Охота на работу своей мечты

в 16:27, , рубрики: Карьера в IT-индустрии, управление персоналом, метки: , , ,

Вы хотите попасть на работу в компанию мечты? Или хотите работать с конкретными технологиями? Или просто нужна более высокая зарплата и различные бонусы? Рынок по вашей специализации высококонкурентен, и вы чувствуете, что у вас мало шансов?

Множество людей, узнав о подходящей вакансии, подают резюме и сопроводительное письмо в компанию, тягостно ждут ответного звонка или e-mail’а, и получают в ответ тишину, или вежливый отказ. Кому-то везёт больше, и они проходят на собеседование, после которого также могут получить отказ. Большая часть рекомендаций ниже применимы к телефонному или личному интервью, но готовиться к нему нужно задолго до отправки резюме на понравившуюся вакансию.

Соберите информацию о компании

В рамках подготовки к собеседованию вас интересуют личности ваших будущих интервьюеров, технологии, оборудование, уровень зарплат, общая благонадёжность компании, процессы внутри неё и финансовые результаты. Кроме получения информации напрямую от HR, работающих в компании вашей мечты инсайдеров, и при прохождении интервью, есть и другие способы собрать нужную информацию, почти[1] не выходя за рамки закона.

Найдите и проанализируйте:

  • Резюме и технические блоги работающих или ранее работавших в вашей будущей компании сотрудников; особенно ценную информацию можно собрать из LinkedIn’а, профильных форумов, публичных репозиториев исходных кодов ПО; старайтесь не оставлять следов, пользуйтесь фейковыми аккаунтами (особенно в LinkedIn’е).
  • Информацию из личных блогов, такую как класс и марка автомобилей, наличие недвижимости, места проведения досуга и отпуска, состав семьи – это даст информацию о классе дохода сотрудников; особенно интересна подобная информация о будущих нанимающих менеджерах, чьи имена не сложно получить у HR, спросив, кто будет проводить собеседования.
  • Локальные форумы или крупные пользовательские группы могут дать отзывы о работодателе, но относитесь к полученной там информации с долей скептицизма.
  • Опубликованные в прессе интервью работников и аналитику маркетинговых и новостных агентств (напр. РБК/CNews).
  • Просканируйте сети и адреса компании, изучите заголовки e-mail’ов, полученных от HR; если вы web-разработчик, то вам может быть полезно знать фреймворки, используемые на веб-сервисах компании; если вы сетевой администратор, то вас будут интересовать детали BGP пиринга, whois, и WiFi с порталом самообслуживания в холле; для системных администраторов интересны служебные заголовки опубликованных сервисов.
  • Ранее открывавшиеся вакансии этой компании (напр. google://site:hh.ru/vacancy/ «Вакансия в архиве» название_компании).
  • Изучите доступную документацию тендеров – она часто содержит подробные описания проектов, к которым компания имела отношение как заказчик, или как исполнитель.
  • Просмотрите патенты и лицензии, полученные компанией, а также информацию о партнёрах.

Всё это даст вам информацию об используемом оборудовании, сервисах и ПО.

Документация для акционеров расскажет вам об общем финансовом состоянии компании, о вознаграждении высшего руководства, о фонде оплаты труда сотрудников и их численности, и прочие важные данные. Доступ к базам юридических лиц (СПАРК и др.) расскажет в том числе и о других связанных компаниях, что может дать больше информации о компаниях с холдинговой структурой. Ну в самом деле, вы ведь не захотите работать в компании с уставным капиталом 10000 руб., имеющей признаки фирмы-однодневки? Базы исполнительных производств, решений арбитражных и судов общей юрисдикции дадут информацию о проблемах в качестве работы компании и о проблемных подрядчиках.

Не забывайте о конкурентах, но не тратьте на них много времени. Бегло изучив их предложения и продукты вы получите возможность использовать эту информацию при продаже себя на собеседовании. Знание конкурентов будет вашим преимуществом.

Собеседование

Небольшая ремарка. Обязательно записывайте аудио на интервью, и делайте это скрытно. Запись поможет понять свои ошибки и слабые стороны.

Подготовьте в письменном виде качественные ответы на стандартные вопросы собеседований: рассказ о своей текущей работе и ответы на типичные поведенческие вопросы. Запишите и прослушайте запись себя самого, отвечающего с листа на эти вопросы. Измените текст, разметьте его дополнительными паузами и междометиями, чтобы не создавалось впечатления, что вы читаете. Потренируйтесь быстро ориентироваться в своих записях.

Врите в резюме и на собеседовании. Только грамотно врите. Используйте собранную информацию о компании и интервьюерах, создавая образ «своего парня». Узнали из соцсетей, что HR – велосипедист? – укажите в резюме в секции хобби, что вы бегаете полумарафоны. На собеседовании скажете, что это примерно 21 километр, и в Лужниках в августе 2016-го вы пробежали их за 2 часа 10 минут. Только не переборщите. Попадавшиеся мне на собеседованиях кандидаты, играющие роль всезнайки, и недослушивающие меня, когда я рассказываю о компании и позиции, вызывают раздражение. Нанимать на работу мы их, конечно же, не будем.

White hacking – это когда вы сначала находите проблему в информационной безопасности, а потом вам делают предложение работы. Не приходите на собеседование с результатами white hacking’а, если вы не подаётесь на позицию тестировщика ПО или инженера по информационной безопасности.

Попросите друзей-коллег собрать информацию о позиции на собеседовании. Пусть они подадутся на эту же вакансию со своим, или с частично изменённым резюме (чужое имя, изменённое последнее место работы, телефон, e-mail, пр.), и пройдут собеседование, записав его. Вы сможете получить часть информации заранее, что поможет вам лучше подготовиться к вашему интервью: с чем и с кем придётся работать, какие вопросы на собеседовании, какую зарплату и бонусы предлагают. Действуйте согласованно, обсуждайте интервью в кругу подставных кандидатов. Убедите друзей показывать на интервью высокий уровень заинтересованности в вакансии, и напомните им, что они должны показать примерно ваш уровень знаний, не выше. Можете коллективно готовиться к интервью, зная, какие вопросы на нём задают.

Будет здорово, если друзья запросят зарплату на уровне, или выше желаемой вами зарплаты, а в случае получения предложения работы, ответят отказом с причиной, указывающей на несоответствие вилки предложения зарплаты компании рынку («получил предложение с лучшими условиями»), или же с нейтральной причиной («по личным неотложным обстоятельствам»). HR и нанимающий менеджер могут повысить бюджет на позицию, или станут более склонны согласиться с вашими запросами. В моей практике эта техника неоднократно приводила к получению предложения работы с зарплатой сильно выше рынка.

Альтернативой помощи друзей может быть самостоятельное проведение разведки, опять таки под чужим именем и с изменённым резюме. Купить пару-тройку хороших аккаунтов в соцсетях большой проблемы не представляет. Воспользуйтесь также отдельной SIM картой с отдельным номером, и сделайте переадресацию на виртуальный номер SIP-софтфона или Skype’а, чтобы принять вызов на компьютер. Это даст вам возможность использовать программы изменения голоса и записи разговора (в сочетании с виртуальной звуковой картой). Сошлитесь на заложенный нос или распухшее горло, если у собеседующих возникнут вопросы, но всё же постарайтесь подобрать нормальные аудио фильтры. С фейковых аккаунтов можно связаться с работниками компании, и попросить их ответить на несколько вопросов. Нечасто, но некоторые люди легко идут на контакт, и дают положительные отзывы. Не дайте себя обмануть. Больше отрицательных или просто более взвешенные отзывы вы можете получить от бывших сотрудников, если начнёте разговор с фразы «я понимаю, там многое могло измениться, но не расскажете ли вы о …<прошлом опыте работы>…».

Работа с отказами

Как правило, отказы пишутся универсальными формулировками, следуя принципу «лишь бы кандидат-неудачник отстал». Различное программное обеспечения по управлению процессом найма в штатной поставке идёт с универсальными шаблонами отказов, не помогающими вам в поиске ваших ошибок. У вас есть e-mail HR’а. Напишите ему, пару строк с вопросом о том, по какой причине вы не прошли, и попросите рекомендации по развитию от интервьюировавшего вас нанимающего менеджера. Не часто, но иногда я получал действительно ценную информацию.

Присланные в письме с отказом обещания HR написать вам, как только у них появится подходящая под вас позиция – это ложь. Подпишитесь сами на рассылку вакансий понравившейся вам компании, и не ленитесь подаваться, напоминая о себе. Постоянное отслеживание всех публикуемых вакансий даст вам картину развития различных направлений деятельности компании. Кто знает, может быть удача улыбнётся вам в другой раз.

После получения предложения

Делитесь результатами с бывшими коллегами и с другими заинтересованными лицами. Обязательно раскрывайте уровень предложенной заработной платы и другие условия договора – это помогает и другим потенциальным работникам запросить и получить высокую заработную плату. Кроме того, это мотивирует их искать новую работу, и получать новый опыт.

Не забывайте, что испытательный срок не только для вас, но и для работодателя. Письменно уведомляйте руководителя и HR обо всех недостатках работы и тем более о попытках неисполнения работодателем взятых на себя обязательств, будь они закреплены в договоре, или лишь были высказаны на собеседованиях. Когда вы будете писать заявление об увольнении с испытательного срока, у вас будут письменные свидетельства, подтверждающие причины вашего поступка. Компания, потратившая значительные ресурсы на процесс отбора кандидатов, найма и адаптации вас на рабочем месте, может пойти на попятную, и согласится выполнять ранее данные обещания относительно условий работы.

Не прекращайте поиск новой работы, тем более, пока вы на испытательном сроке. Проходя собеседования на различные позиции, пусть даже на не совсем близкие к вашей текущей, вы тренируете навык прохождения собеседований, расширяете кругозор, узнаёте больше о рынке труда. Кроме того, вы разогреваете рынок, повышая предлагаемый уровень оплаты труда, от чего выигрывают все наёмные работники в нашей сфере деятельности.

[1] – в некоторых странах, например в EU, вы обязаны информировать, что разговор будет записан; в России такого требования нет

Автор: Железный человек

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля