Стартап-пятница: музыкальные чарты интернет-эпохи

в 12:16, , рубрики: Новости

Прослушиваемая нами музыка оставляет след в интернете. И этих следов все больше и больше. Построить механизм музыкального рейтингования на основании анализа этой информации решил STARINDEX.RU. О том, как создавался проект, какие возможности дает и как развивается, Сергею Ерёмину (Wellstart) рассказывает Денис Есаков, основатель и руководитель проекта.

- Как появилась идея STARINDEX?

Идея появилась спонтанно пару лет назад и пролежала под сукном несколько месяцев. В то время я учился в бизнес-школе RMA. Когда подошло время писать диплом, я переворошил все идеи и решил сделать работу по музыкальным чартам на основе данных, оставляемых пользователями в интернете. Причем это должен был быть не просто еще один хит-парад, а сервис с предсказательными моделями. Свои методы построения рейтингов и сбора данных мне показали: Ирина Щербакова, директор концертного агентства Caviar Lounge; Андрей Матвеев из C.A.T., он эксперт в организации концертов, фестивалей и продюсер многих известных артистов; Александр Бушнев, исполнительный директор Dance Planet, которые привозят в Россию рекордное число западных артистов, … много кто… Оказалось, что рейтинги – это очень трудоемкий процесс, с ручным заполнением таблиц, поиском данных, которых все равно не хватает – и я стал думать, как это автоматизировать и улучшить.

А улучшение - это всегда новые возможности. Если удастся собрать качественную статистику и делать это оперативно, то польза будет не только исполнителям и их промоутерам, но и обычным слушателям. Точно измеряя и прогнозируя популярность и аудиторию, можно правильно определять размеры и конфигурации концертных площадок, делать более прибыльными фестивали, определять интенсивность рекламы, подбирать музыкантов, соответствующих целевой аудитории - много чего.

- И все сразу получилось?

Нет, конечно. Проект в работе с февраля 2011, и уже в ноябре мы начали делать статистические отчеты для клиентов. Получили обратную связь, и... начали все переделывать. И так несколько раз.

Сначала работали вместе с дизайнером Антоном Тесленко. Мы старые друзья и вместе делали свой первый бизнес по интернет-рекламе "Идеаполис". Антон подключился еще во времена проработки диплома, вместе с ним мы делали первую версию интерфейса, придумывали логотип, набирали команду программистов... Потом появился первый код и прототип сервиса. Но все оказалось сложнее, чем казалось. То, что мы задумали - это же почти поисковые технологи, и разработчики не справились. Сменили команду, но и новой задача оказалась не по зубам.

Спустя год, в январе 2012 к проекту подключился Дмитрий Логинов из студии"Четвертый Рим". Мы учились вместе в RMA, и у его компании большой опыт разработки. Цены кусались, поэтому мы и не обращались к нему раньше. Дима уже был в курсе проекта, хотел поучаствовать в чем-то необычном и предложил партнерские условия. Его команда взяла на себя разработку правильных "пауков", а сам он стал фаундером и техническим директором проекта. Антон же, наоборот, покинул STARINDEX, но надеемся он еще вернется.

Последним, в ноябре 2012-го, к нам присоединился Влад Давыдов. Он профессионал музыкальной индустрии, и его компания IKON работает с исполнителями, управляет авторскими правами, планирует гастроли, занимается продвижением артистов. Он нам помог переосмыслить стратегию, показал, какие нужно делать исследования и срезы статистики, чтобы стать максимально полезными для артистов и промоутеров, за что они будут платить, а за что - нет.

С его приходом переделки системы стали еще интенсивнее. В таком режиме работы продолжаются по сей день: постоянно расширяем базу, ищем и подключаем новые источники и дорабатываем алгоритмы их обработки. С сентября 2012 обновляем данные каждые двое суток, стабильно накапливаем данные и можем показать динамику популярности исполнителей.

- И как музыкальная индустрия восприняла проект?

У нас еще нет публичной версии, но мы уже начали сотрудничать с Национальным Музыкальным Порталом "Красная звезда" и одноименной телевизионной программой, выходящей на "Первом Канале". Данные STARINDEX участвуют в построении "Народного Чарта".

Кроме того, мы показывали сервис и отчеты специалистам музыкальной индустрии. Кое-кто даже не знал о возможности собирать и анализировать данные в интернете. Когда же мы показывали, что можно получить информацию и о прослушиваниях в LastFM, YouTube, Вконтакте, RuTube, и число запросов в поисковиках, и число просмотров Википедии, и посчитать упоминания в СМИ и на музыкальных порталах - и все в одном месте, и в одном отчете - это был восторг. Конечно, в 70% случаев подробно рассказываем об алгоритмах сбора данных, характеристиках этих данных, что на что и как влияет. Само собой, рассказывали и о возможностях использования нашей статистики. Почти у всех отзывы положительные.

- Технологическая начинка сложная?

Алгоритмы, действительно, очень непростые. Есть большая база имен артистов и их синонимов. Используя базу, мы спрашиваем у источников данные: прослушивания, просмотры, лайки, упоминания и еще много чего. Иногда с одного источника можно получить несколько характеристик, у разных данных разный вес. 

Еще нужно быть уверенным в достоверности данных. Для этого строятся дополнительные фильтры и уточняющие запросы коррекции по общеупотребительным названиям. Например, челябинская рэп-группа "Триагрутрика" — уникальное имя и ее анализировать легко, а вот "Аквариум" Бориса Гребенщикова – не уникальное, и нужен другой подход. Бывают особенно тяжелые случаи. Например, существует такая группа "Есть Есть Есть" - по такому запросу запредельно много мусора. Один из пользователей заметил несоответствие данных, написал и мы придумали дополнительные запросы и поправки алгоритма.

Вообще, пользователи существенно помогают нам, подсказывают, чего не хватает, вылавливают ошибки, делятся впечатлениями. Сразу после запуска бета-версии, благодаря клиентам, наш баг-лист вырос в разы, и мы усиленно работаем над их исправлением.

- Справляетесь? У вас большая команда?

Сейчас, помимо основателей, в команде STARINDEX два разработчика и один менеджер проекта. Они "шлифуют" алгоритм. Для работы над интерфейсом, версткой, дизайном подключаем сотрудников "Четвертого Рима". Справляемся.

- Поговорим про финансы.

Не смотря на то, что официально мы еще не запустились, у нас уже есть клиенты, и мы проводим исследования и делаем отчеты в персональном порядке. Мы только в начале пути, но уже имеем небольшую выручку. Нам есть куда расти.

В бета-версии есть открытая часть статистики, и она пока останется бесплатной. Когда же выпустим полноценную версию, планируем ввести платные подписки. Выгрузка небольших отчетов – сравнительный анализ, альтернативный исполнитель и пр., предположительно, будет стоит 1 000 руб. за одного артиста в отчете. Таким образом, сравнительный анализ по 5 исполнителям обойдется в 5 000 руб. Это вполне рыночная цена. Сейчас такое исследование мы можем предоставить в течение часа, и это намного быстрее и точнее, чем любой промоутер может сделать вручную.

Отдельной статьей идут "тяжелые исследования". Например, поиск исполнителей на соответствие бренду рекламодателя. Это персональный продукт, он стоит от 2000 евро и готовится до 3-х недель. Заказчики на такую аналитику у нас уже есть, и с ростом популярности STARINDEX их станет больше.

Так что, заканчивая "про финансы", мы движемся к безубыточности и планируем достичь этой планки уже в 2014 году. Для этого нам нужно доделать продукт под каждую группу клиентов и "включить" режим активного маркетинга и продаж.

- Я видел презентацию вашего проекта на DEMO Europe. Ищете инвесторов?

Мы не планируем зарабатывать на инвестиционной накачке. Это бизнес, а не проект под инвестиции. Но нам надо двигаться на музыкальный рынок США. В России мы можем найти примерно тысячу клиентов, это ежемесячная прибыль около $20 тыс. Тут мы рассчитываем справиться за счет собственных ресурсов,

Если же удастся выйти на рынок США и Европы, прибыль и выручку можно будет многократно увеличить. Но четкого видения, как выйти и преуспеть на рынках Запада, у нас нет, а для захвата западного рынка, скорее всего, действительно, придется привлекать и инвестиции, и компетенции. Так что вопрос инвестиций для нас очень непростой. Мы думаем, но ответа у нас нет.

- А какие еще планы? Ну, помимо, "захвата мира"?

Ну, во-первых нам надо выпустить полноценную версию онлайн-статистики и запустить линейку продуктов для музыкантов, промоутеров и владельцев авторских прав. Во-вторых, сделать продукт для западного рынка и начать там его внедрение. Этим мы уже занимаемся.

Вообще мы уже наделали достаточно ошибок. Те отчеты, что мы запрограммировали с самого начала, не сработали. Мы неверно истолковали требования рынка. Но запуск бета-версии год назад дал нам очень много контактов и фидбека. Мы полностью перестроили отчеты, переработали интерфейс и, самое важное, сам подход к созданию продукта. Сейчас мы все идеи предварительно тестируем на практиках музыкальной индустрии и только потом пускаем в разработку. Теперь довольно четко представляем, как и что делать, куда идти.

Если же говорить о далекоидущих планах, то мы хотим сделать наши рейтинги стандартом в музыкальном бизнесе на мировом уровне. Идея-фикс — сделать один понятный всем индекс, который будет говорить о музыканте более понятно, чем сотни пресс-релизов. Зачатки этого индекса у нас уже есть, и мы активно развиваем эту тему. Уверен, это поможет молодым артистам быстрее развиваться профессионально, откроет им широкие возможности по привлечению аудитории и в целом оздоровит индустрию.

Себя же я вижу неотделимо от развития STARINDEX. То, как проект изменит музыкальный мир, питает энергией и меня, и моих соратников.

***

Резюме Сергея Ерёмина о проекте:

Сильные стороны: Тесный контакт с клиентом и постоянное развитие и подстройка сервиса под требования заказчиков. За это будут платить.

Слабые стороны: Сервис замеряет только интернет, а это искаженная картина ограниченного применения. Например, по исследованию STARINDEX просмотров и прослушиваний исполнителей шансона 0%, и фанатов тоже 0%, что явно расходится с их истинной популярностью.

Возможности: Выход на мировой рынок.

Угрозы: Приход "офлайн" рейтинговых агентств в интернет и навязывание ими рынку своих методик.

***

От редакции Roem.ru: Присылайте свои статьи, авторские колонки, обзоры и аналитику на info@roem.ru. Авторам качественных текстов — гонорары, слава и полезные знакомства в комментариях.

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля