Решето Эратосфена, попытка минимизировать память

в 14:08, , рубрики: Алгоритмы, простые числа, решето Эратосфена

Введение

Одним из алгоритмов для поиска простых чисел является Решето Эратосфена предложенное еще древнегреческим математиком.

Картинка из википедии:

image

Смысл в вычеркивании чисел кратных уже найденным простым. Остающиеся невычеркнутыми в свою очередь являются простыми. Более подробно расписано тут.

Одна из проблем при поиске решетом это объем памяти который надо выделить под фильтруемые числа. Вычеркнутые непростые удаляются уменьшая память, но изначально объем требуется большой.

Для решения используется сегментация (когда память выделяется по кускам) и другие ухищрения (см. тут).

Реализация алгоритма

Алгоритм внизу (написан на java) предполагает минимальный объем памяти — по сути для каждого найденного простого числа мы храним еще одно число — последнее зачеркнутое (наибольшее). Если я правильно оцениваю объем памяти ln(n) — число найденных простых.

Суть алгоритма:

Допустим мы имеем несколько уже найденных простых чисел отсортированных по возрастанию. (Алгоритм стартует с [2,3]). Для каждого из них храним последнее (наибольшее) зачеркнутое число. Инициализируем самими простыми числами.

Выбираем кандидата в простые например наибольшее найденное простое число +1 (в алгоритме внизу перескакиваем четные как заведомо не простые).

Кандидат сравнивается с последним зачеркнутым текущего простого. Пока текущее зачеркнутое меньше кандидата увеличиваем его на текущее простое. Если текущее зачеркнутое равно кандидату, то кандидат не простое число. Выбираем следующего кандидата.

В случае если текущее зачеркнутое больше кандидата, проверяем кандидата на следующем простом числе.

Если добрались до конца списка простых чисел (то есть все зачеркнутые больше кандидата) мы нашли очередное простое число.

Добавляем его в список и инициализируем последнее зачеркнутое найденным простым.

Код на java

import java.util.ArrayList;
import java.util.List;

public class SieveEratosthenes {
    static class PrimePair {
        Integer prime;
        Integer lastCrossed;

        PrimePair(Integer prime, Integer lastCrossed) {
            this.prime = prime;
            this.lastCrossed = lastCrossed;
        }
    }

    private List<PrimePair> primes;

    private SieveEratosthenes() {
        primes = new ArrayList<>();
        primes.add(new PrimePair(2, 2));
        primes.add(new PrimePair(3, 3));
    }

    private void fillNPrimes(int n) {
        while (primes.size()<n) {
            addNextPrime();
        }
    }

    private void addNextPrime() {
        int candidate = primes.get(primes.size()-1).prime + 2;
        for (int i = 1; i < primes.size(); i++) {
            PrimePair p = primes.get(i);
            while (p.lastCrossed < candidate) {
                p.lastCrossed += p.prime;
            }
            if (p.lastCrossed == candidate) {
                //restart
                candidate+=2;
                i=-1;
            }
        }
        System.out.println(candidate);
        primes.add(new PrimePair(candidate, candidate));
    }

    public static void main(String[] args) {
        SieveEratosthenes test = new SieveEratosthenes();
        test.fillNPrimes(1000);
    }
}

Тот же код на питоне:

primes = [2, 3]
last_crossed = [2, 3]


def add_next_prime():
    candidate = primes[-1] + 2
    i = 0
    while i < len(primes):
        while last_crossed[i] < candidate:
            last_crossed[i] += primes[i]
        if last_crossed[i] == candidate:
            candidate += 2
            i = 0
        i += 1

    primes.append(candidate)
    last_crossed.append(candidate)


def fill_primes(n):
    while len(primes) < n:
        add_next_prime()


fill_primes(1000)
print(primes)

Вся логика традиционных алгоритмов с колесами может быть применена при выборе следующего кандидата.

GitHub

Возможно это очередное изобретение велосипеда. Готов выслушать замечания.

Автор: StanislavL

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля