Музыка как инфраструктура: выбор наушников

в 17:02, , рубрики: наушники, Работа со звуком, тёплый ламповый звук, метки:

Музыка как инфраструктура: выбор наушников - 1Как выбрать наушники? Прежде всего нужно прикинуть бюджет, выбрать, какого размера и типа наушники вам нужны, а затем оценить качество звучания подходящих моделей. Наушников сейчас выпускается огромное количество, и подобрать подходящие лично вам очень непросто. Надеюсь, этот гид по моделям и типам наушников поможет сделать вам правильный выбор.

А вот и нет, не поможет! Выбирая наушники для себя, я однажды понял, что несмотря на огромное количество ресурсов – статей, обзоров, тестов, обсуждений на форумах – вроде бы старающихся мне помочь, я на самом деле страшно одинок. Если статья или пост написаны с максимально нейтральной позиции, то они полезны разве что для самообразования, но не для выбора. Все остальное – форумы, советы продавцов, даже искренне старающихся помочь, друзей и знакомых – зачастую «помогают» выбрать наушники, от которых страшно болит голова и никакого кайфа. А что делать-то?

Мой подход заключается вот в чем: о качестве звука и цене нужно думать в последнюю очередь, или не думать вообще. Главными критериями должны быть удобство, комфорт и соответствие поставленной задаче. То есть а) я не покупаю наушники только потому, что авторитетный журнал назвал их «Продуктом века» б) я не рассматриваю устройства за пределами доступного для меня бюджета. В предыдущих постах я постарался обосновать, почему такой подход действительно упрощает жизнь меломана. Почему бы не рассматривать закупку наушников, плееров и прочего, как вложения в инфраструктуру?

Дисклеймер или Как Читать Этот Пост. Первое: не верьте мне! Не забывайте, что все сказанное здесь относится к моему личному выбору. Я лишь постарался максимально честно объяснить, почему мой выбор – именно такой. Я предельно субъективен, но в отличие от большинства других «авторов про звук» считаю нужным сразу это объявить. Второе: не верьте мне! И вообще никому, кто старается описать звучание наушников или колонок словами. Это все равно что содержание фильмов пересказывать, такая же бессмысленная задача. Так как полностью избавиться от словоформ типа «бархатные, но собранные низы, артикулированные средние частоты» мне не удалось, они выделены красненьким. Третье: не верьте мне! Несмотря на то, что я постарался максимально абстрагироваться от цен, качества звука, дизайна и подобного, на мой выбор они все равно повлияли. Просто потому, что у меня не было возможности оценить, примерить и сравнить десятки разных моделей. У большинства из вас этой возможности тоже не будет, и в этом единственная польза таких постов: выбор другого человека помогает сделать свой собственный выбор. Да, ни один из упомянутых производителей не заплатил мне за размещение этого поста. Это я им заплатил :)

Ставим задачу
У меня три основных сценария прослушивания музыки: дома, на работе и в поездках. Требования к этим трем вариантам немного разные. Дома нужны максимально комфортные наушники для длительного прослушивания. На работе нужно изолироваться от внешнего офисного шума, а еще мне нужна возможность быстро снимать и надевать наушники – если нужно с кем-то переговорить или ответить на телефонный звонок. В поездках (общественный транспорт, метро, самолеты) требуются максимальная изоляция от внешнего шума и компактные размеры: наушники должны помещаться в кармане и всегда быть под рукой.

Можно ли обойтись одной парой наушников для всех этих случаев? Конечно можно, и это в любом случае будут затычки – по самому требовательному сценарию «в транспорте». Но так как я продвинутый меломан, на каждый случай у меня отдельная пара. Попробую оценить их по своему любимому критерию: удобно/не удобно.

Дом

Музыка как инфраструктура: выбор наушников - 2

Beyerdynamic DT880 (обзор на Kenrockwell.com)

Это наушники открытого типа, то есть они почти не изолируют внешние шумы. То, что вы слушаете, будут так же прекрасно слышать все остальные. То есть для офиса эти наушники не подойдут, если только у вас не отдельный кабинет: вам будет шумно, соседи по оупенофису будут слушать ваш «тыц-тыц» и злиться. Если выбирать универсальные наушники, для дома и офиса, то это будут закрытые наушники. Почему я не сделал так? Дело в том, что открытые наушники отличаются от закрытых по звуку.

Нет, я сейчас не про то, что «открытые звучат лучше». Открытые наушники максимально близки по звучанию к обычным колонкам. Уверен, что у Beyerdynamic есть полностью идентичная модель в закрытом корпусе, которая звучит точно так же. За одним исключением: если «открытые» почти соответствуют по звуку обычной акустической системе в просторном помещении, то закрытые больше похожи на небольшой ящик, по бокам которого прикручены колонки, и для прослушивания вам нужно засунуть туда голову. Это все непосредственно влияет на комфорт: открытые наушники можно слушать, не уставая, дольше.

Удобно
Трехметровый витой шнур, который не путается и позволяет перемещаться вокруг рабочего стола, не снимая наушники. И даже дотягивается до дивана.

Максимально простая, но удобная конструкция. Мягкие тканевые амбушюры, минимально давящие на уши. Надежное металлическое оголовье: в других моделях оно зачастую пластмассовое, и ломается в первую очередь. Достаточно небольшой вес.

Неудобно
Это довольно субъективный момент, но в некоторых случаях через пару часов прослушивания оголовье начинает ощутимо давить мне на темечко. Возможно это связано с тем, что полосу металла закрывает достаточно тонкая кожаная накладка.

Альтернативы
«Больших» наушников вообще много, так что выбрать подходящие – так чтобы не давили на голову (и на кошелек) – довольно просто. Важно примерить наушники перед покупкой, и если вы за пять минут почувствуете хотя бы минимальное неудобство, то не берите. За три часа это минимальное неудобство обязательно превратится в одну сплошную фрустрацию.

Как видите у меня к наушникам единственная претензия: в некоторых случаях наушники давят на голову (и достаточно их чуть сместить, чтобы перестали). Есть ли какое-то радикальное решение этой проблемы? Есть, например у Audio-Technica:

Музыка как инфраструктура: выбор наушников - 3
Обзор наушников на сайте kenrockwell.com.

Такая конструкция в принципе не может сильно давить, и когда я примерял эту модель в магазине, она показалась мне ну очень комфортной. Есть и минус: любое резкое движение головой, и наушники смещаются, а то и сваливаются.

Работа

Музыка как инфраструктура: выбор наушников - 4

B&W P7 (обзор на InnerFidelity)

B&W P7 – это такой правильный компромисс. Большие, но складываются. Складываются, но прочно сидят на голове и не люфтят. Прочно сидят на голове, но не сильно давят, благодаря качественным материалам и толстым амбушюрам. В результате получилась такая многофункциональная модель: я их слушаю на работе, иногда использую и в транспорте (в основном летом, когда шапка не мешает), и изредка беру с собой в поездки вместе с затычками.

Удобно
Короткий шнур, даже с пультом для ай-девайсов. Многие большие закрытые наушники почему-то попадают в категорию «профессиональных», а стало быть оснащаются трехметровым шнуром. Для дома это хорошо, а вот на работе такой кабель будет постоянно путаться.

Правильная складная конструкция. До этого у меня были закрытые наушники Beyerdynamic DT660, и чашки наушников там поворачивались. Это означает, что на голове такие наушники постоянно люфтят: не очень хорошо. P7 складываются «внутрь», и надежно фиксируются в «боевом» положении.

Музыка как инфраструктура: выбор наушников - 5

Неудобно
Таки давят на голову. Но, во-первых, терпимо, во-вторых – тут это оправдано. Чем лучше наушники прижимаются к ушам, тем лучше изолируется шум. P7 можно использовать даже в метро.

О звуке. Это наушники для тех, кого на англоязычных форумах называют bassheads. Я тоже к таковым отношусь, люблю, понимаешь, чтобы «качало». По звуку P7 сильно отличаются от Beyerdynamic DT880 – первые близки к тому, что обычно называют «нейтральным звучанием». P7 вовсе не нейтральны, но тем и привлекательны. Как и любая другая попытка «сдвинуть» звук в сторону от теоретического идеала, это такая индивидуальная вкусовщина: если эти наушники нравятся мне, то вовсе не значит, что понравятся вам. Слушать надо.

Альтернативы
Наушники портативные, и при этом _не_затычки_ представлены в большом ассортименте. Это и on-ear модели (B&W P5 например), которые не полностью накрываютухо, и просто легкие наушники с большими излучателями (Sennheiser Momentum). Я специально сузил свой выбор, возжелав именно что большие наушники, но складные, притом еще и пригодные для офиса и путешествий. Если не заморачиваться такими сложными материями, найти большие наушники, подходящие практически для любых ситуаций, довольно просто.

Путешествия

Музыка как инфраструктура: выбор наушников - 6

Earsonics SM3v2

Затычки, или in-ear-monitors – это самый распространенный тип наушников. А вот найти подходящую модель по критериям удобства и надежности мне было нелегко. Почему? Очень просто. Большие наушники сложнее сломать, даже если они сделаны из не самой лучшей пластмассы. Мои Beyerdynamic DT880, надеюсь, прослужат не один десяток лет, тем более, что из дома я их не выношу. «Затычки» — по определению более компактные и нежные – и живут в самых жестких условиях, и проблем доставляют гораздо больше. Например:

• Рано или поздно выходит из строя кабель.
• Если они сидят в ушах плотно, они натирают уши.
• Если неплотно – вываливаются в самый неподходящий момент.
• Насадки регулярно забиваются ушной серой (буэ)

В результате, затычки выходят из строя быстро. А если так, то дорогие затычки покупать нужно осторожно. Так как я выбирал все наушники по верхней планке разумного для меня бюджета, то хотелось, чтобы они прослужили долго, были удобные и звучали хорошо.

Это довольно жесткие критерии выбора, которые отсекают большинство моделей. Попробую их детализировать:

• Сменный кабель
• Заушное крепление. То есть наушники должны фиксироваться не только за счет насадок.
• Сменные насадки и фильтры, доступные для заказа (не для всех наушников можно заказать _запчасти_ в принципе).

В результате я сделал выбор в пользу наушников EarSonics – небольшой французской компании, основная специализация которой – компактные наушники-мониторы для исполнителей на концертах.

Удобно
Сменный кабель. Каким бы надежным не был штатный кабель наушников-затычек, он рано или поздно выйдет из строя обязательно. Поэтому, если честно, я не понимаю смысл супердорогих наушников, в которых кабель сменить невозможно.

Удобные силиконовые насадки. Традиционная оговорка: удобно мне. Они достаточно мягкие, но при этом обеспечивают хорошую изоляцию. А вот пенные насадки (comply foam tips), выбор многих владельцев наушников-затычек, мне не понравились. Насадки в таких моделях на 90% определяют, подойдут вам наушники или нет. Примерить разные наушники с разными насадками можно далеко не во всех магазинах, и тем более ценны продавцы, которые держат в запасе специальные демо-модели.

Заушное крепление. Технически оно реализовано очень просто: там, где кабель соединяется с наушниками, предусмотрен кембрик, в который вставлена проволока. Благодаря этому наушники держатся не только за счет насадки. Дополнительный бонус: перепутать левый и правый наушники технически невозможно.

Неудобно
Они большие и достаточно тяжелые. Есть наушники-затычки, которые вообще не чувствуются в ухе, и это очень круто. Если вам важны именно размеры, то лучше «большие затычки» не покупать. В данном случае размер обусловлен наличием внутри трех арматурных излучателей, включая немаленький басовый.

Отсутствие кабеля с пультом для смартфона. Для меня небольшая потеря, так как музыку я обычно слушаю не на смартфоне. А если и слушаю, то ответить на звонок можно не снимая наушники, просто говоря в телефон. А вот кому-то такая опция может быть критична. К счастью, наушники аналогичной конструкции, но с пультом, есть у других производителей в ассортименте.

В нынешней моей инфраструктуре это самые старые наушники, им уже 2 с лишним года. Недавно пришлось провести полное техобслуживание. Что произошло за это время? Во-первых, начал разваливаться разъем, которым кабель подключается к наушнику. Это очевидно, так как на него приходится дополнительная нагрузка из-за заушного крепления. Рано или поздно микроскопическое крепление окончательно бы развалилось.

Вышли из строя две пары силиконовых насадок. Забились фильтры, вставленные в звуковод. Если насадки просто порвались и стали соскакивать (вынимаешь наушник – насадка остается в ухе, очень неприятно), то из-за фильтров в один прекрасный момент левый канал стал играть заметно тише. EarSonics – не такой крутой производитель, как Sennheiser, и аксессуары к их наушникам практически нигде не продаются, только прямой заказ из Франции. Я решил сэкономить (зря), и начал экспериментировать со сторонними насадками, фильтрами и кабелем.

Единственная удача – фильтры Etymotic, которые оказались идентичными оригинальным. Дальше все было плохо. Насадки Etymotic плохо держались и постоянно слетали из-за того, что были рассчитаны на наушники иной конструкции. Насадки от другого производителя вообще не подошли. Сменный кабель Fiio порадовал меня жутким микрофонным эффектом – это когда вы слышите, как провод трется о куртку и другие предметы, так как он слишком жесткий.
В общем, было решено заказать «ремкомплект» у производителя: фирменный кабель и, с запасом, побольше фирменных насадок.

Музыка как инфраструктура: выбор наушников - 7

Надеюсь, еще как минимум пару-тройку лет наушники прослужат без проблем. Заодно на кабеле порадовал новый, более компактный разъем, совместимый с чехлами для iPhone и других смартфонов:

EarSonics делает арматурные наушники, которые очень заметно отличаются от наушников, с обычными, динамическими излучателями (скажем прямо: маленькими динамиками!) по характеру звучания.

Музыка как инфраструктура: выбор наушников - 8

На мой взгляд, звук арматурных наушников хорош своей детальностью: в записи симфонического оркестра прекрасно слышны все инструменты, их нюансы можно бесконечно вкушать и изучать. Эта детальность может сыграть плохую службу другим жанрам: тяжелая музыка, эмоциональная, шумная с этой самой аналитичностью дружит плохо. Ну когда вы хотите, так сказать, хаером потрясти, а вам предлагают изучить длину ногтей на правой руке гитариста. Отчасти эту проблему решает многодрайверная арматура, когда в наушниках используется несколько излучателей (в моем случае три, а бывает и шесть, и даже восемь), хотя существует и противоположное мнение по этому поводу. В любом случае, арматурные наушники стоят недешево, но если вписываются в бюджет, рекомендую сравнить их с похожими по цене динамическими.

Альтернативы
Тысячи их. Давайте смотреть по задачам:

Я много говорил о надежности и ремонтопригодности наушников. Так получается, что простые вроде бы требования типа сменного кабеля незамедлительно отправляют ценник в стратосферу, так как производители считают, что это такие профессиональные фичи, и за них обязательно надо платить много. Есть и другой вариант: до EarSonics у меня были вполне достойные затычки Sennheiser CX400, которые стабильно ломались раз в год. Но стоили они столько, что я спокойно покупал точно такие же, в любом ближайшем магазине, и не заморачивался.

Музыка как инфраструктура: выбор наушников - 9

Если хочется купить арматурные наушники, но при этом недорогие, то ваш выбор – однодрайверные модели. У меня до сих пор есть очень неплохая модель Ultimate Ears UE600 (с полуразвалившимся разъемом на несменном кабеле, кстати), а вот купленные ранее на пробу дешевые SoundMagic PL50 звучали как-то совсем тускло, единственный их плюс – миниатюрность и легкость. В общем, арматурные наушники стоят того, чтобы включить их в список рассматриваемых моделей и при случае попробовать до покупки, но не более того.

Проблему насадок решают кастомные наушники, корпус которых изготавливается по слепку вашего уха. Это наверное следующий этап развития моей наушниковой инфраструктуры, хотя теоретических претензий этому подходу у меня тоже немало.

Светлое будущее
Как я уже говорил, мой подход к покупке устройств для прослушивания музыки предполагает, что эти устройства прослужат мне долго. В случае «затычек» можно закладывать лет пять, в случае домашних больших наушников – хоть двадцать пять. Когда мне захочется какие-то наушники заменить на новые? Очевидно, когда старые сломаются. А до этого какие могут быть поводы? Нынешние наушники перестанут устраивать меня по качеству звука? Вот это вряд ли.

То есть правильный ответ на этот вопрос такой. Я сменю наушники, когда у меня появится бюджет на что-то новое. Либо я смогу поэкспериментировать с кастомными in-ear-monitors (а это такое недешевое удовольствие), либо появятся деньги на готовые наушники совершенно нового типа. И, эммм, пока я вижу только один тип наушников, который серьезно отличается от тех, что у меня сейчас есть, одновременно и по конструкции, и по цене:

Музыка как инфраструктура: выбор наушников - 10

Японские электростатические наушники Stax не самой топовой модели, и в комплекте с требующимся для них специальным усилителем стоят больше 70 000 рублей, а цена самых-самых крутых вообще превышает 400 тысяч рублей, и усилитель в комплект не входит. Реалистично оценивая свои карьерные перспективы, предполагаю, что такой момент не произойдет никогда :)

Ну а значит надо радоваться тому что есть, и слушать больше музыку, а не устройства.

Автор: f15

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js