Проблемы роста в IT бизнесе

в 12:30, , рубрики: Веб-разработка, ит-инфраструктура, партнерство, поддержка пользователей, управление проектами, метки: ,

проблемы Я ничему не научу вас в этом посте. Может быть просто расскажу что-то о чем вы еще не знаете, или не догадываетесь. Но вы можете с этим столкнуться, и тогда вы будете предупреждены. А значит и вооружены. И еще я очень рассчитываю на советы тех людей, которые уже прошли через эти проблемы и решили их.

Итак, вы устали работать не дядю и решили замутить свой IT бизнес. У вас уже есть какие-то наработки или прорывные идеи. Вы уже вечерами написали все что задумывали, у вас уже есть пара заинтересованных клиентов. И вот вы гордо вышли из кабинета директора с подписанным заявлением в новую жизнь.

Вы работаете по 12 часов, вас прет, уже пошли первые доходы и уже можно сравнить их с зарплатой. И уже кажется, что жизнь налаживается. Жизнь просто изменилась. И теперь у вас будут другие проблемы. И они очень скоро дадут о себе знать.

Что же это за проблемы?

Ну что же, вот их список. Я не буду давать готовые решения сразу (да и нет их у меня), а вернусь к ним в итоговой части, где поделюсь некоторыми своими рецептами.

1. Поддержка и продажи

Когда вы продали первый десяток копий своего продукта, вы еще помните в лицо всех своих клиентов и их проблемы. Вы еще легко и быстро устраняете их. Вы знаете как и почему что-то сломалось. И вы только один раз потратили три дня на то, чтобы найти проблему в конфигурации одного из своих клиентов. Но потом продаж становится много. А потом очень много. Даже не потому, что вы продаете с каждым днем все больше и больше. Вы просто продаете и продаете. И продали уже несколько сотен или тысяч копий. И у ваших клиентов возникают с ними проблемы. Не у всех. У некоторых. У тех, которые не читают документацию, не смотрят видео. У тех, кто не смог сконфигурировать ваше решение. У тех, у кого нестандартная конфигурация и окружение. У тех, кто полез что-то исправлять и что-то отломил. И таких людей много. Их реально много. И все они требуют вашего внимания и реакции. Некоторые требуют мгновенной реакции (я не говорю, что надо мгновенно реагировать на любую проблему, но они требуют решить проблему прямо сейчас, в 2 часа ночи). Они пишут. Они звонят. Они ругаются и выносят мозг. Они требуют возврата денег. Они едят ваши нервы и ваше время. Вам уже некогда программировать. Постепенно вы уделяете этому все меньше и меньше времени.

А еще ведь нужно и продавать. Чем больше вы хотите денег за продукт, тем больше времени приходится тратить на предпродажную подготовку. Нужно ответить на все вопросы, обстоятельно поговорить, предоставить демо-версию. Обсудить политику скидок и лицензирования. Потом еще раз поговорить с начальником, объяснить, что скидки не будет и сроки не сдвинутся. Разобраться с ТЗ, по которому нужно доработать продукт. Потому что «Вы же понимаете, 3000 руб, это серьезные деньги. Мы не можем просто так взять и их выкинуть. Мы должны все проверить предварительно». И все это ест ваше время.

2. Нехватка времени и проблемы с планированием

Если вы думаете, что это ест только ваше рабочее время, вы ошибаетесь. Хорошо, если у вас есть отдельное место для работы и график этой работы. Гораздо чаще, у начинающих, такого места нет и они работают из дома. Про проблему фрилансеров, которым не дают полноценно работать дома, уже писали не раз, повторяться не буду. Не каждый может взять и выкинуть все рабочие проблемы из головы в 6 вечера и пойти домой. Теперь это не проблемы работодателя, это теперь ваши проблемы. Как потопаешь, так и полопаешь. У вас просто есть дела, которые надо сделать. И у вас нет начальника, которому можно сказать, что я за это время столько дел не сделаю. И вы не можете уволиться, вы же работаете на себя.
Даже если вы очень рациональный человек и умеете правильно планировать (я правда завидую таким людям). Даже если вы успешно и ежедневно одолеваете прокрастинацию. Даже если ваш план включает все неожиданности. Все равно вам не будет хватать времени. Потому что нельзя запланировать очень многие вещи. Нельзя запланировать авралы у ключевых клиентов. Нельзя запланировать съезжание графика. Нельзя запланировать собственную болезнь.
Все графики ваших разработок растягиваются. Вы пытаетесь успеть сразу в несколько мест. Вам выносит мозг поддержка. Вам нужно проводить время с семьей. Вам нужно отдыхать и помогать родственникам. Вы один на один с этим хаосом. Вы не успеваете. Вы не двигаетесь вперед. Вы бежите, чтобы остаться на месте. А это не вносит особо положительных ноток в ваш внутренний мир. Вы становитесь злым и раздражительным, срываетесь на близких. Вы начинаете врать клиентам и переносить сроки. Потому что ты один и ты не можешь с этим справиться. И некому делегировать свои задачи.

3. Сложность делегирования и поиска кадров

Тут напрашивается вывод, что надо привлечь еще людей. Что ж, закономерно. Но давайте задумаемся, вы когда начинали свое дело и прикидывали прибыль, вы туда этих людей вписывали? Им же надо, как минимум, платить денег.
И я тут еще об одном парадоксе упомянуть хочу сразу. Пользователь не хочет платить за поддержку, потому что она ему не нужна. Но на самом деле, она ему нужна. Как только у него что-то перестает работать или он не знает как решить задачу, он обращается к разработчику. Можно ему в поддержке отказать. Но в этом случае получим только негатив. Человек отдал денег и остался с нерешенной проблемой. Он или захочет вернуть деньги, или нанесет ущерб вашей репутации, очернив и вас и продукт. Или и то и другое вместе. Т.е. поддержку оказывать выгоднее. А денег за нее платить не хотят. Вот такой парадокс.

Теперь о программировании. Найти программиста, как мы видим из ряда последних постов, та еще задачка. Потому что его нужно заинтересовать проектом и деньгами. И графиком работы. И ништяками разными. А иначе он на вас работать не будет. Потому что Вы частная лавочка, даже без офиса и ООО. Можно привлекать фрилансеров. Но с этим тоже можно нахлебаться. И даже крутой фрилансер-профессионал мне более всего напоминает флюгер. Так что тут тоже больше вопросов, чем ответов. Найдете вы, скорее всего, удаленщика, которого сложно контролировать и которого сложно ввести в курс дела, если проект хоть сколь-нибудь сложный. Особенно, если вы не озаботились внутренней документацией по нему. А это все время, которого нет, и деньги, которых тоже не то чтобы много.

4. Легализация

Когда вы задумаетесь о найме персонала, встанет вопрос, что ваша организационная форма (частное лицо или ИП) не так уж и хороша. Это вам объяснит бухгалтер, я не буду. Но становится понятно, что надо бы зарегистрировать ООО, снять офис, купить туда мебель, оборудовать рабочие места, нанять бухгалтера, платить за все это налоги и т.п. И тут в голове уже начинает непроизвольно щелкать калькулятор, когда вы понимаете, сколько все это может стоить. И уже тот факт, что ваша нынешняя зарплата превышает таковую в последнем наемном месте работы, уже не так значителен. Вы меряете ее еще старыми мерками…
А без этого не получится расти. Отсюда вывод — нужен начальный капитал. И его еще предстоит скопить. А хочется и машину поменять, и жилищный вопрос решить, и в отпуск поехать куда-нибудь в интересное место.
И даже когда вы все это откроете и запустите, отдачу это начнет приносить только через несколько месяцев. Так что прикидывайте, какой начальный капитал вам нужен.

5. Следующая ступенька и кореша

Итак, вы удачно прошли предыдущий этап. И теперь ваша дружная команда из 5 человек расширяется. Вы все стали приятелями, съели вместе пуд соли. У вас в ходу дружеские подначки, вы можете не особо напрягаясь послать директора на хрен и никто вам за это слова не скажет — просто рабочий момент с элементами шутки.

А вот теперь у вас появляются структурные подразделения, ваши кореша их возглавляют. Но готовы ли они к этой работе? Из всех ли программистов вырастают хорошие начальники? Как соблюдается субординация? Вас все так же шутливо посылают на хрен при подчиненных? И они тоже перенимают этот стиль? Вам теперь понадобился личный кабинет и вам намекают, что директор зажрался? Вам теперь нужно по новой доказывать свое лидерство? Вам приходится строить новую систему управления. Сможет ли она остаться демократичной или скатится к автократии и формализму? Сможете ли вы стать неформальным лидером команды или навсегда отделите себя от коллектива? Как проводить тимбилдинг и надо ли это делать?
Вопросов больше чем ответов. Тема обширная и уже выходящая за рамки этой статьи. Но обсудить ее тоже интересно. Добро пожаловать в комментарии.

6. Конечность проектов

Любой проект, по своему определению, конечен. Это значит, что в своем планировании надо учитывать, что через год, два или пять лет, текущий проект не будет востребован. И на его место должен встать новый проект. И это не должно явиться для вас неожиданностью. Такой проект, и не один, уже должен быть у вас в начальной стадии. Лучше, если это будет проект из другой области, в которой вы также хорошо ориентируетесь. Развитие в нескольких направлениях, диверсификация и учет рисков, как текущих, так и предполагаемых, должны стать основой вашего стратегического планирования.

Вы знаете, что планирование на уровне страны включает в себя десятилетия и даже столетия? А не уровне корпораций 20-30 лет? И что любая крупная фирма смотрит вперед не менее чем на 5 лет? А у вас есть стратегическое планирование? Вы предполагаете что будет через год? Через три? Как и куда вы будете развиваться? Куда пойдет остальной мир? Мир и общество не застывшие слепки. Изменяются технологии, люди, законы, нормы, правила. Что будет с вашей нишей через 5 лет? Схолпнется ли она? Поглотят ли ее? Потеряет ли она актуальность? В том ли направлении вы идете?

А бизнес ли у вас?

Бизнес — это налаженный процесс, который может работать без вашего участия. Бизнес должен приносить прибыль без вашего участия. Иначе это просто занятие. Вы просто директор, который владеет своей фирмой. Из страха ли, что иначе ее отберут, что все загубят без контроля или по какой-то еще причине — не важно. Важно отдавать себе отчет. Это не хорошо и не плохо. Быть предпринимателем вполне почетно и модно. Только нужно учитывать, что большинство предпринимателей имеют занятие, а не бизнес. Я не исключение. Но я не строю иллюзий на этот счет. Да, я работаю на себя. Но у меня нет бизнеса.

Но также нужно понимать, что вы уже не только программист. Вы менеджер, продажник, саппортер, бухгалтер, кадровик, юрист и черт в ступе. И да, вы все еще и программист тоже.

Мои рецепты

А вот теперь немного рецептов того, как я справляюсь с этими проблемами. Они идут вразнобой, но их можно соотнести с тем или иным пунктом статьи.

  • Я ежедневно борюсь с прокрастинацией (хотя иногда она побеждает). Это необходимо делать, иначе вы не успеете вообще ничего
  • Я планирую свои дела используя для этого только одноуровневый список без дат (только дедлайны для ориентира). Во всем нужен опыт, нарабатывайте его — планируйте и проверяйте сходимость планов.
  • Не забывайте, что человек одновременно может делать только одну задачу, а многозадачность — эмулировать. Вы человек.
  • Я сразу отвечаю на все email
  • Я сразу решаю все задачи, которые можно сделать быстро
  • Я не пытаюсь держать все в голове. Для этого есть блокноты, трекеры, напоминалки
  • Я не оказываю бесплатную поддержку по телефону и скайпу, только email Но платная поддержка у меня тоже есть.
  • У меня на сайте есть лицензионное соглашение и политика возврата денег. Их копии входят в пакеты с продукцией.
  • У меня есть FAQ и документация. Все это нужно написать только один раз, а потом просто использовать в работе
  • У меня есть часы работы о которых написано на сайте. Я могу позволить себе не отвечать на письма и звонки в другое время.
  • У меня двухсимочный телефон и в нем есть симка для рабочих звонков. Я могу настроить ее поведение так как мне нужно.
  • Я не стесняюсь повышать цены на свои продукты. Я ценю свое время и знания
  • Я стараюсь привлекать партнеров, а не наемных работников
  • Я провожу обучение стажеров, но не накладываю на них обязательств работать на меня
  • Я стараюсь делать не менее одного дела в день для своей семьи, не связанного с работой
  • Я рекомендую ввести традиционные прогулки, просмотры фильмов и т.д, которые отвлекают от работы и сближают с семьей
  • Мне повезло, для того чтобы работать мне не нужно сбегать в офис. Но если вам это нужно, то коворкинг-ценры к вашим услугам
  • Я работаю за ноутбуком, это дает привычную мобильность в любой ситуации
  • Я храню все данные в сети, это позволяет мне пользоваться ими в любое время и в любом месте
  • Я стараюсь совмещать отдых с работой. Чтобы работать из любой страны мне достаточно только ноутбука и интернета.
Нерешенные вопросы

Я вовсе не гуру. Я не решил и половины из затронутых в статье проблем. Я не боюсь это признать и всегда готов впитывать чужой опыт. Я так и не нашел себе хорошего партнера, у меня нет наемных сотрудников и я только раздумываю об открытии офиса. Поэтому в статье немало вопросов без ответа. Возможно вы поможете мне с ответами.

Автор: Captain

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля