История об аспирантуре в США. Часть 4.1: А что дальше?

в 4:49, , рубрики: аспирантура, образование, Программирование, работа, разработка, учеба за границей, Учебный процесс в IT, метки: , , , ,

История об аспирантуре в США. Часть 4.1: А что дальше?

Итак, продолжу свой рассказ об аспирантуре в США. Тут, тут и тут живут предыдущие части, а в этой части я расскажу о том, что происходит после получения докторского звания. На самом деле, я хотел написать обо всем сразу, но ночь подкралась незаметно и тут будет рассказано об одном из двух популярных путей (скоро будет продолжение).

Перефразируя известную фразу, есть ли жизнь после PhD, нет ли жизни после PhD — науке не известно. Зато будет известно тем, кто заглянет под кат.

[Помните, все, что вы тут читаете, является моим личным мнением, основанным на личном опыте и открытой информации.]

Итак, начну с того, что похвастаюсь успешным завершением процесса обучения, защитой диссертации и получением докторского звания. Сам процесс у меня (в других университетах немного отличается) выглядел таким образом: работа над проектом, презентация пропозала (описания исследования и задач), сдача квалификационного экзамента (в отличии от прошлых лет и других специальностей, у нас это выглядело как мегаобзор литературы, надо было долго рассказывать о том, что люди сделали до тебя (IMHO, это правильнее обычного экзамена)), написание диссертации, защита диссертации. Занял весь этот процесс 3 года (всего это длилось, по факту, 3.5 года, но полгода я делал интерншипы, так что можно их не считать). Как показывает практика, 3 года — это достаточно быстро, но все зависит от области, успешности проекта (у меня все получилось и все остались довольны) и научного руководителя (есть такие профессора, которые держат рабоваспирантов как можно дольше). Инженера обычно завершают обучение за 3-5 лет, чистые ученые за 4-7, хотя везде есть свои исключения. Но если уж вы решили этим заняться, то надо рассчитывать на срок не менее 3х лет, быстрее получается очень и очень редко. В конце пути, вы получаете такую штуку:
История об аспирантуре в США. Часть 4.1: А что дальше?
А что же происходит дальше? А дальше заканчиваются студенческие годы и начинается… жизнь.

Тут я сделаю маленькое лирическое отступление на тему того, что студенческие годы — это реально круто. Все знают, что студенчество — это лучшие годы жизни, но осознают это обычно постфактум. В данном случае, аспирантура позволяет, хоть и не полностью, вернуться обратно и оттянуть трудовые будни. При этом не надо думать, что если вам 25-30 лет, то все потеряно, в аспирантуре средний возраст студентов как раз порядка 25 лет (у нас были люди от 22 до 50), так что возраст обычно не является проблемой.

Но вернемся к жизни после получения диплома. Вот вы выпустились, получили диплом и вам надо найти работу. Если все происходит именно в такой последовательности, у меня для вас плохие новости: процесс поиска работы является работой и занимает некоторое (иногда продолжительное) время. Поэтому правильные аспиранты ищут работу заранее. И тут то начинается самое интересное. Как это ни странно, но чем выше уровень образования, тем сложнее найти работу. Т.е. проще всего найти работу бакалаврам, магистрам сложнее, а докторам совсем тяжко, так как для большей части работ этот человек становится оверквалифаед или, по-русски, шибко умным. Т.е. человеку со степенью надо платить больше, а если эту работу может сделать бакалавр, то смысла в этом нет. Но, с другой стороны, теоретически, человек с докторской степенью должен хотеть найти соответствующую работу. И тут у этого человека есть 2 стандартных пути: академия и индустрия.

Академия — это преподавание в университете и профессорская должность в итоге. Стандартный путь в этом мире выглядит так:

1) Postdoc: это как аспирант, только уже не так радостно, так как денег совсем чуть-чуть больше, чем у студента (20-40к для Южной Каролины, т.е. на это можно жить с семьей, но только жить), а ответственности сильно больше. Надо и эксперименты делать, и за студентами следить.

2) Assistant Professor: это уже профессор, но ему еще страшно, так как, в случае чего, его могут выгнать. Зарплаты тут уже более адекватные (60-80к опять же для SC (South Carolina)) и в таком состоянии можно жить и радоваться жизни. Причем надо помнить, что официально профессора получают это за 9 месяцев работы (по факту же, они готовятся и оставшиеся 3 месяца, но факт есть факт). И еще надо помнить, что эти цифры до налогов, т.е. надо отнимать процентов 30 (налогообложение в США — это отдельная долгая мутная история...).

3) Tenure: тут уже все становится интереснее. Теньор означает, что этого человека не могут выгнать. Т.е. ему гарантирована пожизненная должность. Денег тоже больше (наверное, в районе 100-150к) и это можно считать вполне радостной состоявшейся карьерой.

4,5,6,...) Далее идут всякие продвинутые версии профессоров о которых можно почитать на Вики.

the end) И в конце всего этого пути вы сможете стать Endowed Chair: это такая радостная должность, которая позволяет управлять деньгами. Т.е. у университета есть счет в банке, там лежит некоторое количество денег (например 30М), с них капают проценты и вот эти самые проценты вы будете распределять. Т.е. выделять на проекты, оборудование, наем профессоров итд итп. При этом ваша зарплата будет измеряться сотнями тысяч, но надо помнить, что до этого состояния доходят далеко не все.

Кстати, на тему зарплат. Если вам интересны реальные цифры, то открою тайну: штат Южная Каролина (подозреваю, что и другие тоже, просто я там учился и поэтому знаю) заставляет все публичные заведения публиковать зарплаты сотрудников в открытом доступе. Например тут есть таблица с зарплатами людей в университете, где я учился, а тут по всему штату.

Тут стоит упомянуть один нюанс: все это должности, и они слабо связаны с вашей научной деятельностью, точнее они должны быть сильно связаны, но в реальности все далеко не так просто. Вы можете получить Нобелевскую премию, так и не достигнув высоких должностей, а можете достигнуть должностей не имея каких-то особых научных заслуг и кучи публикаций. Причем, чем выше должность, тем больше там административной работы, менеджмента и политики, но меньше (если вообще есть) науки. Т.е. академический мир (то, во что превращаются идущие по этому пути) можно разделить на 3 категории:

1) Ученые: те, кто сами занимаются исследованиями и чаще всего не имеют больших должностей, но имеют много публикаций, открытия, патенты итд итп.

2) Менеджеры: те, кто имеет кучу студентов и постдоков, которые и проводят исследования. Чаще всего менеджеры управляют всем процессом, занимаются поиском денег и распределением ресурсов (т.е. выполняют работу менеджеров).

3) Администраторы: это что-то вроде менеджеров, но они имеют административные должности (деканы, директора итд итп) в университете и занимаются больше делами университета и бюрократией, чем непосредственно наукой.

Само собой, что все эти категории весьма условны и не существуют в чистом виде, а также есть люди, которые сильно преуспели во многих или не преуспели ни в одной категории. Но, идя в академию, надо понимать, что, в конечном итоге, для успешной карьеры надо будет преуспеть, по крайней мере, в одной из этих категорий. Так что, как видите, выбор академии не всегда означает только лишь занятие наукой.

Тут должно было быть продолжение о грантах, статьях, проектах итд итп. А также о том, что будет, если вы выбираете индустрию (а также несколько альтернативных вариантов), но наступила ночь и вдохновение кончилось, так что все это переносится в следующие части. Пишите, если вам интересен какой-то конкретный аспект жизни профессоров или получения PhD, я, хоть и не являюсь профессором, постараюсь ответить или сделать отдельную статью о жизни «по ту сторону баррикады». Я знаю, что многим интересен алгоритм поиска аспирантуры и профессоров, я это опишу в отдельной статье.

PS1: Первое фото взято отсюда.
PS2: Об ошибках пишите в личку.

Автор: Akson87

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля