Астрономы обнаружили звезду, поглотившую часть своих планет

в 12:31, , рубрики: астрономия, Вселенная, звезды, космос, Научно-популярное, планеты

Астрономы обнаружили звезду, поглотившую часть своих планет - 1

Солнечная система относительно стабильна. Все планеты находятся на своих местах, Солнце светит в меру ярко, обеспечивая существование жизни на Земле (а возможно, и других планетах или планетоидах). Нам, обитателям системы, можно сказать повезло со своим светилом. Но такая ситуация наблюдается не везде.

Недавно астрономы обнаружили звезду, очень похожую на Солнце. Каталожное обозначение «двойника» нашего светила — HIP68468. Этой звезде 5,9 миллиарда лет, а расположена она в 300 световых годах от Солнечной системы. Ученые прозвали ее «звездой смерти», все потому, что она поглотила одну или две своих планеты. Поскольку звезда — почти точная копия Солнца, то возникает вопрос — а не грозит ли Солнечной системе нечто подобное?

Звезда была обнаружена при помощи 3,6-метрового телескопа в Чили, обсерватория La Silla. После анализа ее спектра оказалось, что звезда содержит в четыре раза больше лития, чем должна. Звезды такого типа и такого возраста характеризуются гораздо меньшим содержанием этого металла. Большинство спектров звезд показывает минимальное содержание лития. А вот планеты, сформированные из скальных пород, наподобие Земли, обычно выделяются тем, что содержат довольно много этого элемента.

Кроме лития, в составе HIP68468 астрономы обнаружили большое количество других элементов, которые не характерны для солнцеподобных звезд. Астрономы начали интересоваться, почему же HIP68468 содержит так много лития, и попытались найти объяснение. Ответила на него Дебра Фишер, астроном из Йельского университета. «Это, как если бы мы увидели кота, сидящего в птичьей клетке. Если во рту кота есть желтые перья, то существует большая вероятность того, что кот съел канарейку». Этой фразой Фишер хотела сказать, что наличие высокой концентрации лития в звезде — настолько же явный признак поглощения звездой скальной планеты, насколько перья во рту кота могут служить явным признаком съеденной птички.

Проведенные расчеты помогли выяснить, что избыток названных элементов мог образоваться в звезде после поглощения ею планеты или планет общей массой примерно в шесть раз больше массы Земли.

Кстати, звезду HIP68468 обнаружили не случайно, а в результате ведения работ в рамках проекта по поиску близнецов солнца. Ученым за несколько лет удалось найти уже более 60 таких близнецов. Зачем специалистам охотиться за двойниками нашей звезды?

Дело в том, что информацию о формировании Солнечной системы ученые почерпнули на основе наблюдений за объектами в этой системе. Цель же проекта — подтвердить или опровергнуть правоту ученых в результате поиска двойников Солнца и анализа существующих в таких системах планет. Результатом проекта должно быть построение реалистичной модели образования самой Солнечной системы. Но если мы видим, что другое Солнце поедает свои планеты — нужно ли нам опасаться того же?

Астрономы обнаружили звезду, поглотившую часть своих планет - 2

Ученые говорят, что нет. «Это вовсе не значит, что Солнце вскоре съест землю», — говорит Джекоб Бин, соавтор исследования. Он работает помощником преподавателя астрономии и астрофизики в Чикагском университете. «Наше открытие показывает нам, что жестокие истории могут быть нормальными для планетных систем, включая нашу собственную», заявил Бин.

Пока что ученые не могут сказать точно, что именно послужило причиной поглощения планет своим светилом. Вполне может быть, что в системе звезды HIP68468 появилась некая сила, которая и толкнула планету (или планеты) навстречу своей погибели. Может быть, причина — нарушенная в результате воздействия какого-либо фактора орбита «съеденной планеты».

Ученые предполагают, что Солнце поглотит Меркурий и Венеру в ходе своей эволюции, превращения в красного гиганта. Но это случится не ранее, чем через 5 млрд лет. Земля, по всей вероятности, будет находиться вне зоны «поедания», но вероятность того, что увеличивающийся в размерах красный гигант съест и нашу планету, действительно существует. Если даже и так, то это случится не ранее, чем через 7,6 миллиардов лет.

Конечно, человеку беспокоиться нечего, уж очень нескоро все это произойдет. Все живое на Земле, впрочем, погибнет гораздо раньше. Через 1,5 млрд лет радиация убьет жизнь на нашей планете, сделав ее полностью необитаемой. Так что, когда и если наша планета войдет в горнило красного гиганта, в которого, в далеком будущем, превратится наше Солнце, то на тот момент она уже будет полностью стерильна.

Что касается HIP68468, то вокруг этой звезды вращается минимум две планеты, размер которых в несколько раз превышает размеры Земли. Одна из них находится очень близко к светилу. Так, радиус орбиты экзопланеты HIP68468 b составляет около 0,02 от расстояния между Солнцем и Землей. Астрономы выяснили, что эти планеты не могли образоваться на текущих орбитах. Вероятнее всего, они прибыли из более далеких от звезды областей системы. Может быть, этот процесс сопровождался сложнейшим гравитационным взаимодействием планет с дестабилизацией их обычного движения. В результате часть планет могла либо уйти за пределы системы звезды, либо упасть на свою звезду.

Автор: marks