

В конце концов интерфейсы менеджеров окон нынче от каскадной модели постепенно скатились к активному использованию "панелей задач" и вкладок в разных их ипостасях. Людей реально располагающих окна в стопочки практически нет. Нынче каждое приложение, как правило, распахнуто на весь экран, ну или выглядывает где-то из "системного лотка". И это катастрофически неудобно. Вам надо либо два (а лучше три) экрана, при этом ход мыши при использовании графических элементов управления увеличивается кратно.

Поэтому в последнее время голову поднимают некогда забытые менеджеры, которые позволяют: во-первых - автоматически размещать окна на широких экранных пространствах, во-вторых - перемещать окна и переключаться между ними без использования мыши.

Пара примеров

Все ныне существующие варианты такого старого нового подхода я конечно же не опробовал, но смею предположить, что в целом они друг на друга похожи, и какие-то выводы можно делать и из ограниченного опыта.

Кеды с плазмой яркий представитель как-раз каскадера с главным органом управления в виде панели задач. Сами кеды, как и многие современные менеджеры, в принципе умеют приклеивать и растягивать окна по краям и углам, но это не совсем тайлинг в понимании чистых тайлеров. В основном потому что это не делается в автоматическом режиме. Однако, для кед в отличие от той же винды есть расширения, которые как-раз пытаются устранить эту разницу. Bismuth один из представителей такого софта.

Хоть Bismuth и называют самым продвинутым решением, он не зашел сразу. Он просто глючит. Возможно, в будущем, если им займутся ребята из самих кед, мы сможем увидеть адекватный тайлинг в исполнении кед, но нынче это, прямо скажем, не вариант. Есть слухи, что свое видение тайлинга присутствует у гнома в свежей версии убунты. В общем пока такой подход остается полумерой, против которой высказываются поклонники тру тайлинг менеджеров.

Так, прислушавшись к мнению авторитетных блогеров, я попробовал самый, как они утверждают, новичковый вариант - Awesome WM. Новичковость заключается, на сколько я понял, в том, что менеджер имеет качественные дефолты и работает "из коробки". Остальные тайлеры считаются более суровыми в этом отношении и некоторые из них предлагают изначально просто черный экран. Который потом нужно по сути запрограммировать на свой вкус.

Однако, хотя я и считаю себя программистом в какой-то степени, для меня это показалось чересчур дерзким вызовом. Зачем? С другой стороны, программировать пришлось и с Awesome. Да, вроде как с нуля можно в нем разобраться и даже начать работать, но до какого-то минимального комфорта там, конечно же, очень далеко.

Сразу бросается в глаза неадекватное размещение диалоговых окон и всяких программ со сложным интерфейсом. Родную настройку системы от кед, например, очевидно никак нельзя свернуть до половины экрана. Интерфейсы множества программ в принципе рассчитаны на фиксированный минимальный размер или хотя бы соотношение сторон. Та же телега выглядит как минимум странно в половине или в четверти экрана. Какие-то программы не мыслят себя кроме как в системном лотке.

Настроить эту всю группу приложений так, что бы они были либо плавающими, либо фиксировались под определенный размер, можно, но надо понимать, что их надо настроить все. А их много. И это в конце концов надоедает.

Также непонятно работает автозапуск. Никаким уговорами уложить окна в нужные экраны на нужных мне виртуальных столах не получилось. Перезапуск менеджера при этом никак не понимает, что определенные программы не нужно стартовать в более чем одном экземпляре. Наверное, как-то этого можно добиться, но к определенному моменту я сдался. А я считаю себя не самым глупым программистом в мире.

Но всё это полбеды. В конце концов я перезагружаю систему только в целях установки новых ядер и драйверов. Главная беда проявилась постепенно. Awesome потихоньку выедает память. Несильно, но постоянно и необратимо. С чем согласиться конечно же решительно невозможно. Скорее всего этот недостаток характерен конкретно для этого менеджера и, возможно, конкретной группе версий, но осадочек остался. Плазма так не делает. Она сразу много откусывает, но раз и навсегда. Бывает ли что виснет плазма? Да, конечно, но скорее по вине программ, а не сама по себе.

Другие полбеды - программ выдающих глюки с Awesome гораздо больше чем с плазмой. Некоторые, особенно предназначенные для трея программы, уходят в бесконечные циклы. Вообще с треем всё плохо. Каждая программа норовит отображать уведомления как-то по-своему, в своем углу, опять же, со своими размерами и задержками. Никогда не знаешь где всплывет очередное окошко и как его растянет в зависимости от глобальной настройки текущего рабочего стола. И снова это могут быть глюки конкретно Awesome, но интуиция подсказывает что, раз так сильно глючит наиболее "дружелюбный" менеджер, то о других и говорить не приходится. Ну или надо быть каким-то очень продвинутым знатоком Lua, C++, Python или Haskel на которых основаны другие менеджеры. А поскольку ни один из этих языков по работе мне не нужен, то и изучать их сколь-нибудь глубоко я не стал. Зачем?

Покамест

Если вы поклонник какого-то из названых языков и вы в нем как рыба в воде, то думаю даже полезно будет поиграться с настройками своего тайлера. Также могу порекомендовать тайлеры обладателям очень больших и очень широких мониторов. На двух стандартных 24'' 1600:900 мониторах работает всё не так весело как об этом рассказывают многочисленные модные ютуберы.

А я, как человек старой закалки, вернулся к плазме, которая что-то в принципе уже умеет хоть и вручную. А главное - значительно стабильнее. И скорее всего, хочется в это верить, должно появиться что-то встроенное и более надежное в самих кедах.

А еще хочется верить в то, что эволюция интерфейсов, а особенно дизайна сайтов, продолжается и вскоре мы увидим приложения и макеты адаптированные к соотношениям 8 к 9 или даже 5 к 9, которые удобно будет укладывать рядом. А может быть начнут в очередной раз меняться стандарты формфакторов мониторов в ту или иную сторону, при которой можно будет орудовать тем что есть без дополнительных приседаний.

Автор: Одиночная палата

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js