Почему мы любим обучающие видео

в 21:29, , рубрики: YouTube, видео, видеоуроки, Лайфхаки для гиков, обучение, самообучение, самоучки

Почему мы любим обучающие видео - 1

В моём доме тихой сапой установилась новая тенденция. Я заказываю некий продукт в онлайне, он приезжает, я открываю упаковку, распаковываю товар и достаю инструкцию. Я быстренько осматриваю покупку, затем читаю инструкцию. И после этого иду на YouTube.

Там я нахожу, практически без исключений, видео от человека, который уже сделал то, что мне нужно сделать. Они уже задокументировали весь процесс с качеством, варьирующимся от жизнерадостной и вполне профессиональной съёмки до видоса в плохо освещённой спальне.

В последний раз я столкнулся с проблемой автобагажника для моего велосипеда. Инструкция была написана крайне скупо, рисунки больше напоминали древнюю клинопись. Я нашёл решение на YouTube, и багажник был готов уже через несколько минут. Когда я благодарил друга, рекомендовавшего этот продукт, я признался, что мне потребовалась видеоинструкция. «Это от того чувака с Subaru у своего дома?» – спросил он. Наши пути к просветлению, очевидно, пересекались – как и у 57 000 остальных зрителей.

И так обстоит дело не только со сборкой продуктов. На ютубе я искал разные обучающие видео: как взобраться на доску для сёрфинга, как играть композицию Dinosaur Jr. “Get Me” на гитаре, как настроить личный сервер для Minecraft для моей дочки (только по Minecraft можно найти сотни тысяч обучалок). Приходивший по поводу засора сантехник, справившись с проблемой, сказал, что я мог бы самостоятельно это сделать при помощи бура, и сэкономить $100. Я сразу купил себе такой. Но как его правильно использовать? Я отправился на ютуб, соображая при этом, что нужно было сделать это раньше. Я наткнулся на видео человека, показывающего, как расправляться с засором. Он прокомментировал, что эта проблема – «дойная корова» сантехников. Он в шутку извинился перед сантехниками, которые могли бы наткнуться на его видео, за «выдачу секретов». Но волноваться ему не стоило – на ютубе полно таких видео и от самих сантехников.

В прошлом году на ютубе хранилось порядка 135 миллионов обучающих видео. (2) В опросе от 2008 года обучающие видео заняли третье место в списке популярности категорий – правда, их довольно сильно опережали выступления и путешествия. (3) Но эта дистанция сокращается. В 2015 Google отметил, что поиски how to на ютубе ежегодно растут на 70%. (4) Популярность этого жанра уже породила пародийные видео.

Что ищут люди? Самое популярное, судя по одному из исследований, разнится от простейших до весьма специфичных вещей – от «как целоваться» до «как сделать плетёный браслет-радугу» [rainbow-loom starburst bracelet]. Можно научиться кипятить воду, разбирать ружьё AR-15, управлять Боингом-747. Полно историй про людей, чаще всего детей, добившихся значительных успехов в разных областях, от оперы до дабстепа, которые просто копировали то, что увидели на ютубе. (5) Обучающая мощь ютуб докатилась и до (а во многом и помогла становлению) таких областей, как сборка кубика Рубика на время. (6)

Получается, что впервые в истории любой человек, в любой части света, без путешествий и без страха публично опозориться, может выучиться почти всему, чему угодно. Некоторые даже заходят слишком далеко. В Лас-Вегасе в прошлом году человека арестовали за нелегальные хирургические операции. У него не было медицинского образования, он сказал, что читал медицинские книги, но в основном, учился по видео с ютуба. «Вы смотрите не одно видео, а смотрите 20-25, как я. Практически всё, что хотите, можно изучить благодаря YouTube». (7)

Я не планирую заниматься операциями на открытом сердце. Но пока я проводил время в поисках людей, которые покажут мне, как делать то или это, я думал: а почему же это такой эффективный способ обучения, и могу ли я его улучшить?

Не только люди способны обучаться посредством наблюдения. Исследование от 2014 года показало, что когда группе мартышек представили аппарат для получения фруктов, большинство из тех, кто видел ролик, в котором мартышка успешно работала с аппаратом, смогли повторить за ней. Они, по сути, посмотрели обучающее видео. (8) Из 12 мартышек, открывших аппарат, лишь одна сумела сделать это, не смотрев видео (в нашем мире именно она и занималась бы записью обучающих видео).

Это доступно и роботам. Проблема только в том, что роботы плохо обучаются после единственной демонстрации. Озан Сенер [Ozan Şener] из Корнеллского университета отмечает, что даже в таких задачах, как распознавание объекта, учёные обучают роботов при помощи миллионов фотографий. «Вряд ли можно собрать миллион демонстраций чего бы то ни было»,- говорит он.

Поэтому Сенер с коллегами подумали, нет ли способа решения этой проблемы. Сенер говорит так: «Существуют ли уже готовые данные, способные к масштабированию, покрывающие различные действия в различном окружении?». Ответ, конечно, — YouTube. Поиск действий вроде «как завязать галстук-бабочку» выдаёт до 250 000 хитов. Взяв 100 самых популярных, исследователи дали роботам возможность самостоятельно обучаться, чтобы те самостоятельно решили, что для них важно. Даже сами по себе роботы смогли написать текстовую инструкцию к задачам, выполнение которых они видели.

Роботам, как и людям, проще показать, что нужно сделать, чем рассказать. Но люди обгоняют роботов по эффективности обучения. Нам не нужно 100 видео о том, как завязывать галстук-бабочку. И это, по словам Люка Прото [Luc Proteau], главы департамента кинезиологии в Монреальском университете, определяющая черта людей.

«Мы устроены так, что умеем наблюдать»,- говорит Прото. В мозгу группа регионов образовывает нечто, что, кажется, описывает суть ютуба – сеть действий и наблюдений. «Если вы следите, как некто выполняет задачу,- говорит Прото,- вы активируете кучу нейронов, необходимых вам для выполнения этой задачи. Поэтому наблюдение получается таким эффективным».

Мы, по сути, симулируем самостоятельное выполнение задачи, разогревая те же самые нейроны, которые мы будем использовать при её реальном выполнении. «Считается, что наблюдательная сеть развилась для понимания смысла действий, совершаемых другими,- говорит Прото. – Если мы видим, как кто-то сжимает кулак, вы бы смогли понять, если бы я это делал, и с какой целью – ударить кого-то».

Эта возможность социального обучения через простое наблюдение больше всего выражена в людях. В экспериментах дети показывали чрезмерную имитацию решающих задачу действий, даже если совершались избыточные действия (в отличие от шимпанзе, которые игнорируют такие вещи). (9) Сюзан Блэкмор, автор «The Meme Machine», объясняет это так: «Люди уникальны не потому, что особенно умны, не потому, что у них есть большой мозг или язык, но потому, что они способны на полную и обобщенную имитацию». В некотором смысле, ютуб – как кошачья мята для наших социальных мозгов. Мы можем день за днём смотреть друг на друга, и во многих случаях даже неважно, смотрим ли мы на реального живого человека. Согласно исследованию Прото, на эффективность обучения это не влияет, по крайней мере, в случае простых двигательных навыков – имитируем ли мы живую модель или человека на видеозаписи (10).

Как бы ни был хорош ютуб для наших социальных мозгов, есть способы улучшить наши возможности обучения по видео.

Первый связан с намерениями. «Вы должны хотеть научиться,- говорит Прото. – Если вы не хотите учиться, это будет всё равно, как смотреть баскетбол. Это не сделает вас отличным игроком». И действительно, по словам Эмили Кросс [Emily Cross], профессора когнитивной неврологии в Бэнгорском университете, есть доказательства – полученные в экспериментах над людьми, учившимся танцевать или завязывать узлы (а эти две темы прекрасно освещены на ютубе) – того, что сеть действий и наблюдений «более сильно вовлекается, когда вы смотрите, чтобы научиться, а не просто пассивно наблюдаете». В одном из исследований участники, сканируемые через фМРТ, должны были посмотреть выполнение некоей задачи с заданием обучиться этому. Они продемонстрировали повышенную активность лобно-теменной зоны, мозжечка и гиппокампа, чем те, которые просто смотрели видео. Один регион, ДМО (дополнительная моторная область), считающийся связанным с «внутренней генерацией сложных движений», активировался только в состоянии обучения – то есть, участники, зная, что им предстоит повторять задачу самостоятельно, начали репетировать её в уме. (11)

Также не мешает организовать некую обратную связь, хорошо работающую в реальной классной комнате. Если вы, например, пытаетесь разучить танец, Кросс предлагает использовать зеркало, чтобы видеть, правильно ли у вас получается. Если мы обучаемся чему-либо, в ситуации, когда у нас нет непосредственного визуального доступа к нашим действиям – например, к удару теннисной ракеткой или клюшкой для гольфа – обучению с ютуба будет менее эффективным. Можно выучить аккорды любимой песни, просто повторяя за человеком, но по меньшей мере один из гитаристов отмечает проблемы, связанные с идеей «обучения копированием с ютуба». Гитаристы-самоучки могут выдавать ноты заученным, автоматическим порядком, он считает, что только учитель сможет помочь разработать такие неосязаемые, но от этого не менее важные, вещи, как «тон» и «ритм».

