Наша металлика. Кое-что любопытное о металлоконструкциях Лахта Центра

в 12:18, , рубрики: Блог компании Лахта центр, лахта центр; небоскреб; металл, Научно-популярное, Урбанизм, метки:

Башню Лахта Центра порой сравнивают с произведением барад-дурских архитекторов, широко отрекламированных Дж. Р.Р. Толкиеном.

image

Меня такое сравнение даже немного радует – в нем чувствуется романтичный взгляд на строительные реалии. Однако дальнейшая «легендизация» небоскреба в этом направлении вскоре станет невозможной. Сказочного вида сверхмассивное ядро и хардкорный остов из металлов и композитов уже через полгода окончательно обернутся в стекло и навсегда скроются из виду.

image
by boyarskaya_48
Ну а пока наша атлантида не исчезла, самое время поговорить о металле – важной составляющей каркаса супертолла.

В конце июня на стройплощадке побывал корреспондент Антон Ратников. Читайте материал, подготовленный им специально для нашего блога.

СТОЛЬКО МЕТАЛЛА ЕЩЕ НЕ БЫЛО

Необыкновенно жаркий петербургский день. Мы сидим во временном здании, смонтированном на стройплощадке Лахта Центра. В середине — круглый стол для совещаний. В окне видно, как рабочие занимаются остеклением здания. Работа спорится. Движение не останавливается ни на секунду.

image
Остекление МФЗ
Мы с инженером строительного контроля Игорем Романенко некоторое время наблюдаем за этой сценой.
— Такого количества металлоконструкций на моей памяти не было, — возвращаемся к теме нашей встречи, — а я, поверьте, немало масштабных проектов построил, — рассказывает Игорь.

О каком количестве металла идет речь?

image

На саму башню нужно 22 тысячи тонн «с хвостиком» металлоконструкций. Еще 2 тысячи тонн пойдет на шпиль. Обрамляющее небоскреб МФЗ – плюс еще около 24 тысяч тонн — примерный вес крупного океанского круизного лайнера.

image
(Фотоисточник)

ЛОГИСТЫ 80-ГО УРОВНЯ

Если выразить тонны в штуках, то это – 189 тыс. различных металлоконструкций только для башни.

image
Не считая метизов!

Привезти на площадку такое количества металла – логистическая задача 80-го уровня.
— Можете себе представить, около тридцати процентов конструкций мы доставляли на площадку как негабарит с сопровождением специальных служб! – говорит Игорь.
Особенно строители гордятся тем, что пока удается избежать пробок на ключевом для города Приморском шоссе. Логистика рассчитана по минутам и продумана таким образом, чтобы вмешательство тягачей в городскую жизнь было минимальным.
Другая сложность – оперативное складирование. На площадке хранится небольшой запас металлоконструкций. Большую часть нужно сразу, «с колес», пустить в работу, иначе стройплощадка превратится в непроходимый металлический лес.

image
Устраивать крупные склады при такой плотной застройке просто негде

Действовать нужно быстро и безошибочно. Обычно это – взаимоисключающие понятия. А тут еще из десятков тысяч деталей — всего две повторяющиеся.
Тому причиной сложная конфигурация башни. Каждый этаж имеет свою площадь — либо шире, либо уже предыдущего. Поэтому и металлические конструкции на каждом уровне имеют свои специфические особенности.

image
Башня расширяется до 16-го этажа. затем сужается, плюс — кручение. Фото — Виктор Гусик

Так как же удается собрать металлокаркас и быстро, и без ошибок?

ПАЗЛ ВЫСОТОЙ В 462 МЕТРА

По сути Лахта Центр – это огромный металлический 3D-пазл. Только если, собирая модельку дома, вы можете передохнуть, выпить кофе или просто начать все сначала, то здесь права на небрежность нет.
Секрет сборки такой — каждую деталь оснастили штрих-кодом. Данные внесли в общую онлайн-базу. Все на площадке могут видеть, какая конструкция где находится в каждый момент времени. Удобно? Удобно!
— Если бы этой системы не было, невозможно было бы работать, — рассказывает Романенко.

