«МТС» как ОпСоС нашего времени

в 16:38, , рубрики: махинации, МТС, тарифы, тарифы мтс, телефония, Чулан, метки: , , ,

В предисловии я хочу принести извинения всем тем, кого мой пост может оскорбить или просто вызвать чувство неудовлетворения — он не о какой-то свежей IT-вкусности, не отчет о поездке/конференции или собственном исследовании, не DIY «смотрите как я умею» и не HowTo. Он даже не об велосипедно изобретенном алгоритме, но всего лишь свежий штрих о политике и отношению к клиентам одного единственного оператора сотовой связи «Мобильные ТелеСистемы». Однако, надеюсь, что так как "аудитория проекта — прогрессивно мыслящие люди, интересующиеся будущим IT-рынка в целом и интернет-экономики в частности", то опубликовать его всё же можно.

Причин моего негодования две: а) изменение условий для абонентов по действующему тарифу; б) навязывание дополнительных платных услуг. Цели настоящего поста: а) лишний раз придать подобную деятельность широкой огласке; б) выяснить для себя на сколько это вообще нормально (быть может, у меня в эгоистично-однобокой форме обострено чувство несправедливости). Обсуждаемый регион: Москва и Московская Область.

Ниже под спойлером читатель может ознакомиться с, ИМХО, наиболее важными для обсуждения пунктами договора «МТС» — выдержками из «Условия оказания услуг подвижной связи» (в редакции от 16 декабря 2013 г.), на которые ссылается «Договор о предоставлении услуг связи МТС» (раздел сайта «Бланки заявлений»). Кроме того, позволю себе привести и выдержку из Закона «О защите прав потребителей», запрещающей навязывать как платные, так и бесплатные услуги (сейчас будет интересен п.2, но, вообще говоря, полезно всем помнить и об остальном содержимом статьи 16).

Выдержки из "Условия оказания услуг подвижной связи"

Статья 1. Область применения.

1.1. Условия оказания услуг подвижнойсвязи «МТС» (далее именуются – Условия) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федеральным законом «О связи» и регулируют отношения по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи, телематических услуг связи, услуг связи по передаче данных, оказываемых с использованием сети подвижной связи, а также иных сопряженных сними услуг (сервисное, информационно-справочное обслуживание, услуги местной телефонной связи с предоставлением Дополнительного абонентского номера без организации абонентской линии, доступ к услугам контент-провайдерови др.). Настоящие Условия устанавливаются Оператором самостоятельно, являются публичной офертой и могут быть приняты Абонентом не иначе как путем присоединения к ним в целом.

Статья 9. Права Оператора

9.1. Определять условия оказания Услуг, в том числе Тарифных планов, посредством введения новых Тарифных планов/Услуг и/или внесения изменения в действующие условия оказания Услуг/тарифы в предусмотренном настоящими Условиями порядке.

Статья 10. Обязанности Оператора

10.1. Предоставить Абоненту при заключении Договора необходимую и достоверную информацию об Услугах, их перечне и Условиях оказания, Тарифных планах, порядке и условиях оплаты Услуг, порядке и сроках доставки счетов, Зоне радио покрытия сети.

Статья 11. Тарифы (цены) на Услуги

11.1.Тарифы на Услуги, Порог соединения, Единица тарификации Услуг и порядок оплаты неполной Единицы тарификации устанавливаются Оператором самостоятельно в Тарифных планах. Кроме того, в Тарифном плане содержатся сведения о сроке и территории его действия.

Статья 17. Внесение изменений в перечень Услуг, настоящие Условия и иные условия Договора

17.2. Оператор вправе вносить предложения по изменению и дополнению настоящих Условий, Договора. Изменение настоящих Условий, Договора оформляется путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме либо путем совершения абонентом конклюдентных действий, перечень и порядок осуществления которых определяются Оператором. Изменение Оператором Абонентского номера производится с соблюдением порядка, установленного законодательством о связи. Установление и изменение Тарифных планов, отдельных тарифов на Услуги и иных ценовых условий производится в порядке, предусмотренном п. 17.3 настоящих Условий.


17.3. Оператор вправе, в любом случае, устанавливать самостоятельно Тарифные планы, а также устанавливать и/или изменять отдельные тарифы на Услуги, определять иные ценовые условия предоставления Услуг, при условии извещения Абонентов о введении указанных изменений не менее чем за 10 календарных дней до момента вступления их в силу через средства массовой информации, в том числе на Сайте Оператора(свидетельство о регистрации СМИ ЭлNoФС77-23793 от 28.03.2006 г.). Дополнительные уведомления о новых тарифах могут направляться иными способами, установленными Оператором. Оператор вправе направлять Абонентам дополнительные извещения в соответствии с настоящим пунктом в том числе путем размещения информации в счетах за оказанные Услуги. Извещение о введении указанных изменений также осуществляется в местах обслуживания Абонентов в случаях, если такой способ извещения предусмотрен в качестве обязательного в соответствии с законодательством. Кроме того, Оператор вправе в одностороннем порядке определять и изменять перечень Уполномоченных лиц.

Выдержки из Закона "О защите прав потребителей"

Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя

1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).

3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Изменение условий тарифа «Супер МТС»

Если взглянуть на сайте «МТС» в архив тарифов, то можно увидеть, что этот тариф имеет множество версий. Остановлюсь на варианте «Супер МТС 082013», который был закрыт для подключения и переходов с 14 апреля 2014, так как в конце зимы-начале весны я именно на него переводил свои родных. Тогда тариф обещал 60 бесплатных минут в день для общения внутри сети. Подтвердить этот факт у меня получается только нотариально незаверенным скриншотом (мем) странички тарифа на сайте «МТС», сохранненой archive.org 30 марта 2014:

«МТС» как ОпСоС нашего времени

Однако, в настоящий момент официальное PDF-описание (файл создан 26 июня 2014, то есть, редактировался после закрытия тарифа) декларирует всего лишь 30 таких минут:

«МТС» как ОпСоС нашего времени

Понятное дело, что всем абонентам приходится соглашаться с «Условиями оказания услуг подвижной связи», где оператор пунктом 17.3 оставляет за собой право менять тариф, как того хочет. Однако он хотя бы обязуется извещать абонента как минимум через официальный сайт (к слову, по моим наблюдением это уже очень большой шаг в сторону клиентов). Попробуем проверить, имело ли место подобное извещение? Как ни странно, разделы новостей с начала марта «Тарифы и скидки на звонки» и «Услуги мобильной связи» содержат лишь рекламы новых невероятно удобных и полезных услуг и возможностей. Поиск google`ом по сайту mts.ru фразы «изменение в тарифе» за период с 1 марта выдает, в основном, ссылки на PDF-описания различных тарифных планов. Никого уведомления об изменении используемого абонентами тарифа не обнаруживается.

Навязывание платной услуги при тарифе «Smart»

Если обратиться к описанию тарифа на сайте, то можно заменить на первый взгляд просто неприятную мелочь, огрех движка — автоматический выбор услуги «Везде как дома Smart». Стоит она 100 рублей в месяц и дает всякие послабления в диких расценках роуминга по стране (на мой дилетантский взгляд, этот роуминг — вообще отдельная песня о необоснованном обдирании). В самом деле, «галочку» можно снять, и сайт покажет соответствующее уменьшение ежемесячной абонентской платы. Однако, из описания услуги или, в моем случае, беседе с оператором при смене тарифа, выясняется, что услуга эта обязательна к подключению при переходе на тарифы серии «Smart»:

«МТС» как ОпСоС нашего времени

Таким образом, с тех, кому она не нужна, неявно взимается 100 рублей за смену тарифа под соусом оплаты первого месяца пользования навязанной услуги. Стоит отметить, что в описании тарифа красным фоном обозначена бесплатность на него перехода. На мой взгляд, это немного противоречит пункту 16.2 Закона «О защите прав потребителей», а, следовательно, и духу «Условий оказания услуг подвижной связи» от «МТС», т.к. их пункт 1.1 гласит о соответствии законам РФ.

Заключение

Существенно или нет, порядок или наглость, изложенное выше — каждые решает сам. На сколько это всё законно должны определять специалисты, а автор поста может лишь рассуждать с позиций обывателя, прочитавшего некоторые документы. Замечу только, что в ноябре прошло года у МТС в Москве и области было 14.47 млн абонентов при положительной динамике в 2.4% за квартал. К сожалению, совместно физическими лицами учитываются и организации. Однако, масштаб статистика все равно представить позволяет, учитывая что обсуждаемые выше тарифы позиционируются как основные для простых смертных. А тем летом суд признал незаконным одностороннее изменение тарифов «Мегафоном».

Автор: V_oron

Источник

Поделиться

  1. alram.in:

    Автор прав, неприятное было изменение тарифа СуперМТС без уведомлений, с удовольствием уйду от этого опсоса к нормальному оператору. Ждем появления в Москве Теле2+Ростелеком.
    Опыт абонента Теле2 показывает более бережное отношение к абонентам.

* - обязательные к заполнению поля