С другой стороны, Джастин Сандеркоу [Justin Sandercoe], давно играющий на гитаре и обучающий людей в Британии, известный своей огромной библиотекой онлайн-уроков (созданных ещё даже до ютуба), считает, что люди и сами могут сказать, обучаются они или нет, пытаясь играть музыку и сравнивать своё исполнение с онлайн-версией, которой они пытаются подражать. То, чего не хватает из-за отсутствия рядом учителя, восполняется достоинствами онлайн-обучения. «Если вы обучаетесь чему-то один на один, а потом забываете об этом, придя домой, это нельзя перемотать». На ютубе ученик может перематывать сколько угодно – и учителя это не раздражает.

Ещё один совет – смотреть как за экспертами, так и за дилетантами. Работы Прото и других показывают, что испытуемые более эффективно обучаются задачам, когда им показывают как выполняющих её без труда экспертов, так и ошибающихся новичков (чем если бы испытуемые смотрели только экспертов и только новичков). (12) Прото предполагает, что в такой «смешанной» модели мы обучаемся тому, к чему нужно стремиться, и чего нужно избегать (13). Недостаточно посмотреть на игру Роджера Федерера – нам нужно посмотреть и на нескладёху, мечущегося по корту. Как отмечают Дэниел Ламетти [Daniel Lametti] и Кейт Уоткинс [Kate Watkins], профессора Оксфордского университета, «наблюдение за человеком, не обучающимся самостоятельно – например, за уже состоявшимся экспертом – не предоставляет преимуществ наблюдателям, когда они отправляются обучаться задаче» (14).

Иначе говоря, наблюдение за тем, как проходит обучение, помогает нам учиться. Хотя, конечно, иногда нам не хочется учиться сантехническому делу – а просто нужно починить чёртов туалет.

Ссылки

1. Mitchell, D. 1Up USA Quik-Rack Platform Bike Rac. YouTube (2011). go.nautil.us/BikeRack

2. Jones, J. Micro-moments: I want to do moments. DigitalNext.co.uk (2016).

3. Landry, B. & Guzdial, M. Art or circus? Characterizing user-created video on YouTube. Georgia Institute of Technology (2008).

4. Mogensen, D. I want-to-do moments: From home to beauty. Think with Google (2015).

5. Nash, M. & Endara, M. Five people who used the internet as their teacher, the results are amazing. Fusion.net (2016).

6. Strachen, M. Rubik’s cube champion on whether puzzles and intelligence are linked. The Huffington Post (2015).

7. KSNV. Full Interview: Fake doctor, Rick Van Thiel, says he learned surgical procedures on YouTube. News3lv.com (2015).

8. Gunhold, T., Whiten, A., & Bugnyar, T. Video demonstrations seed alternative problem-solving techniques in wild common marmosets. Biology Letters 10 (2014).

9. Whiten, A., McGuigan, N., Marshall-Pescini, S., & Hopper, L.M. Emulation, imitation, over-imitation and the scope of culture for child and chimpanzee. Philosophical Transactions of the Royal Society B 364, 2417-1428 (2009).

10. Rohbanfard, H. & Proteau, L. Live vs. video presentation techniques in the observational learning of motor skills. Trends in Neuroscience and Education 2, 27-32 (2013).

11. Picard, N. & Strick, P. Activation of the supplementary motor area (SMA) during performance of visually guided movements. Cerebral Cortex 13, 977-986 (2003).

12. Rohbanfard, H. & Proteau, L. Learning through observation: A combination of expert and novice models favor learning. Experimental Brain Research 215, 183-197 (2011).

13. Andrieux, M. & Proteau, L. Observational learning: Tell beginners what they are about to watch and they will learn better. Frontiers in Psychology 7, 1-32 (2016).

14. Lametti, D.R. & Watkins, K.E. Cognitive neuroscience: The neural basis of motor learning by observing. Current Biology 26, R288-R290 (2016).

Автор: SLY_G

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля