Выбор иностранной юрисдикции для IT компании

в 10:29, , рубрики: Законодательство и IT-бизнес, Развитие стартапа, метки: , , , ,

IT бизнес развивается семимильными шагами, обороты компаний отрасли растут головокружительными темпами и вчерашний стартап, созданный на юридической базе индивидуального предпринимателя может сегодня запросто преодолеть порог, установленный налоговым кодексом, для применения упрощенной системы налогообложения. Возникает вопрос, что делать дальше? Как не дать бизнесу споткнуться о юридические барьеры и бюрократические проволочки, которые неизбежно сопровождают российский бизнес? Как привлечь инвесторов в проект? Как урегулировать взаимоотношения между стейкхолдерами? Зачастую, ответить на все эти вопросы значительно проще, если Вы строите свой бизнес на юридической базе компании, зарегистрированной в иностранной юрисдикции. Но тут возникает новый вопрос, иностранных юрисдикций много, разобраться моментально в данном вопросе довольно сложно.

Прежде чем приступать к выбору иностранной юрисдикции, необходимо определиться, зачем нужна иностранная компания. Существует две основных цели учреждения компании: создание операционной компании и создание холдинговой компании (для целей настоящей статьи, компании, являющиеся держателем интеллектуальной собственности мы также будем называть холдинговыми, что не является абсолютно корректным с точки зрения права). В случае, если вы рассматриваете возможность учреждения иностранной компании в качестве операционной, представляется разумным учитывать прежде всего следующие факторы:

  1. Регион регистрации (Евросоюз, Азия, Америка) – выбор зависит в первую очередь от того, где находятся ваши клиенты и поставщики. Например, если вы много работаете с Евросоюзом, то целесообразно и компанию учреждать в Евросоюзе, чтобы полноценно пользоваться европейской VAT системой.
  2. Налогообложение активного дохода – в последние несколько лет мы рекомендуем своим клиентам выбирать юрисдикции с так называемым «нейтральным» налогообложением, в группу таких юрисдикций попадают страны, в которых ставка корпоративного налога находится на уровне 10% – 20% от прибыли компании. Классическими примерами таких юрисдикций являются Сингапур, Ирландия, Кипр, Эстония, Гонконг и другие страны. Мы не рекомендуем использовать в качестве операционных компании зарегистрированные в классических оффшорных зонах, таких как Британские Виргинские Острова, Панама, Сейшелы и другие.
  3. Простота создания эффективного присутствия (Substance). Мы живем в эпоху глобальной деоффшоризации и практически тотальной налоговой прозрачности, создание бумажной компании более не является эффективным решением, поскольку, как правило, приводит лишь к доначислению налоговой базы на уровне бенефициара компании. В связи с этим необходимо предусмотреть возможность и стоимость создания офиса, организации рабочих мест в стране регистрации.

Для целей создания холдинговой компании важны, помимо прочего, следующие факторы:

  1. Применимое право. Часто холдинговые структуры создаются для целей привлечения инвесторов в проект, на практике иностранные инвесторы нередко бояться инвестировать в российские компании в виду не только высоких административных барьеров, но и особенностей правового регулирования. Мы рекомендуем для целей создания холдинговой структуры обратить особое внимание на юрисдикции, право которых основано на англосаксонской системе. Классическими примерами здесь являются Великобритания, Кипр и Сингапур. К сожалению, возможность использования стран из оффшорного списка здесь также ограничена, поскольку инвесторы негативно настроены к компаниям из таких юрисдикций.
  2. Налогообложение пассивного дохода – здесь необходимо рассматривать прежде всего налогообложение дивидендов, роялти и процентов, а значит необходимо учитывать не только налоги юрисдикции регистрации компании, но и налоги, выплачиваемые у источника (withholding tax), а значит, и на соглашения об избежании двойного налогообложения между странами. Хорошие соглашения у России заключены со множеством стран, например, с Ирландией.
  3. Участие страны в Мадридском соглашении и Мадридском протоколе. На данный фактор редко обращают внимание, но он является одним из важнейших при выборе страны для регистрации IT компании. Зачастую, зарегистрировать товарный знак или иную интеллектуальную собственность проще, используя указанные международные соглашения.

Безусловно, это далеко не все факторы, на которые необходимо обратить внимание, например, важнейшим фактором является возможность открытия банковского счета в стране регистрации, причем важно это как для холдинговой, так и для операционной компании, а также множество других. О системе IP Box, которая позволяет получить серьезные налоговые вычеты, особенностях открытия и администрирования банковских счетов для IT компаний и многом другом расскажем вам в следующих статьях.

Автор: человек со стажем

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля