Континуации в Java

в 7:29, , рубрики: coiterator, continuation, continuations, coroutine, fiber, fibers, java, quasar

The distinguishing characteristic of industrial-strength software is that it is intensely difficult… the complexity of such systems exceeds the human intellectual capacity… we may master this complexity, but we can never make it go away.

Grady Booch

Давайте вернемся на несколько десятилетий назад и взглянем на то, как выглядели типовые программы тех лет. Тогда доминировал Императивный подход. Напомню, что название он получил благодаря тотальному контролю программы над процессом вычислений: в программе четко указывается, что и когда должно быть выполнено. Словно набор приказов Императора. Большинство операционных систем предлагали для написания исполняемых программ именно этот подход. Он широко используется и по сей день, например при написании различного рода утилит. Более того, с данного подхода начинается изучение программирования в школе. В чем же причина его популярности? Дело в том, что Императивный стиль очень прост и понятен человеку. Освоить его не сложно.

Взглянем на пример. Я выбрал Pascal для придания коду архаичности. Программа выводит приглашение ввести значение для переменной «x», считывает введенное значение с консоли, затем то же для переменной «y», в конце выводит сумму «x» и «y». Все действия инициирует программа — и ввод, и вывод. В строгой последовательности.

var
  x, y: integer;
begin
  write('x = ');
  readln(x);
  write('y = ');
  readln(y);
  writeln('x + y = ', x + y);
end.

Теперь немного перепишем код и введем ряд абстракций (да, термин «абстракция» не является собственностью ООП), для того чтобы подчеркнуть основные действия программы.

var
  x, y: integer;
begin
  x := receiveArg;
  y := receiveArg;
  sendResult('x + y = ', x + y);
end.

На самом деле ввод абстракций там, где без них вроде бы можно было бы обойтись, — еще один инструмент для борьбы со сложностью; это все та же инкапсуляция, пусть здесь нет ни классов, ни модификаторов видимости. Позже мы еще вспомним про этот код. А пока двинемся дальше.

Эволюция операционных систем привела к появлению графических оболочек, и императивный стиль перестал быть доминирующим. ОС с графической оболочкой предлагают совсем иной подход к структуре программ, т.н. event-driven подход. Суть подхода в том, что программа большую часть времени простаивает, ничего не делает и реагирует лишь на «раздражители» со стороны операционной системы. Дело в том, что графический интерфейс дает пользователю одновременный доступ ко всем элементам управления окна и мы не можем опрашивать их последовательно, как это происходит в императивных программах. Напротив, программа должна оперативно реагировать на любые действия пользователя с любой частью окна, если это предусмотрено логикой или это ожидается пользователем. Подход event-driven — это не выбор разработчиков прикладных программ, это выбор разработчиков ОС, т.к. такая модель позволяет более эффективно использовать ресурсы машины. Кроме того, ОС берет на себя обслуживание графической оболочки и в этом смысле является «толстым» посредником между клиентом и прикладными программами. На самом деле технически прикладные программы остаются императивными, т.к. они имеют императивное «ядрышко», т.н. message loop или event loop. Но в большинстве случаев это ядрышко является типовым и скрыто в недрах используемых программистами графических библиотек.

Является ли event-driven подход эволюционным развитием разработки ПО? Скорее это необходимость. Просто так оказалось проще и экономичнее. У этого подхода есть известные недостатки. Прежде всего, он менее естественен, чем императивный подход, и приводит к дополнительным накладным расходам, но об этом чуть позже. Заговорил я об этом подходе вот почему: дело в том, что данный подход распространился далеко за пределы прикладного ПО. Именно так устроен внешний интерфейс большинства серверов. Грубо говоря, типовой сервер декларирует список команд, которые он может выполнить. Как и прикладная графическая программа, сервер простаивает до тех пор, пока извне не придет команда (event), которую он может обработать. Почему же event-drive подход перекочевал в серверную архитектуру? Ведь тут нет ограничений со стороны графической оболочки ОС. Думаю, что причин несколько: это в первую очередь особенности используемых сетевых протоколов (как правило, соединение инициируется клиентом) и все та же потребность в экономии ресурсов машины, потребление которых легко регулировать в event-driven подходе.

Response onRequest(Request request) {
    switch (request.type) {
        case "sum":
            int x = request.get("x");
            int y = request.get("y");
            return new Response(x + y);
        ...

И вот здесь я бы хотел обратить внимание на один из существенных недостатков event-driven подхода — это большие накладные расходы и отсутствие в коде явных абстракций, отражающих логику поведения сервера. Прежде всего я имею в виду взаимосвязь между различными командами, которые декларирует сервер: не все из них являются независимыми, некоторые должны выполняться в определенной последовательности. Но т.к. при использовании event-driven не всегда удается отразить взаимосвязь между разными операциями, появляются накладные расходы в виде восстановления контекста для выполнения каждой операции, и в виде дополнительных проверок, которые нужны, чтобы убедиться, что данная операция может быть выполнена. Другими словами, в случае, если протокол, реализуемый сервером, сложен, то экономия ресурсов от использования event-driven подхода становится не такой очевидной. Но не смотря на это, есть и другие веские причины его использования: языковые средства, стандарты и используемые библиотеки не оставляют разработчику выбора. Однако дальше я хочу поговорить про важные изменения, которые произошли в последние годы, и про то, что данный подход неплохо вписался в новую реальность.

Здесь я должен отметить, что императивный стиль также используется при написании серверного кода: он вполне подходит для p2p соединений, либо в программах «реального времени», например в играх, где объем используемых ресурсов ограничен, и очень важна скорость реакции со стороны сервера.

for (;;) {

    Request request = receive();
    switch (request.type) {

        case "sum": 
            int x = receiveInt();
            int y = receiveInt();
            send(new Response(x + y));
            break;

        ...

Вспомните код на Pascal, в который я добавил операции receiveArg и sendResult. Согласитесь, что он очень напоминает то, что мы видим в данном примере: мы последовательно запрашиваем аргументы и отправляем результат. Разница лишь в том, что здесь роль консоли играет сетевое соединение с клиентом. Императивный стиль позволяет избавиться от накладных расходов при обработке связанных операций. Однако без использования специальных механизмов, о которых речь пойдет позже, он более агрессивно эксплуатирует ресурсы машины, и непригоден для реализации серверов, обслуживающих больше количество соединений. Судите сами: если в event-driven подходе поток выделяется на отдельную операцию, то здесь поток выделяется как минимум на сессию, время жизни которой существенно больше. Спойлер: агрессивное использование ресурсов в Императивном подходе — устранимый недостаток.

Теперь взглянем на «типичную» реализацию сервера — код ниже не связан с каким-либо фреймворком и отражает лишь схему обработки запросов. За основу я взял процедуру регистрации нового пользователя с подтверждением через SMS-код. Пусть эта процедура состоит из двух связанных операций: register и confirm.

Response onReceived(Request request) {
    switch (request.type) {

        case "register":
            User user = registerUser(request);
            user.confCode = generateConfirmationCode();
            sendSms("Confirmation code " + user.confCode);
            return Response.ok;

        case "confirm":
            String code = request.get("code");
            User user = lookupUser(request);
            if (user == null || !Objects.equals(code, user.confCode)) {
                return Response.fail;
            }
            return user.confirm() ? Response.ok : Response.fail;
        ...

Пробежимся по коду. Операция register. Здесь мы создаем нового клиента, используя данные из реквеста. Но давайте подумаем, что включает в себя процесс создания клиента: это, потенциально, серия обращений к одной или нескольким внешним системам (генерация кода, отправка SMS), операции с диском. К примеру, операция sendSms, вернет нам управление лишь после того, как SMS сообщение с кодом будет успешно отправлено пользователю. Обращения к внешним системам (время доставки запроса, время его обработки, время передачи результата обратно) и операции работы с диском занимают время, и будут приводить к простоям текущего потока. Обратите внимание: мы привязываем сгенерированный код к клиенту (поле confCode). Дело в том, что после обработки данного реквеста мы покинем обработчик, и все локальные переменные будут сброшены. Нам же необходимо сохранить код для последующего его сравнения, когда поступит запрос confirm. При его обработке мы первым делом восстанавливаем контекст выполнения. Это те самые накладные расходы, о которых я говорил.

Синхронная обработка запросов, как в нашем примере, связана с обилием блокирующих операций, приводящих к простою ценного системного ресурса. И все бы ничего, но к обслуживающим системам предъявляются все большие требования по пропускной способности и времени отклика. Простои системных ресурсов становятся непозволительной роскошью. Давайте взглянем на диаграмму.

image

Здесь я изобразил блокирующий вызов. Заштрихованный участок это простой вызывающего потока. Существенен ли он? Вспомните размеры и количество таймаутов, используемых в вашей системе. Они красноречиво говорят вам о величине возможного простоя. Речь идет не о миллисекундах, а об десятках секунд, а иногда и о минутах. При нагрузке 1000 TpS, простой в 1 секунду — это 1000 операций, на обработку которых был выделен дополнительный ресурс.

Какие же решения предлагает нам индустрия для увеличения пропускной способности и уменьшения времени отклика? Разработчики железа, к примеру, предлагают многоядерность. Да, это расширяет возможности отдельно взятой машины. Event-driven подход, благодаря масштабируемости, легко утилизирует новый ресурс. Но синхронная реализация обработчиков запросов делает использование потоков малоэффективным. И вот здесь на помощь нам приходят асинхронные вызовы.

image

Задача асинхронного вызова в том, чтобы инициировать выполнение операции и как можно скорее вернуть управление. Результат же операции мы получаем через callback функцию, которую передаем в качестве дополнительного параметра. Таким образом, сразу после такого вызова мы можем продолжить работу, либо завершить ее до тех пор, пока не будет получен результат. Давайте модифицируем наш пример и перепишем его в асинхронном стиле.

void onReceived(Request request) {

    switch (request.type) {

        case "register":
            registerUser(request, user -> {
                generateConfirmationCode(code -> {
                    user.confCode = code;
                    sendSms("Confirmation code " + code, () -> {
                        reply(Response.ok);
                    });
                });
            });
            break;
        ...

Здесь я привел лишь одну операцию register. Но этого уже достаточно, чтобы увидеть основной недостаток асинхронного стиля: худшая читаемость кода, увеличение его размеров. Появления «лесенки» callback-ов, вместо серии синхронных вызовов. Данный пример выглядит сносно лишь благодаря лямбдам. Без них воспринимать асинхронный код было бы куда сложнее. Другими словами, язык Java недостаточно адаптирован к новым требованиям. В нем нет необходимых инструментов, делающих работу с асинхронным кодом более комфортным.

Как же быть? Есть ли способ сохранить комфорт работы с синхронным кодом, и при этом избавиться от его ключевых недостатков, используя асинхронные механизмы?

Да, такой способ есть.

Континуации

Континуации — еще один механизм управления ходом выполнения программы (в дополнение к циклам, условным ветвлениям, вызовам методов и пр.), позволяющий приостанавливать выполнение метода в определенной точке на неопределенный срок с высвобождением текущего потока.
Вот основные артефакты данного инструмента.

  • Suspendable method — метод, исполнение которого может быть приостановлено на неопределенный срок, а затем возобновлено
  • Coroutine/Fiber сохраняют стек при приостановке исполнения. Стек может быть передан по сети на другую машину для того, чтобы возобновить исполнение приостановленного метода там
  • CoIterator позволяет создавать разновидность итераторов, называемых генераторами (реализован в библиотеке Мана)

Это далеко не полный список. Такие артефакты, как Channel, Reactive dataflow и Actor, также очень любопытны, однако это темы для отдельных статей. Здесь я рассматривать их не буду.

На данный момент континуации поддерживаются рядом Web-фреймворков. Общие же решения, позволяющие использовать континуации в Java, к сожалению, можно пересчитать по пальцам. До недавнего времени все они были по большей части кустарными (эксперимент) или сильно устаревшими.

  • Jau VM — надстройка над JVM, «экспериментальный» проект (2005 год)
  • JavaFlow — попытка создания капитальной библиотеки, не поддерживается с 2008 года
  • jyield — небольшой «экспериментальный» проект (февраль 2010 года)
  • coroutines — еще один «экспериментальный» проект (октябрь 2010 года)
  • jcont — относительно свежая попытка (2013 год)
  • Continuations library Матиса Мана — наиболее простой и удачный, на мой взгляд, солюшн для Java

Концепция, реализованная Маном, проста и легка в освоении. К сожалению, она на данный момент не поддерживается. Кроме того, буквально недавно недоступна стала и оригинальная статья, с описанием библиотеки.

Но не все так плохо. Господа из Parallel Universe, взяв за основу библиотеку Мана, переработали ее, сделав свою уже более увесистую версию — Quasar.

Quasar унаследовал у библиотеки Мана основные идеи, развил их, и добавил к ней некоторую инфраструктуру. Кроме того, на данный момент это единственное такое решение, работающее с Java 8.

Что нам дает данный инструмент? Прежде всего, мы получаем возможность писать асинхронный код, не теряя при этом наглядности синхронного. Более того, теперь мы можем писать серверный код в императивном стиле.

for (;;) {

    Request request = receive();
    switch (request.type) {

        case "register":
            User user = registerUser(request);
            int confCode = generateConfirmationCode();
            sendSms("Confirmation code " + confCode);
            reply(Response.confirm);
            String code = receiveConfirmationCode();
            if (Objects.equals(code, confCode) && user.confirm()) {
                reply(Response.ok);
            } else {
                reply(Response.fail);
            }
            break;

        ...

Это пример все той же регистрации пользователя. Обратите внимание на то, что от парного реквеста register/confirm остался только один: register. confirm исчез, т.к. здесь он нам больше не нужен. В данной реализации минимум накладных расходов: весь контекст операции сохраняется в локальных переменных, нам не надо запоминать сгенерированный код, лукапить заново пользователя. После его регистрации, генерации кода и отправки СМС, мы просто ожидаем получения этого кода от клиента и ничего более. Не новый реквест с кучей лишних атрибутов, а всего лишь один код!

Как же это работает? Предлагаю начать с библиотеки Мана. Библиотека содержит всего несколько классов, основным из которых является Coroutine.

Coroutine co = new Coroutine(new CoroutineProto() {
    @Override
    public void coExecute() throws SuspendExecution {
        ...
        Coroutine.yield(); // suspend execution
        ...
    }
});
...
co.run(); // run execution
...
co.run(); // resume execution

Coroutine — это, по сути, оболочка для Runnable. Точнее, не для стандартного Runnndable, а для специальной версии данного интерфейса — CoroutineProto. Задача корутины — сохранять состояние стека в моменты приостановки исполнения вложенной задачи. Сами по себе корутины ничего не делают: выполнение вложенного когда инициируется методом run, который начинает либо возобновляет, после остановки, выполнение кода в методе coExecute. Управление из метода run возвращается после того, как метод coExecute закончит свою работу, либо приостановит ее, вызвав статический метод Coroutine.yield. О том, в каком состоянии находится метод coExecute можно узнать через вызов Couroutine.getState. Три метода — run, yield и getState, по сути, описывают весь значимый интерфейс класс Coroutine. Все очень просто. Обратите внимание на исключение SuspendExecution. Прежде всего, это маркер, указывающий на то, что метод может приостанавливаться. Особенностью библиотеки Мана является то, что данное исключение реально пробрасывается в момент приостановки (единственный «пустой» — без стека — экземпляр). Данный эксепшн нельзя «душить». Это одно из неудобств библиотеки.

Одно из применений корутин Ман увидел в создании особой разновидности итераторов: генераторы. По всей видимости, Мана (как и его предшественников) угнетал тот факт, что поддержка генераторов есть во многих языках, в т.ч. в C# (yield return, yield break). В свою библиотеку он включил специальный класс CoIterator, который реализует интерфейс Iterator. Для создания генератора необходимо пронаследовать CoIterator и реализовать абстракный приостанавливаемый метод run. В конструкторе CoIterator содается корутина, которой «скармливается» абстрактный метод run.

class TestIterator extends CoIterator<String> {
    @Override
    public void run() throws SuspendExecution {
        produce("A");
        produce("B");
        for(int i = 0; i < 4; i++) {
            produce("C" + i);
        }
        produce("D");
        produce("E");
    }
}

После того, как идея, заложенная Маном в его библиотеку, становится понятна, освоение Quasar не составляет труда. В Quasar использована немного иная терминология. К примеру, Fiber используемый в Quasar в роли корутин, является, по сути, облегченной версией потока (термин, вероятно, позаимствован из Win API, где файберы присутствуют довольно давно). Использовать его так же просто, как и корутины.

Fiber fiber = new Fiber (new SuspendableRunnable() {
    public void run() 
        throws SuspendExecution, InterruptedException {
       ...
       Fiber.park(); // suspend execution
       ...
    }
}).start(); // start execution
...
fiber.unpark(); // resume execution

Здесь мы видим уже знакомый нам SuspendExecution. Однако в Quasar он честно исполняет роль маркера, и не обязателен. Вместо него можно использовать аннотацию @Suspendable.

class C implements I {
    @Suspendable
    public int f() {
        try {
            return g() * 2;
        } catch(SuspendExecution s) {
            assert false;
        }
    }
}

Таким образом, мы получаем возможность создавать suspendable реализации практически любых интерфейсов, чего не позволяла нам делать библиотека Мана, требующая наличия маркерного исключения.

В библиотеке Quasar есть все необходимое, для «превращения» асинхронных интерфейсов в псевдосинхронные, обеспечивая клиентский код наглядностью синхронного и эффективностью асинхронного. Кроме того, экземпляры Fiber являются сериализуемыми, т.е. и их можно частично выполнять на разных машинах: начать на одной ноде, приостановить, передать по сети на другую ноду, и там возобновить выполнение.

Чтобы понять мощь файберов, давайте представим себе следующую ситуацию. Предположим, у нас имеется классический сервер с синхронной обработкой реквестов. Пусть, обрабатывая реквесты пользователей, наш сервер время от времени обращается к внешним ресурсам. К БД, например. Допустим, для работы сервера мы выделили 1000 потоков. И вот, в какой-то момент, наш внешний ресурс начал «подтупливать». В этом случае обработчики новых реквестов при обращении к этому ресурсу начнут подвисать, блокируя свои потоки. При высокой нагрузке на сервер пул потоков будет быстро израсходован, и начнутся реджекты. Если пул потоков общий, то реджектиться будут даже те реквесты, которые с внешним ресурсом ни как не связаны. При этом сервер может вовсе ничего не делать. Узким местом во всей нашей системе оказался внешний ресурс, который не справился с нагрузкой и вышел из строя.

Чем же нам помогут файберы? Файбер превращает наш синхронный обработчик в асинхронный. Теперь, при обращении к внешнему ресурсу, мы можем спокойно вернуть поток в пул, и запросить у машины лишь немного памяти для сохранения текущего стека выполнения. Когда от внешнего ресурса поступит ответ, мы возьмем в пуле свободный поток, восстановим стек и продолжим обработку реквеста. Красота!

Но тут надо сделать оговорку: это все сработает, только если интерфейс к внешнему ресурсу будет асинхронным. К сожалению, очень много библиотек предоставляют лишь синхронный интерфейс. Типичный пример JDBC. Но надо отметить, что Java движется в сторону асинхронности. Старые интерфейсы переписываются (NIO, AIO, CompletableFuture, Servlet 3.0), новые часто являются асинхронными изначально (Netty, ZooKeeper).

Конечно, очень хотелось бы видеть подвижки в этом направлении со стороны Oracle. Работа ведется, но очень медленно, и в ближайшей версии Java штатной поддержки континуаций ожидать не стоит. Будем надеяться, что библиотека Quasar не останется единственной в своем роде, и мы увидим еще много интересных решений, делающих написание асинхронного кода простым и удобным.

Автор: wetnose

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля