Готовые решения #1. Доржи Цыденов

в 15:28, , рубрики: infostart, Блог компании Инфостарт, Монетизация веб-сервисов, Развитие стартапа, Управление сообществом

В гостяхДоржи Цыденов
ВедущийСергей Горшенин

Готовые решения #1. Доржи Цыденов - 1

Здравствуйте, друзья, коллеги! Команда сообщества INFOSTART.RU подготовила сюрприз: сегодня мы представляем серию подкастов под названием «Готовые решения». В рамках этой передачи мы будем приглашать в нашу студию экспертов нашей отрасли, которые поделятся своими секретами и профессиональным опытом. И сегодня мне вдвойне приятно представить нашего гостя. Многие знают его под ником Support, многие знают его как генерального директора компании «Инфостарт», я же знаю его как Доржи Цыденова. Доржи, здравствуй!

Здравствуй, Сергей! Здравствуйте, коллеги!
______________________________________________________________________________________________________

Хронологическая справка

Цыденов Доржи Валерьевич родился в Ленинграде в 1977 году, учился в Санкт-Петербургском Политехническом Университете по специальности «Прикладная математика и физика», с 2000 года — программист 1С, впоследствии менеджер крупных проектов автоматизации, среди которых Кожгалантерейная фабрика «Альянс» и «Великолукский молочный комбинат». В 2006 году основал сообщество INFOSTART.RU, генеральный директор ООО «Инфостарт», живет и работает в Санкт-Петербурге.
______________________________________________________________________________________________________

Подготовка к старту

Доржи, у меня к тебе первый вопрос: мы знаем, что ты — основатель компании, знаем, что ты Генеральный директор ООО «Инфостарт», расскажи о себе и о том, что было до этого?

Я, как и все основные участники нашего сообщества, начинал программистом 1С. На последних курсах университета пошел работать в фирму-франчайзи и автоматизировал малое предприятие, сталкивался с розничной сетью аптек, предприятиями автотранспорта, строительными организациями. Постепенно рос как специалист, и это стало моей профессией. Потом я занялся более крупными проектами. Первым таким крупным проектом стала автоматизация Кожгалантерейной фабрики «Альянс», а последним был Великолукский молочный комбинат.

То есть можно ли сказать, что уже тогда у тебя появилась идея Infostart.ru?

Infostart.ru изначально запускался как коммерческий проект. Переходя из одного проекта в другой, я напрограммировал, можно сказать, универсальный комплекс отчетности, а также инструмент для базы данных. И из проекта в проект инструмент совершенствовался, и в какой-то момент я понял, что хочу сделать тиражное решение, которое можно продавать. Тогда интернет только-только развивался, и я понял, что это новый канал продаж. Это послужило толчком. Я долго подыскивал название, искал свободный домен, чтобы название домена и компании совпадали. Хотя интернет был небольшой, все добуквенные домены популярных слов уже были заняты. Даже Артемий Лебедев не гнушался этим, занимался киберсквотингом, занял домены «ложка», «тарелка.ру». Домены, состоящие из двух букв, еще не были заняты, поэтому я взял информационные технологии — слово «Info» и «start», потому что предполагал, что это будет сайт, с которого начинается автоматизация бизнеса.

О появлении интернета в России

Мы сейчас затронули тему интернета того времени. А помнишь ли, когда ты впервые столкнулся с интернетом?

Это уникальная технология, как ты знаешь. Даже фантасты не могли предположить, что такое возникнет. И это, получается, был конец 90-х. И я учился, только поступил в университет. Мы с моими друзьями — три друга — скинулись по 100 долларов и купили первый компьютер на троих, то есть он одну неделю был у меня, одну неделю у моего друга и еще одну неделю — у третьего. И тогда в интернет надо было выходить через модем, дозваниваться до какого-то номера телефона, покупать карточку у метро. Тогда в первый раз мы открыли для себя интернет.

Да, нашим детям будет сложно в это поверить, когда у них по три-четыре гаджета. А чему тогда был посвящен Infostart, это был, скорее, тематический сайт, или же инструмент?

Получается, Infostart как компания был зарегистрирован в 2004 году. Уже 10 лет назад. Два года лежал у меня в столе, но готовился мой продукт и я понял, что основные мои затраты на то, чтобы сделать его тиражным, кроются не в собственно программировании, а в продвижении решения. Грамотный маркетинг — чтобы качественно донести продукт до конечного потребителя — стоил дорого. Именно это понимание и дало толчок к созданию на базе сайта Infostart.ru некоего сообщества, с целью объединить всех коммерческих авторов, которые разместят свои программные продукты в рамках одной площадки, и уже на эту площадку привлечь потенциальных потребителей.

«ОСНОВНЫЕ ЗАТРАТЫ НЕ В ПРОГРАММИРОВАНИИ, А В ПРОДВИЖЕНИИ»

А у вас была команда, или ты был один за всех?

Можно сказать, это было практически хобби, потому что была основная работа: автоматизация предприятий, только в тот момент я занимался дистрибьюторами продуктов питания, а параллельно у меня был проект-сайт, на котором продавались мои собственные решения, а также начинали продаваться и другие решения сторонних разработчиков.

Запомнились ли какие-нибудь трудности или сложности на начальном этапе?

Трудности? Могу сказать, особых трудностей не было. Сначала была сделана ставка на продажу рекламы, но оказалось, что аудитория программистов рекламодателям не особо интересна. Вообще, индустрия только развивалась, и как таковые продажи через интернет были редки. Дохода не хватало для нормального развития. Я несколько лет накапливал некий потенциал, то есть создавал базу пользователей, базу разработок. И только, наверное, в 2012 году я смог все это монетизировать.

О первых успехах

Монетизация — это хорошо, но может быть были какие-то другие успехи через полгода, год? Что-нибудь, чтобы сказать «да, мы добились определенного успеха». Возможно, определенное количество посетителей или некая цифра зарегистрированных на портале.

Ну, конечно! Когда я запускал проект, мы радовались первым 100 посетителям. Когда счетчик перерос 100 посетителей в день, мы даже устроили праздник и отметили. Потом число посетителей превысило 1000 человек в день, и мы тоже это отмечали, а потом, когда их стало несколько тысяч…

Прости, а 100 посетителей это что? Это зарегистрировавшихся или вошедших?

Посетителей в течение дня. В день на сайт зашли 100 человек — это было для нас событием.

Я в прошлом программист, и помню, что помимо Инфостарта был ряд других аналогичных сайтов. Был форум Кубань.ру, который до сих пор живет, был форум Станислава Митичкина «Миста.ру», был форум Proclub. Чем Инфостарт отличался от всех этих сайтов?

В то время все наши коллеги в интернете в основном общались на форумах, мы же предоставили некую площадку, на которой можно и размещать файлы и общаться, и притом, еще в 2006 году было применено несколько социальных ноу-хау, которые сейчас считаются стандартным де-факто. Я говорю о том, что изначально в 2006 году при открытии мы сразу придумали систему «лайков»: один пользователь мог поставить другому один балл («+1») за его публикацию. Удивительно, но это сработало.

Готовые решения #1. Доржи Цыденов - 2

Насколько я помню, это были звездочки.

Мы их отображали в виде звездочек, или плюсов. Можно было поставить +1 либо –1. Может быть, сейчас такой технологией никого не удивить, но в то время набрать эти голоса было достаточно сложно, это было неким активом, который не повторяется. Человек регистрируется на сайте, размещает программу, она кому-то нравится, за программу голосуют. Сколько «плюсов», столько людей отдало свой голос, и подделать это невозможно.

По сути, это система некоего рейтинга, причем социального.

До сих пор на нашем сайте существует этот рейтинг, есть ТОП-100 авторов. Начиная с 2006 года они накапливают эти «плюсы». Как показали опыт и время, благодаря этой системе оценки всплывают достаточно интересные и уникальные решения.

О сплочении сообщества

Ты до этого говорил про сообщество. Инфостарт отличается от многих аналогичных порталов сплоченностью. Насколько я помню, вы проводили даже клубные выезды, с ребятами выбирались куда-то на отдых, проводили встречи в Петербурге. Можешь об этом пару слов рассказать?

Да, когда мы начинали, чтобы объединить всех участников сообщества, мы проводили встречи не только в on-line, но и в off-line. Мы выезжали на пикники, катались на катамаране по Финскому заливу, даже устраивали первый чемпионат по боулингу с названием «Шары катать — не автоматизировать».

Вот очень любопытно: ведь вы, когда запускали портал как некий коммерческий продукт, должны были себе представлять образ потенциальной аудитории. Сильно ли отличался тот образ от людей, с которыми ты уже дальше вживую познакомился?

Основная моя аудитория — это программисты 1С, как и я, поэтому разговариваем мы на одном языке. Я вообще считаю, что программирование — это творчество, в любом случае, я программистов отношу к креативному классу, ведь это люди, которые из ничего, как художники и скульпторы, создают некий объект — программу. Не зря же еще в четвертой главе Гражданского Кодекса программы приравнивают к литературным произведениям, и было бы, наверное, к месту тут упомянуть Льва Толстого, который говорил «Если можете не писать, не пишите». Так вот программист, он не может не писать программы. Он всегда создает, он творец, который, подобно художнику или скульптору, создает какую-то сущность.

«ПРОГРАММИРОВАНИЕ — ЭТО ТВОРЧЕСТВО»

Можно ли, исходя из вышесказанного, сравнить Инфостарт с некой галереей, где размещаются результаты творчества?

Да, Инфостарт и на первоначальном этапе, и сейчас является для программистов галереей, куда они, как художники, приходят и выставляют свои работы. Стартовая площадка Инфостарт.ру предлагала пользователям после регистрации возможность разместить свою программу на суд сообщества, что было востребовано, все приняли правила игры и стали участвовать.

О модерации и «Суде общественности»

Ты только что сказал, что можно предоставить свою разработку на суд общественности сразу, то есть никакой модерации не было?

Не было премодерации, была некая постмодерация. Я просматривал новый материал, и если там действительно был какой-то спам, я удалял. Но в то время не было ни «троллей», ни «хейтеров». Новая площадка для общения была воспринята на ура, никто особо не хулиганил, поэтому модерирование было минимальным.

От Веб 2.0 к острию прогресса

Кстати, я сейчас открыл страницу «О сайте» на портале и здесь говорится, что Инфостарт — это профессиональное сообщество по автоматизации. Мы коснулись вопроса сообщества. Можешь ли ты сказать, когда сайт и пользователи действительно переросли в сообщество? Ведь сообщество — это нечто большее.

Да, изначально Инфостарт был просто каталогом разработок и был построен на идеологии Веб 2.0: это было модное в прошлом десятилетии название для сайтов, которые организованы по принципу user content generation, то есть — пользователи сами его наполняют. То есть любой пользователь мог зарегистрироваться на Infostart.ru и добавить свой контент, который остальные участники обсуждают. Мы старались быть прогрессивными и я понимал, что для дальнейшего общения не хватает личных сообщений, групп… Участники требовали больше функционала, поэтому, когда мы перешли на 1С-Битрикс, а 1С-Битрикс потом выпустил специальный модуль «социальная сеть», мы первыми взяли еще Бета-версию и на этой Бете отработали свой Инфостарт. И когда вышел официальный релиз Битрикса, на следующий же день выкатили весь функционал Инфостарта, и даже в первых пресс-релизах Битрикса по модулю социальных сетей наша компания фигурировала в качестве примера. Вообще, Инфостарт всегда был на острие прогресса, даже сейчас мы запустили редизайн на базе адаптированного сайта. Сейчас не все сайты имеют адаптацию.

А можешь рассказать об этом подробнее?

Адаптированный сайт — это сайт, который построен по принципу, что на любом устройстве он выглядит корректно.

Ну, то есть у меня будет планшет, он будет выглядеть корректно, если у меня будет телефон — он будет подстраиваться под телефон.

Тот же самый оптимизированный для iPhone, на ноутбуке — это третий вид, а на большом мониторе можно сделать четвертый. И это все по одному адресу. То есть — нет мобильной версии, нет обычной версии. Одна версия, которая подстраивается под любое устройство.

О багаже накопленных знаний

Возвращаясь к теме об отличиях Инфостарта от других аналогичных сайтов, возник такой вопрос: был момент, когда вы объявили, что все забаненные пользователи могут вернуться на сайт и продолжить там общение без каких-либо репрессивных действий. Откуда взялись эти забаненные пользователи?

Поначалу общение было, так сказать, камерным. Нас было немного, мы размещали программы, развивались. Чтобы дальше расти, нужно было применять другие методы, то есть те, кто хотел делиться своими программами, уже поделились, и сложилась ситуация, что контент, накопленный на Инфостарте, перестали ценить, ведь он был бесплатным и доступным без ограничения. И тогда я придумал некую систему, которая призывала «поделиться своим, чтобы получить чужое». В конечном итоге сейчас все авторы, которые присутствуют на сайте, которые создали свои публикации, полностью получают доступ ко всему накопленному багажу знаний. Вот этот момент не все до конца понимали.

«ПОДЕЛИСЬ СВОИМ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЧУЖОЕ»

Я правильно понимаю, что это должно было стать неким драйвером к дальнейшему росту?

Да. Это стало драйвером. Примерно как принцип раннего торрента: «раздавай, чтобы скачивать у других». Это примерно то же самое, только на Инфостарте есть виртуальная валюта, и некая мера: чем ты поделился, столько ты можешь скачать у других пользователей. Как раз это послужило драйвером роста, но разделило сообщество на 2 лагеря: те, кто стал вдруг резко ненавидеть Инфостарт, и те, кто принял новые правила игры. Естественно, как показала история, это было правильным решением. Сейчас в каталоге Инфостарта более 30 000 отчетов и обработок, так или иначе накопленных за это время.

Я так понимаю, это не считая различных тематических статей и веток на форуме.

Это все вместе. В одной публикации может быть несколько файлов, а есть просто статьи, без файлов. В общем итоге около 30 000 файлов. И все — законченные, готовые решения, которые можно загрузить под свою задачу.

О новых сервисах INFOSTART.RU

Хорошо. Продолжая тему о нововведениях на сайте: я помню, что не так давно ты презентовал на сайте новые разделы: «Вакансии» и «Компании». Можешь о них рассказать подробно? Что это, и, самое главное — что это может дать конечным потребителям?

Мы развиваемся дальше как сообщество, и давно возник вопрос по открытию раздела для поиска работы, и мы открыли 4 новых раздела: «Вакансии», «Резюме», «Проекты» и «Компании». Я недавно подробно написал об этом статью на Инфостарте, но сейчас вкратце скажу. «Вакансии» — это классический сервис вакансий, естественно, со спецификой поиска специалистов по 1С.

То есть это некий локальный сайт по поиску вакансий на Инфостарте.

Да. Резюме, которые у нас размещены, имеют социальный рейтинг, который был накоплен за эти годы. А все профили превратились в портфолио соискателей. В разделе «Вакансии» есть поиск по специфике 1С, то есть можно указать платформы, для работы на которых вы ищете сотрудника, конфигурации, которые он должен знать, в «Резюме» то же самое. Потом целый раздел «Проекты» для фрилансеров, там можно оставлять заявки на удаленную разработку, а также тендеры, конкурсы. Мы развиваемся в разных направлениях.

В 2006 году ты ориентировался в основном на программистов, а на кого сейчас ориентируется Инфостарт? Я так понимаю, уже не только программисты являются пользователями сайта.

Да, такое ощущение, что практически все программисты 1С знают об Инфостарте, и так или иначе там зарегистрированы. Подтверждением служит то, что мы ежегодно собираем полный зал на конференции. Достаточно 2 рассылок, чтобы приехали 500 человек со всей России и стран СНГ, и поэтому весь накопленный багаж знаний, весь каталог мы хотим дальше популяризировать в сторону пользователя. Буквально недавно запустили новые тарифы, как раз ориентированные на пользователей. Например, в тарифный план «Бухгалтер» включена техническая поддержка с нашей стороны, то есть мы готовы проконсультировать по найденному решению, подобрать под имеющуюся задачу решение из каталога, и даже это еще не все: Инфостарт готов помочь с установкой и внедрением этого решения.

О конференции INFOSTART EVENT: как собрать 500 человек за 2 месяца

Сейчас ты упомянул, что на конференцию Инфостарта вы приглашаете 500 человек. Не многие даже крупные интернет-порталы могут похвастаться таким масштабным мероприятием. Как вам удалось сделать такое событие?

Мы на самом деле не планировали. Раньше, как я уже говорил, встречались в оффлайне, но это были неформальные встречи. Я понимал, что у людей есть потребность в профессиональном общении, и в какой-то момент пришла идея собрать вместе всех экспертов отрасли. Виртуальных экспертов, которые популярны на портале, собрать вместе, и пригласить участников. Я думал, 50-100 человек мы наберем и это слава Богу. Но когда мы объявили о старте продаж, буквально за неделю у нас были раскуплены 150 билетов, и люди продолжали звонить и оставлять заявки, чтобы мы их приняли. А помещение, где планировали проводить мероприятие, не рассчитано было на такое количество гостей.

Готовые решения #1. Доржи Цыденов - 3

Я помню, что это был целый кинотеатр.

Нет, сначала это был небольшой коворкинг-центр на Лиговском. Потом, когда мы поняли, что спрос превышает количество мест в зале, мы быстро сориентировались и нашли близлежащее заведение, им оказался «Колизей» — концертный зал на Невском, 100, который вмещает в себя 600 человек. Мы продолжили продажи и буквально за неделю собрали еще 150 участников, и потом еще 150. Получается, первая конференция была собрана за полтора месяца. Это от идеи до реализации. То есть полтора месяца мы обмозговывали идею, готовились, через две недели объявили набор и через месяц у нас было 500 человек.

Если переводить на терминологию бизнеса, то окупаемость очень высокая.

500 человек приехали со всей России, Украины, из Казахстана, из Киргизии.

То есть можно сказать, это даже международная конференция?

Да, я даже так и сказал на вступительном слове. По праву ее можно назвать первой международной конференцией.

О недовольстве и хейтерах

Это пример некоего очень положительного новшества, которое сообществом было принято на ура, а были ли ситуации, когда какие-то новшества приходилось отменять из-за массовых недовольств?

Из-за массовых недовольств? Вот когда монетизация была, когда ввели виртуальную валюту «стартмани», тогда я понял, что единица обмена — это придуманные человечеством деньги. Ничего более универсального еще не придумали, поэтому я внутри своего мира придумал виртуальные деньги — «стартмани», и это была та самая валюта, с помощью которой оценивалось, насколько востребован файл. Качают у тебя, значит, ты можешь скачивать у других такое же количество. И тогда, когда ломалось внутреннее устройство всего каталога, тогда, конечно, появились сторонники и противники. Большинство приняло, но некоторые не хотели принимать.

«УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ОБМЕНА — ДЕНЬГИ»

До сих пор некое разделение имеется или у противников лояльность появилась?

Я переживал по этому поводу, но потом прочитал слова Гая Кавасаки — это евангелист и идеолог Apple. Он сказал, что мир надо поляризовать, иначе не будет продукта, ничего страшного в том, что есть те, кто не любит этот продукт, потому что на противоположной стороне находятся те, кто любит. И вот те, кто любит твой продукт, они будут еще больше любить, потому что есть ненавистники.

«ПОЛЯРИЗАЦИЯ МИРА — БИЗНЕС-ЗАДАЧА ЛЮБОГО БРЕНДА»

По сути, без одних не было бы вторых.

Да, поэтому поляризация мира это, можно сказать, бизнес-задача любого бренда. Я как-то на форуме одном прочитал такое сообщение: «раньше я Инфостарт посещал каждый день, общался на форуме, а сейчас только для того, чтобы что-то найти по работе». Так это он писал мне в укор. А на самом деле это лучшая похвала, потому что я создал такой ресурс, который необходим ему для работы. Для того, чтобы общаться и читать анекдоты, есть масса других сайтов. Но если сайт нужен для работы, ты будешь пользоваться этим сервисом. То есть, я создал некую ценность, которой будут пользоваться независимо от своего отношения.

О «голубых океанах»

Здесь не могу не согласиться, потому что один мой коллега совсем недавно попросил меня, имея свой ник и аккаунт, просто скачать ему какой-то файлик, то есть мелочь, казалось бы, а, наверное, приятно. Вообще, ты, как основатель, прошел уже десятилетний рубеж своего “дитя”...

… Я хочу отметить, что не 10 лет, а еще 8, потому что официальное открытие было в 2006-м. В 2004 была зарегистрирована фирма как юрлицо, поэтому я все-таки датой рождения сайта как сообщества считаю 2006ой. Через 2 года будет 10 лет сообществу, и мы, наверное, будем крупно праздновать это событие. Но пока говорить рано, надо дожить.

Хорошо, представь себе, что вы отмечаете десятилетие и молодой начинающий стартапер задает тебе вопрос: «А сложно ли создать такой сайт или стартап, как Инфостарт.ру?» Что бы ты ему ответил?

Тут вопрос сложный, конечно, сейчас уже другие бюджеты. Единственное, что могу посоветовать начинающим стартаперам, что надо снова искать голубой океан. Абсолютно новые ниши, которые никем не заняты. Мы тоже не отстаем, вот например, запустили эту серию видеоподкастов, берите с нас пример.

«ИЩИТЕ СВОЙ ГОЛУБОЙ ОКЕАН»

К вопросу о голубом океане: я помню, что долгое время на сайте висел логотип Бета, сейчас его нет. Можно ли сказать, что сайт достиг своего апогея?

Ну, значок Бета — это такая модная фишка. Была идеология, что мы никогда не стоим на месте, развиваемся и никогда не становимся законченным продуктом, и всегда у нас есть Бета-версия. Это пришло с Америки.

Это, скорее, идеология программиста. Я помню, в мою бытность программистом всегда было ощущение, что есть что-то, что можно изменить и улучшить в своем продукте.

Да, любой программный продукт можно назвать Бетой. Сайт — тоже некий программный продукт, его тоже мы создавали, он тоже был в состоянии Беты. Прошла мода — мы этот значок сняли, но все равно продолжаем постоянно развиваться, не стоим на месте. Практически каждую неделю выпускаем новую фишку по совершенствованию функционала, вида сайта, недавно, например, мы сделали мобильный вид видеораздела. Я вот как раз недавно запустил не просто рассылку, а блог, где буду делиться новостями.

О персональном блоге

То есть это некий персональный блог?

Я все время что-то пишу: то статьи на сайт, то сообщения в социальные сети, то рассказываю о нововведениях в рассылках. Но все это достаточно разрозненно, и я подумал, что нужно создать один канал, через который я буду общаться со своими пользователями. Ну, а так как я являюсь первым лицом компании, я буду лично от своего имени всем рассказывать о том, что появилось нового и от себя лично писать подробности: почему это сделано, как это было сделано, для чего.

О благодарности

И, наверное, пожалуй, последний вопрос на сегодня — можешь ли ты вспомнить два-три момента, когда кто-то тебе говорил слова благодарности — именно благодарности — за то, что был создан Инфостарт?

Вообще благодарности слышишь редко, но… Нет, почему? Был. Инфостарт на самом деле поменял немало судеб, потому что на одной из последних конференций ко мне подошел коллега по цеху и горячо поблагодарил, сказав, что благодаря Инфостарту он разработал, нащупал нишу для своего коммерческого продукта, уволился из фирмы, занялся продажей своего коммерческого продукта, создал свою фирму, нанял сотрудников уже и сейчас приехал на нашу конференцию, чтобы изучить, как ими управлять.

То есть, по сути — он нашел свой голубой океан.

В принципе любая коммерческая разработка, существующая на Инфостарте, это маленькая ниша, много маленьких ниш, в которых авторы этих решений находят свою реализацию. Опять же — любой программный продукт можно усовершенствовать, ведь предела совершенству нет. Например, на сайте есть такой продукт, называется «Алкогольная декларация», с учетом всех изменений в законодательстве с алкоголем. Автор выпустил этот продукт одним из первых и очень успешно эту нишу занял. И действительно: это чуть ли не большой программный комплекс, решающий все проблемы, связанные с алкогольной декларацией: выгрузкой, загрузкой, отчетностью, автоматическим обновлением и т.д. Просто нужно найти эту нишу. Каждая разработка на сайте — это маленький стартап.

«КАЖДАЯ РАЗРАБОТКА НА САЙТЕ — ЭТО МАЛЕНЬКИЙ СТАРТАП»

Сегодня гостем студии был Доржи Цыденов — основатель компании «Инфостарт». С вами была программа «Готовые решения» и я, Сергей Горшенин. Конец процедуры.

______________________________________________________________________________________________________

Посмотреть и послушай нас можно здесь:

youtube
itunes
podfm

Автор: infostart

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля