Nokia и эффект Элопа: продолжение

в 9:16, , рубрики: burning platform, MeeGo, nokia, stephen elop, symbian, windows phone, горящая платформа, Смартфоны и коммуникаторы, Стивен Элоп, элоп, эффект элопа, метки: , , , , , , , , ,

Nokia и эффект Элопа: продолжение

В прошлое воскресенье я уже писал о Стивене Элопе, «Горящей платформе» и резком переломе в судьбе Nokia. Увы, теперь я вижу, что фокус статьи был взят несколько неверно, и общая суть оказалась трудноохватываемой и многими не понятой, а самые интересные данные я нашёл уже после публикации статьи. В данной краткой статье, дополняющей первую, я постараюсь исправить ошибку, сфокусировавшись на одном лишь вопросе: какова была динамика развития Nokia в период до выпуска «Горящей платформы», и насколько необходимы были срочные решительные меры, вне зависимости от природы и последствий этих мер?

Также на этот раз я предпочёл полностью отказаться от данных из сторонних источников и строить графики, основываясь исключительно на ежеквартальных отчётах Nokia. Разумеется, я по-прежнему рекомендую всем интересующимся судьбой Nokia обратить внимание на блог Communities Dominate Brands, но в данном случае я не буду использовать какую-либо информацию оттуда — Ахонен, при всех его несомненных достоинствах как аналитика, предвзято относится к Элопу, что вполне ожидаемо для финна и бывшего сотрудника Nokia. Я же хочу сфокусироваться исключительно на объективных безличных данных. Итак, приступим.

Начнём с печального: график прибыли Nokia за 2004-2012 годы:

image

Метки «CEO» и «BP» обозначают, соответственно, момент, когда Стивен Элоп стал CEO Nokia (сентябрь 2010-го) и выпуск обращения «Горящая платформа» (февраль 2011-го). По сути, поворотным в истории Nokia является именно второй момент, первый я отмечаю исключительно для наглядности.

Итак, мы видим, что после пика (2007-2008) и падения (2009) прибыль Nokia оставалась на уровне более низком, нежели в предшествовавшие годы. То есть, Элоп пришёл в компанию, когда она переживала не лучшие времена, и это несомненно.

Но Nokia — компания большая, и занимается она не только мобильными телефонами, но и телекоммуникационным оборудованием (Nokia-Siemens Network) и, с момента покупки Navteq в 2008-ом году, навигацией и картами. Основания для действий Элопа, если таковые были в положении Nokia, должны были быть негативные тенденции именно в смартфонах. Копнём, опять-таки, в прошлое, охватив взглядом оперативную прибыль Nokia с мобильных телефонов и сервисов за 2004-2012 годы:

image

И это уже интересней. Здесь синий график означает прибыль, оранжевый же — усреднённая по трём кварталам прибыль — добавлен, чтобы можно было сгладить пики и провалы и оценить общую картину более ясно. Как видно из графика, уже в середине 2009-го года прибыль с телефонов (включая смартфоны) практически вернулась на уровень до пика 2007-2008. Никакого повода для паники и для заявлений вроде «Nokia, our platform is burning» пока не видно.

Может быть, дело в смартфонах? Именно смартфоны терпели бедствие, а график оставался ровным за счёт прибыли на обычных телефонах? Что ж, и на этот вопрос есть ответ. К счастью, в квартальных отчётах Nokia есть информация по операционной прибыли со смартфонов, начиная с 2010-го года:

image

За 2010-ый год прибыль, получаемая Nokia за смартфоны, выросла более чем в два с половиной раза. Всё ещё не похоже на «многочисленные очаги лютого жара, питающие бушующее пламя вокруг нас», не так ли? Но, может быть, при этом падало производство?

Nokia и эффект Элопа: продолжение

Ну надо же, какая незадача. Производство тоже росло. Росло медленней, чем прибыль, что показывает, что прибыль с одного смартфона также росла — и выросла в два раза за 2010-ый год.

Подведём итоги:

  • Объёмы продаж смартфонов в 2010-ом году росли и не имели тенденции к снижению.
  • Маржа на смартфонах росла и за 2010-ый год выросла в два раза.
  • Прибыли смартфонного подразделения росли и за 2010-ый год выросли в два с половиной раза.
  • В целом прибыль с мобильных устройств стабилизировалась на уровне чуть ниже 2004-2006.

Насколько можно видеть из официальных отчётов Nokia, ни в положении Nokia на начало 2011-го года, ни в динамике компании предпосылок для «Горящей платформы» не было. Компания не нуждалась в резкой смене курса — «антикризисные меры», принятые Элопом, были не в интересах Nokia. Заверения Элопа в обратном — заведомая ложь.

Бесполезно пытаться угадать, что руководило Элопом и насколько сегодняшнее положение Nokia соответствует его замыслу — это мы знать не можем. Мы даже не можем с уверенностью сказать, что катастрофические события 2011-го года являются прямым результатом действий Элопа, а не чудесным совпадением. Всё, в чём мы можем быть уверены — Nokia не находилась на «горящей платформе», не нуждалась в изменении планов, и то, что сделал Стивен Элоп, было не в интересах компании Nokia как производителя мобильных телефонов.

Автор: betrachtung

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js