Моя мечта на миллион

в 10:35, , рубрики: будущее здесь, будущее интернета, социальные сети, Социальные сети и сообщества, метки: ,

Сначала не хотел писать эту статью — куда лучше было бы сразу выложить альфа-версию мечты. Но в одиночку и без пинка сообщества на реализацию не хватает сил.

Теория такова. Все на свете склонно комковаться. Комкование — антипод конкуренции. Можно произвести товар дешевле и лучше, но это запарно. Проще договориться с конкурентами, распределить квоты и жить спокойно. Даже когда прямого договора нет, комковатость уже поразумевается, это общий естественный процесс. Народ — сам по себе комок относительно других. Корпорации — комки. А власть скомковалась в такой гигантский ком, что этих чиновников без революции уже не раздробить. Идея в том, что общество тем быстрее движется вперед, чем меньше комков. Капитализм был двигателем прогресса из-за раздробленности конкурентов, однако свободный рынок быстро закончился.

Рассмотрим самое гениальное антикомконутое изобретение за всю историю. Интернет. За последние 15 лет мир изменился так сильно, как никогда раньше. Единая база знаний и телепортация тому примеры (ведь по сути удаленная работа и онлайн-лекции — это и есть ментальная телепортация). Такой резкий рывок в развитии, по моему мнению, вызван антикомконутой идеей интернета. Сила интернета — в распределенности. 15 лет каждый делал что хотел — и получилась википедия, торренты, биткоины, джаббер и 100500 технологий.

И хотя комки обосрались и до сих пор не знают, что делать с торрентами и википедией, процесс комконутости пошел и в интернете. Вконтакте и фейсбук — корпорации, монополии и комки. Это централизация и единая точка входа, это неправильный интернет (и вот, пожалуйста).

Моя мечта — вернуть интернету распределенность. Я пишу распределенную социальную доменно-независимую сеть.

Идея системы.

Компьютер на каждый стол и в каждый дом — эта идея казалась фантастикой в 80-х. Однако это то, что сейчас есть. Я не Билл Гейтс, однако у меня есть подобный слоган: если сегодня каждый имеет компьютер, то почему бы завтра каждому не завести свой сервер?

Давайте скопируем фейсбук и поднимем его на своем сервере. Кусочек сети, который я вижу каждый день — маленький. Это новости от сотни друзей и несколько гигов собственных фоток. Вполне поместится. Нагрузка на мой узел — та же самая сотня друзей, которые зашли посмотреть на мои новые фотки. Сотню хостов мой сервер вполне потянет.

Сегодня каждый может поставить на свой сервер вордпресс или другой движок, постить фотки и писать блог. Однако этим системам не хватает социальности. Но социальность — это по сути система оповещений и оценок. Оповещения в моей системе называются сниппетами, а системы оценок — графами.

Сниппеты.

Прихожу домой, включаю фотик, и новые фотки с него сливаются прямо в мой сервер. Сразу все 32GB, без разбора. У меня там рейд 2x2TB за 300 баксов (дропбокс? Не, не слышал). Смотрю фотки, выбираю пяток нормальных, публикую на своем узле. Узел делает сниппет — уменьшенные копии фоток с подписями (оригиналы остаются у меня) — и рассылает его по узлам моих друзей. А еще пару фоток я считаю достойными для публичного обозрения, поэтому делаю второй публичный сниппет, составляю описания и ключевые слова, и даже могу приложить оригиналы (или не приложу, или добавлю копирайты — сервер-то мой, что хочу то и делаю) — и посылаю на пяток публичных узлов-кешеров, например в яндекс-картинки, flickr и фотофайл. Кешеры скопируют себе то что я прислал, сгенерят специальные ссылки на источник, основанные на id узла, проиндексируют и построят поиск.

Графы.

Сколько весит хабрахабр? А если отрезать от него блогохостинг? Останутся ссылки на посты, на юзеров, оценки постов и рейтинг юзеров. В пару метров все это влезет? Давайте все это вытащим, пойдем на какой-нибудь публичный кешер, который пользователи хабра обычно оповещают сниппетами, когда добавляют новый пост в свой узел, и применим граф рейтинга хабра для сортировки сниппетов оттуда. Или даже так — пусть мой узел тянет сниппеты из кешера на основе хабра-графа и моей функции (к примеру не больше 5-ти в день и только лайкнутые моими друзьями).

Семейная социальная сеть.

Сниппеты — это хорошо, но мой папа любит просматривать вообще все фотки, которые я закачиваю. Поэтому в мой узел поставлено несколько окружений — обычное и семейное, и в семейном мой папа — почти админ. Там — свой список контактных узлов (с семейным окружением узла родственников из Канады) и отклчены лайки (в кругу семьи все фотки всем нравятся). А на работе у нас тоже есть сервер, и там — тоже узел сети. Получилась внутрикорпоративная социальная сеть с тем же привычным интерфейсом, что и у меня дома. Доступ — только для сотрудников, рассылка сниппетов — только на узлы сотрудников в рабочее окружение.

Домены.

Доменная система уязвима. Комки власти проснулись, и пора переходить на новый уровень. В идеале должна быть (ее пока нет) распределенная дублируемая таблица адресации узлов. Что-то вроде: мой пул ip-шников забанили, узел перестал слать сниппеты. Друг пол дня не получает мои новости. Затем я вылез с нового адреса и сообщил свой новый ip связанным со мной узлам. Эффект роскомнадзора нулевой, друг даже не заметил, что со мной что-то случилось. Само собой, все ссылки сети привязаны к id узла, а не ip и не домену.

Skype.

Не ну это капец. То есть скайп хранит историю сообщений локально, но при этом ее просматривает. Хочется все хранить у себя, а так же хранить записи видео и звонков. Не где-то в Израиле, а вот здесь, на этом сервере в этой папочке. Делать нечего, допиливаем джаббер.

Реклама.

Напоследок нечто фантастическое — суперэффективная реклама следующего поколения. Сейчас что выходит: рекламодатель платит деньги какому-то дяде за то, чтобы тот меня бесплатно спамил, и чтобы я шел тратить деньги. Давайте исключим дядю! Раз у меня свой узел сети, поставим туда контекстную рекламу. И пусть деньги за рекламу платят сразу мне. Я смотрю рекламу и получаю деньги. Отношение к такой рекламе сразу улучшается:). Буду ли я накручивать клики? Но ведь реклама показывается авторизованному мне, собираем статистику и определяем персональную экономическую отдачу от клика. А давайте будем сообщать в рекламную сеть свои личные данные? Наивно предполагать, что пользователи будут сливать инфу и предпочтения к покупкам какому-то агрегатору забесплатно, который будет нехило на этом наживаться. Однако, если аггрегатора нет, если сам получаешь за это деньги, и сам контролируешь данные, которые отдаешь (поток данных подконтролен, ведь они лежат на собственном сервере) — то почему нет? Более того, подключаем импорт данных из банковского счета и видим, что за последнее время мной куплены шлифователь, лобзик и другие инструменты по дереву. Будем мне показывать объяву о фрезе по 200 рублей за клик?

Автор: Kasheftin

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js