EBITDA Qiwi показала рекордное падение из-за сокращения числа терминалов компании и перестройки бизнеса

в 7:11, , рубрики: Qiwi, бизнес-модели, квартальный отчет, платежные системы, платежные терминалы, Регулирование, убытки, финансовые результаты, финансы в IT
Комментарии к записи EBITDA Qiwi показала рекордное падение из-за сокращения числа терминалов компании и перестройки бизнеса отключены

Финансовые результаты платежной системы Qiwi в третьем квартале оказались неоднозначными. Впервые в истории компании показатель EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации) сократился на 12% год к году и составил 1,34 миллиарда рублей. Снизилась и ее рентабельность (до 0,68%) по обороту (net revenue yield) на 39 п. п. по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. При этом сам оборот вырос на 64,5% до 270,5 миллиарда рублей.

Скорректированная выручка Qiwi выросла год к году на 6% – до 2,53 миллиарда рублей, тогда как во II квартале 2015 года рост составил 20%. При этом компания подтвердила свой прогноз по росту выручки и чистой прибыли в 2015 года на 18–22%, данный Qiwi в сентябре.

Тем не менее, инвесторы отреагировали на отчетность позитивно – вчера на NASDAQ котировки ADS Qiwi к 19.25 мск выросли на 9,82% до $17,56 за акцию. Однако сторонние эксперты находят в этом как положительные, так и отрицательные стороны.

Результаты компании связаны с общим макроэкономическим спадом в России, а также с ужесточением правил работы агентов Qiwi – владельцев платежных терминалов, приводит пресс-служба Qiwi слова гендиректора Сергея Солонина.

В 2015 году кредитов в России выдается меньше, чем в прошлом, соответственно, снижается и количество платежей по кредитам, комиссии за которые получает Qiwi, поясняет представитель компании.

В III квартале 2015 года Qiwi впервые полностью консолидировала результаты систем денежных переводов Contact и «Рапида», выкупленных у группы «Открытие». Это объясняет как резкий рост оборота, так и снижение рентабельности по нему: комиссии в Contact и «Рапиде» значительно ниже, чем в среднем по Qiwi, утверждает представитель Qiwi.

Ужесточение регулирования деятельности владельцев терминалов тоже повлияло на финансовые результаты компании. В конце октября 2015 года Qiwi объявила о сокращении количества терминалов в своей сети в России. За три месяца их количество сократилось примерно на 15%.

Более того, проблема терминалов усугубляется повышением выплат сохранившимся агентам. По подсчетам экспертов, из-за всего этого QIWI в 2015 году вполне может лишиться почти 1 миллиарда рублей, а в следующем потери достигнут 3,8 миллиарда. Как утверждают агенты платежных систем, которые продают мелкие партии терминалов, они отмечают потерю значительной части прибыли в связи с необходимостью перечисления денег на спецсчета и запретом ставить нулевую комиссию.

К этому решению компанию подтолкнул Центробанк России, который борется с незаконным обналичиванием средств. ЦБ обнаружил масштабные нарушения правил работы с наличностью со стороны владельцев платежных терминалов. По правилам ЦБ деньги из терминала должны зачисляться на спецсчета, чтобы контролировать наличный оборот, но в реальности на них зачислялось только 8% средств. С июня 2015 года ЦБ начал борьбу с этим явлением, регулятор собрал крупнейших игроков и поставил задачу к сентябрю довести эту долю до 98%, что и было сделано, пишут «Ведомости».

На оборот и доходы Qiwi это повлияет непропорционально сокращению сети, говорил в октябре человек, близкий к компании. Дело в том, что число терминалов было избыточным: например, недалеко друг от друга могло стоять несколько терминалов, объясняет он. Поэтому уменьшение их числа частично компенсировалось ростом оборота на терминал. Qiwi предприняла действия, необходимые для поддержания агентов, и не ожидает дальнейшего существенного ухудшения агентской сети, приводит слова Солонина пресс-служба компании.

То, что Qiwi сохранила свой прогноз по выручке и прибыли, – позитивная новость для инвесторов, считает аналитик Газпромбанка Сергей Васин. Как показали результаты компании, сокращение количества терминалов не сильно отразилось на ее обороте, отмечает он. Но низкая рентабельность по обороту может сохраниться надолго – в кризис плательщики и партнеры Qiwi стремятся минимизировать комиссии, объясняет Васин. В этой ситуации Qiwi логично было бы искать пути для наращивания оборота, а также расширять линейку клиентских сервисов за счет высокодоходных сегментов, таких как электронная торговля, считает он.

QIWI предприняло попытки диверсифицировать свой бизнес. Сеть терминалов сократилась на 15%, зато компания научилась лучше зарабатывать на электронных платежах.

Выручка Qiwi в сегменте электронной коммерции (e-commerce) подросла по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 2%, до 677 миллионов рублей. В сфере электронной коммерции Qiwi зарабатывает на комиссии, которую компания взимает с клиентов и партнеров, покупающих и продающих товары в онлайн-магазинах, социальных сетях, онлайн-играх и так далее. В сегменте e-commerce Qiwi в третьем квартале получила около 27% скорректированной выручки. Годом ранее на долю доходов от электронной коммерции приходилось 22%, передает РБК.

Автор: semen_grinshtein

Источник

Поделиться новостью