Как мотивировать интеллект, если он искуственный

в 10:11, , рубрики: искусственный интеллект, размышления вслух, метки: ,

Многие из нас хоть раз пытались разобраться, как работает наш мозг. Сотни учёных много лет ведут исследования в этой области, и открытия, большие и не очень, происходят постоянно. Примерно год назад эта тема меня зацепила настолько, что месяц я не мог думать ни о чём другом. Делал записи, обсуждал с друзьями – будущими программистами или математиками, не спал ночами (думаю многим это ощущение знакомо не понаслышке). Потом внезапно наступила сессия, и все размышления были отодвинуты в долгий ящик. Несколько раз я пытался возвращаться к старым записям, генерировать новые идеи, копаться в себе, но тщетно: ничего более того, что было придумано в голову не приходило. Вдохновившись последними статьями (раз, два), связанными с проектированием искусственного интеллекта, я всё-таки решил пролистать тот самый блокнот и наткнулся на одно слово: «удовольствие».

Немного поразмыслив, что же я имел в виду, я вспомнил, что искал различия между работой реального мозга живого существа и существующими (известными мне) попытками смоделировать интеллект (не разум). Копаясь в себе и размышляя о поведении животных и человека, я пытался найти тот ключик (наивно, но это так), который стопорит появление полноценного цифрового интеллекта в нашем мире. Я задумался о том, что движет нашими размышлениями, действиями, любой активностью в нашей голове. Построил простую цепочку: стимул -> постановка задачи -> разбиение ее на подзадачи -> нахождение решения для подзадачи на основе полученного опыта (упрощённо – поиск по хэшу) -> действие для решения подзадачи -> повторение, пока задача не будет выполнена -> вознаграждение.

После этого я пришёл к довольно очевидному выводу о том, что любое моё действие, размышление невозможно без стимула и последующего вознаграждения. Мне просто не придёт в голову сходить поесть, если я только что поел, помыть машину, если ее у меня нет и т.д. Конечно всё это можно назвать здравым смыслом, но я посчитал иначе ибо мне было очень лениво раскрывать понятие «здравый смысл».
Перебрав в голове довольно много примеров цепочек, описанных выше, я пришел к выводу о том, что любой стимул можно отнести к одной из трёх категорий, которые в некоторых случаях могут быть связаны:

1. Жизненная необходимость — еда, сон, действия, спровоцированные угрозой жизни или здоровья себе или кому либо.
2. Удовольствие – человек получает удовольствие практически всегда, но замечает (осознаёт) только мощные его всплески. Слушая музыку, играя в игры, читая статьи на хабре, теша своё ЧСВ на любимых форумах, мы в той или иной мере получаем удовольствие. Список можно продолжеть до бесконечности.
3. Собственно возможность получить ощущения обратные удовольствию – любая возможность получить негативные эмоции провоцирует человека на действия, направленные на то, чтобы не допустить такой ход событий.

Довольно трудно привести доказательства для данного заключения, но попробуйте привести контрпример, это довольно интересно, у меня так и не получилось это сделать. Первый пункт очевиден, третий напрямую связан со вторым, поэтому на него я и обратил внимание.
В организме человека или развитого животного (плоских червей в расчёт не берем) вырабатывается волшебное вещество под названием «дофамин». «Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления (ФВП) и служит важной частью «системы поощрения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения»(вики). Благодаря этому волшебному веществу мы стремимся к чему либо, не стоим на месте, развиваемся.

А что будет, если мы создадим программу, которая будет в каком-то смысле получать удовольствие за каждый достигнутый результат? Возможно тогда ИИ выйдет на новый уровень и достигнет способностей если не существа разумного, но все же существа, а не очень сложного калькулятора? Я плохо представляю, как это можно осуществить архитектурно и програмно, тут у меня, честно признаюсь, ступор. Надеюсь кто-нибудь сможет развить эту идею или натолкнуть меня на решение этой проблемы.

Спасибо за внимание, обсуждение приветствуется.

Автор: Griffer

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля