Производительность без цикла событий

в 9:58, , рубрики: Go, Блог компании Mail.Ru Group, горутины, закон Мура, Программирование, производительность, метки:

Производительность без цикла событий - 1

Эта статья основана на материалах презентации, которую я представил в этом году на конференции OSCON. Я отредактировал текст, чтобы он был более лаконичным, а заодно учёл ту обратную связь, что я получил после своего выступления.

Про Go часто говорят, что он хорош для серверов: здесь есть статические бинарники (static binaries), развитый concurrency, высокая производительность. В этой статье мы поговорим о двух последних пунктах: о том, как язык и среда выполнения (runtime) ненавязчиво позволяют Go-программистам создавать легко масштабируемые серверы и не беспокоиться из-за управления потоками (thread) или блокирующих операций ввода/вывода.

Аргумент в пользу производительности языка

Но прежде чем перейти к техническим деталям, я хочу сделать два утверждения, характеризующие рыночный сегмент языка Go.

Закон Мура

Производительность без цикла событий - 2

Согласно часто ошибочно цитируемому закону Мура, количество транзисторов на единице площади кристалла удваивается примерно каждые 18 месяцев. Однако рабочие частоты, зависящие от совершенно других свойств, перестали расти уже с десяток лет назад, с выходом Pentium 4, и с тех пор понемногу снижаются.

От пространственных ограничений к энергетическим

Производительность без цикла событий - 3
Sun Enterprise e450 — размером примерно с барный холодильник и потребляет примерно столько же электричества

Это Sun e450. Когда моя карьера только начиналась, эти компьютеры были рабочими лошадками индустрии. Они были массивны. Если поставить один на другой три штуки, то они займут целую 19-дюймовую стойку. При этом каждый потреблял всего лишь около 500 Вт.

За последнее десятилетие главным ограничением для дата-центров стало не доступное пространство, а уровень потребления электроэнергии. В последних двух случаях, когда я принимал участие в запуске дата-центров, нам не хватало энергии уже при заполнении стоек едва ли на треть. Плотность вычислительных мощностей выросла столь быстро, что теперь можно не думать о том, где же разместить оборудование. При этом современные серверы начали потреблять гораздо больше электричества, хотя и стали гораздо меньше. Это сильно затрудняет охлаждение, качество которого критически важно для функционирования оборудования.

Эффект от энергетических ограничений проявился:

  • на макроуровне — мало кто может обеспечить работу стойки с 1200-ваттными 1U-серверами;
  • на микроуровне — все эти сотни ватт рассеиваются на маленьком кремниевом кристалле в виде тепла.

С чем связан такой рост энергопотребления?

Производительность без цикла событий - 4
КМОП-инвертор

Это инвертор, один из простейших логических вентилей. Если на вход А подаётся высокий уровень, то на выход Q подаётся низкий, и наоборот. Вся современная потребительская электроника построена на КМОП-логике (КМОП — комплементарная структура металл-оксид-полупроводник). Ключевое слово здесь «комплементарная». Каждый логический элемент внутри процессора реализован с помощью пары транзисторов: когда один включается, другой выключается.

Когда на выходе инвертора высокий или низкий уровень, то от Vss к Vdd ток не течёт. Но во время переключений есть короткие периоды, когда оба транзистора проводят ток, создавая короткое замыкание. А потребление энергии — следовательно, и рассеяние тепла — прямо пропорционально количеству переключений в секунду, то есть тактовой частоте процессора.

Потребление энергии КМОП связано не только с короткими замыканиями при переключениях. Свой вклад вносит зарядка выходной ёмкости затвора. К тому же ток утечки затвора возрастает с уменьшением размера транзистора. Подробнее об этом можно почитать по ссылкам: раз, два.

Уменьшение размеров элементов процессора направлено в первую очередь на снижение энергопотребления. Это нужно не только ради экологии, основная цель — удерживать тепловыделение на приемлемом уровне, чтобы не допускать повреждения процессоров.

Вопреки снижению тактовых частот и энергопотребления, рост производительности в основном связан с улучшениями микроархитектуры и эзотерическими векторными инструкциями, которые не особо полезны для общих вычислений. В результате каждая микроархитектура (5-летний цикл) превосходит предыдущее поколение не более чем на 10%, а в последнее время едва дотягивают до 4–6%.

«Халява кончилась»

Надеюсь, теперь вы понимаете, что железо не становится быстрее. Если вам важны производительность и масштаб, то вы согласитесь со мной, что решать проблемы силами одного лишь оборудования уже не удастся, по крайней мере в общепринятом смысле. Как сказано у Герба Саттера — «Халява кончилась».

Нам нужен производительный язык программирования, потому что неэффективные языки просто не оправдывают своего использования в широкой эксплуатации, при масштабировании и с точки зрения капитальных вложений.

Аргумент в пользу параллельного языка программирования

Мой второй аргумент вытекает из первого. Процессоры не становятся быстрее, но зато становятся толще. Вряд ли для вас должно быть сюрпризом, что транзисторы развиваются в этом направлении.

Производительность без цикла событий - 5

Одновременная многопоточность, или Hyper-Threading, как это называет Intel, позволяет одному ядру параллельно выполнять несколько потоков инструкций благодаря добавлению небольшой аппаратной обвязки. Intel применяет технологию Hyper-Threading для искусственного сегментирования рынка процессоров, в то время как Oracle и Fujitsu активнее используют её в своей продукции, доводя количество аппаратных потоков выполнения до 8 или 16 на каждое ядро.

Двухпроцессорные материнские платы появились в конце 1990-х, когда вышел Pentium Pro. Сегодня это стандартное решение, большинство серверов поддерживают двух- или четырёхпроцессорные конфигурации. Увеличение плотности транзисторов позволило даже размещать несколько ядер на одном кристалле. Двухъядерные процессоры обосновались в мобильном сегменте, четырёхъядерные — в настольном, ещё больше ядер в серверном сегменте. По сути, сегодня количество ядер в сервере ограничено лишь вашим бюджетом.

И чтобы воспользоваться преимуществами всех этих ядер, вам нужен язык программирования с развитым параллелизмом.

Процессы, потоки выполнения и горутины

В основе параллелизма Go лежат так называемые горутины (goroutine). Давайте немного отвлечёмся и вспомним историю их возникновения.

Процессы

На заре времён, при пакетной модели обработки, компьютеры могли выполнять в один отрезок времени только одну задачу. Стремление к более интерактивным формам вычисления привело в 1960-х к разработке многопроцессных операционных систем, или систем, работающих в режиме разделения времени (time sharing). В 1970-х эта идея проникла в серверы, FTP, Telnet, rlogin, а позднее и в CERN httpd Тима Бернерса-Ли. Обработка всех входящих сетевых соединений сопровождалась порождением (forking) дочерних процессов.

В системах с разделением времени ОС поддерживает иллюзию параллельности, быстро переключая ресурсы процессора между активными процессами. Для этого сначала записывается состояние текущего процесса, а затем восстанавливается состояние другого. Это называется переключением контекста.

Переключение контекста

Производительность без цикла событий - 6

У переключения контекста есть три основные статьи расходов:

  • Ядро должно сохранять содержимое всех регистров процессора сначала для одного процесса, потом восстанавливать значения для другого. Поскольку переключение между процессами может произойти в любой момент, ОС должна хранить содержимое всех регистров, потому что она не знает, какие из них сейчас используются. Конечно, это крайне упрощённое описание. В ряде случае ОС может избегать сохранения и восстановления часто используемых архитектурных регистров, запуская процесс в таком режиме, при котором доступ к floating-point или MMX/SSE-регистрам вызовет прерывание (fault). В таких ситуациях ядро понимает, что процесс будет использовать эти регистры и их нужно сохранять и восстанавливать.
  • Ядро должно очистить кеш соответствия виртуальных адресов памяти физическим (TLB, буфер ассоциативной трансляции). В некоторых процессорах используется так называемый tagged TLB. В этом случае ОС может приказывать процессору присваивать конкретным записям буфера идентификаторы, полученные из ID процесса, а не обрабатывать каждую запись как глобальную. Это позволяет избежать удаления записей из кеша при каждом переключении процессов, если нужный процесс быстро возвращается в то же ядро.
  • Накладные расходы ОС на переключение контекста, а также накладные расходы функции-планировщика при выборе следующего процесса для обеспечения процессора работой.

Все эти расходы относительно постоянны с точки зрения оборудования, но от объёма выполненной между переключениями работы зависит, оправданны ли эти расходы. Слишком частые переключения сводят на нет количество выполненной работы между ними.

Потоки

Это привело к появлению потоков, которые представляют собой те же процессы, использующие общее адресное пространство. Благодаря этому они проще в планировании, чем процессы, быстрее создаются и между ними можно быстрее переключаться.

Тем не менее стоимость переключения контекста у потоков достаточно высока. Необходимо сохранять немало информации о состоянии. Горутины фактически являются дальнейшим развитием идеи потоков.

Горутины

Вместо того чтобы возлагать на ядро обязанности по управлению временем их выполнения, горутины используют кооперативную многозадачность. Переключение между ними происходит только в чётко определённые моменты, при совершении явных вызовов runtime-планировщиком Go. Основные ситуации, в которых горутина вернёт управление планировщику:

  • отправка и приём из канала, если они приведут к блокировке;
  • вызов инструкции go func(...), хотя нет гарантии, что переключение на новую горутину произойдёт немедленно;
  • возникновение блокирующих системных вызовов, например операций с файлами или сетевых операций;
  • после остановки выполнения для прогона цикла сборки мусора.

Иными словами, речь идёт о ситуациях, когда горутине не хватает данных для продолжения работы либо ей нужно больше места для записи данных.

В процессе работы runtime-планировщик Go переключается между несколькими горутинами в пределах одного потока операционной системы. Это удешевляет их создание и переключение между ними. Совершенно нормальная ситуация, когда в одном процессе выполняются десятки тысяч горутин, не редкость и сотни тысяч.

С точки зрения языка планирование выглядит как вызов функции и имеет ту же семантику. Компилятору известно, какие регистры используются, и он автоматически их сохраняет. Поток вызывает планировщик, работая с определённым стеком горутин, но по возвращении стек может быть другой. Сравните это с многопоточными приложениями, когда поток может быть вытеснен в любое время, в момент выполнения любой инструкции.

Всё это приводит к тому, что на каждый процесс Go приходится относительно немного потоков ОС. Среда выполнения Go заботится о том, чтобы назначать готовые к исполнению горутины в свободные потоки ОС.

Управление стеком

В предыдущем разделе мы говорили о том, как горутины снижают накладные расходы на управление многочисленными — иногда достигающими сотен тысяч — параллельными потоками. У истории с горутинами есть и другая сторона — управление стеком.

Адресное пространство процесса

Производительность без цикла событий - 7

На этой схеме представлена типичная карта памяти процесса. Здесь нас интересует размещение кучи и стека. Внутри адресного пространства процесса куча обычно находится на «дне» памяти, сразу над программным кодом, и растёт вверх. Стек расположен наверху виртуального адресного пространства и растёт вниз.

Производительность без цикла событий - 8

Если куча и стек перепишут друг друга, это будет катастрофой. Поэтому ОС выделяет между ними буферную зону недоступной памяти. Она называется сторожевой страницей (guard page) и фактически ограничивает размер стека процесса, обычно в пределах нескольких мегабайтов.

Стеки потока

Производительность без цикла событий - 9

Потоки используют одно общее адресное пространство. Каждому потоку нужен свой стек с отдельной сторожевой страницей. Поскольку трудно спрогнозировать потребности каждого из потоков, под каждый стек приходится резервировать большой объём памяти. Остаётся только надеяться, что этого будет достаточно и мы никогда не попадём на сторожевую страницу.

Недостаток этого подхода в том, что с увеличением количества потоков в программе уменьшается объём доступного адресного пространства.

Управление стеком горутин

В ранней версии модели процессов программисты могли считать, что куча и стек достаточно велики, чтобы не переживать об этом. Однако моделирование подзадач становилось сложным и дорогим.

С внедрением потоков ситуация немного улучшилась. Но программисты должны угадывать наилучший размер стека. Будет слишком мало — программа вылетит, слишком много — закончится виртуальное адресное пространство.

Мы уже видели, что планировщик Go выполняет большое количество горутин внутри небольшого количества потоков. А что насчёт требований к размеру стеков этих горутин?

Рост стека горутин

Производительность без цикла событий - 10

Изначально у каждой горутины есть маленький стек, выделенный из кучи. Его размер менялся в зависимости от версии языка, в Go 1.5 по умолчанию выделяется по два килобайта. Вместо использования сторожевой страницы компилятор Go вставляет проверку, которая является частью вызова каждой функции.

Проверка позволяет выяснить, достаточен ли размер стека для выполнения функции. Если да, то функция выполняется в штатном режиме. Если же стек слишком мал, то среда выполнения выделяет в куче более крупный сегмент, копирует туда содержимое текущего стека, освобождает его и перезапускает функцию.

Благодаря этому механизму можно делать очень маленькие начальные стеки горутин. В свою очередь, это позволяет рассматривать горутины как дешёвый ресурс. Предусмотрен также механизм уменьшения размера стека, если достаточная его часть остаётся неиспользуемой. Процедура уменьшения выполняется в ходе сборки мусора.

Интегрированный сетевой поллер (network poller)

В 2002 году Дэн Кегель (Dan Kegel) опубликовал статью «Проблема c10k». Говоря простым языком, она была посвящена написанию серверного ПО, способного обрабатывать не менее 10 000 ТСР-сессий на недорогом оборудовании, доступном в то время. После написания этой статьи возникло расхожее мнение, что высокопроизводительные серверы нуждаются в нативных потоках. Позднее их место заняли циклы событий (event loops).

С точки зрения стоимости планирования и потребления памяти потоки имеют высокие издержки. У циклов событий ситуация получше, но у них есть собственные требования в связи со сложным, основанным на callback'ах принципом работы.

Go взял всё самое лучшее из этих двух подходов.

Ответ Go на проблему c10k

Системные вызовы в Go обычно являются блокирующими операциями. К таким вызовам относятся в том числе чтение и запись в файловые дескрипторы. Планировщик Go обрабатывает эти случаи, находя свободный поток или создавая новый, чтобы можно было продолжить обслуживать горутины, пока заблокирован исходный поток. В жизни это хорошо подходит для файловых операций, потому что небольшое количество блокирующих потоков может быстро исчерпать пропускную способность локального ввода/вывода.

Однако с сетевыми сокетами всё не так просто. В каждый момент времени почти все ваши горутины будут заблокированы в ожидании выполнения сетевых операций ввода/вывода. В случае примитивной реализации потребуется делать по одному потоку на каждую такую горутину, и все они окажутся заблокированы в ожидании сетевого трафика. Справиться с этой ситуацией помогает интегрированный сетевой поллер Go, обеспечивающий взаимодействие между средой выполнения языка и пакетом net.

В старых версиях Go сетевым поллером выступала одна горутина, которая с помощью kqueue или epoll запрашивала уведомления о готовности. Такая горутина общалась с ожидающими горутинами через канал. Это позволяло избегать выделения потока для каждого системного вызова, но приходилось использовать обобщённый механизм пробуждения посредством записи в канал. Это означает, что планировщик не был осведомлён об источнике или важности пробуждения.

В текущих версиях Go сетевой поллер интегрирован в саму среду выполнения (в runtime). Поскольку среда знает, какая горутина ожидает готовности сокета, то она может по прибытии пакета продолжить выполнять горутину на том же ядре процессора, уменьшая задержку и увеличивая пропускную способность системы.

Горутины, управление стеком и интегрированный сетевой поллер

Подведём итоги. Горутины являются мощной абстракцией, благодаря которой вы можете не беспокоиться о пулах потоков или циклах событий.

Стек горутины растёт по мере надобности, и вам не придётся волноваться об изменении размера стеков или пулов потоков.

Интегрированный сетевой поллер позволяет избегать использования витиеватых схем на основе callback'ов. При этом задействуется наиболее эффективная логика выполнения операций ввода/вывода, какую только можно получить от ОС.

Среда выполнения заботится о том, чтобы потоков было ровно столько, сколько нужно для облуживания всех ваших горутин и для загрузки ядер процессора.

И все эти возможности совершенно прозрачны для Go-программиста.

Автор: Mail.Ru Group

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js