Такая система маркировки основана на технологии BIM – интеллектуальной модели здания, которая объединяет всю проектную документацию с изменениями по времени.
image
BIM-модель МФЗ Лахта Центра

Кстати, в итоге застройщик убедил заводы внедрить эту систему на стадии производства. И заводам понравилось. Некоторые даже решили применять ее в последующей работе. Пошли навстречу новым технологиям.

КАК ПОСТАВЛЯЛАСЬ СТАЛЬ

Металлоконструкции для Лахта Центра изготавливают на двенадцати заводах. Это, пожалуй, рекорд. Из двенадцати производств – десять российские.

image

— Все крупные заводы работают на нашу стройку, — говорит Игорь.
Еще на стадии производства все конструкции, как космонавтов перед полетом в космос, тестируют прямо на заводах. И что только с ними не делают. Только если в центрифугу не втискивают. Проектировщики и компания-инженер проекта тоже ведут детали от и до. В итоге удается избежать брака.

image

ПОЭЗИЯ МЕТАЛЛА

Еще одно чудо — колонны по периметру здания. При строительстве использовали технологию композитных колонн – железобетонных со стальным сердечником. С точки зрения строителей- «произведение искусства». И это правда. Если посмотреть на колонну в поперечном разрезе – вам покажется, что вы видите Мальтийский крест. Такая у нее изящная форма.

image

Форма Мальтийского креста образуется за счет двух сваренных между собой двутавровых профилей. Двутавровая балка – элемент исторический. Он произошел от развития формы железнодорожного рельса и стал первым нормированным строительным элементом.

Иногда слова Игоря Романенко об этих металлоконструкциях даже напоминают поэзию.
— У нашей колонны есть и изгиб, и кручение, и момент, и сжатие… — едва ли не декламирует он.

Да, каждая колонна имеет наклон и поворот. Отклонение для каждой– 2,89 градуса на каждую секцию. Так и осуществляется необычный эффект закручивания, который сегодня уже отчетливо виден.
— Композитные колонны — совместная работа двух материалов: металла и бетона, — продолжает рассказ Романенко. — А вообще мы первое гражданское строительство в России, где используется такая технология. Раньше таких стандартов просто не существовало. Проектировщикам пришлось согласовывать все это в профильных министерствах. А теперь композитные колонны могут строить те, кто пойдут за нами. Грубо говоря, мы повалили лес…

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ВСЕ СОБЕРУТСЯ НА ОДНОЙ СТОРОНЕ БАШНИ

Последние колонны собираются устанавливать ближе к концу лета. Затем перейдут к шпилю. Тому самому, который в будущем может составить конкуренцию главному шпилю Петербурга – на Петропавловке.
Шпиль будет иметь высоту 92 метра и весить две тысячи тонн. В отличие от основного здания, внутри не будет ядра – конструкция полая. Проектное решение таково, что со стороны шпиль будет казаться продолжением стеклянного фасада. С земли вы не заметите, где заканчивается одно и начинается другое. А верхушка шпиля нередко будет скрыта за привычными петербургскими облаками.

image

Игорь Романенко говорит напоследок:
— Мне иногда смешные вопросы задают. Ну, например, что произойдет, если все люди в башне соберутся на одной ее стороне: Неужели она накренится? Я в ответ просто смеюсь. Ничего с ней не произойдет. Конструкция супернадежная. И уникальная для страны.

image
Рассказывал Игорь Романенко — инженер стройконтроля Лахта Центра.

На площадке побывал Антон Ратников.

Видео про металлоконструкции


Фотоновости можно смотреть на нашем Telegram-канале: t.me/lakhtacenter

Автор: Лахта Центр

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля