Практическое руководство по оценке уровня “дружелюбности” медицинских приложений к пользователям

в 9:54, , рубрики: Блог компании UIDG, медицинские приложения, юзабилити

(Оригинальная статья является адаптацией официального документа организации mHIMSS)

Несмотря на всю глубину исследований уровня юзабилити мобильных приложений в официальных источниках, их результаты не всегда могут быть применимы в работе средних и малых предприятий.
Основываясь на последних тенденциях и устоявшихся практиках в соответствующих областях, данная статья выделяет основные этапы оценки удобства использования мобильных приложений.

Практическое руководство по оценке уровня “дружелюбности” медицинских приложений к пользователям

Независимо от того, загрузили ли вы бесплатное приложение на медицинскую тематику, собираетесь ли купить усовершенствованную версию ПО или сравниваете схожие приложения, представленный ниже алгоритм поможет вам в выборе наиболее “дружественного” из них.

1. Определитесь с целями и задачами в вашей врачебной практике

При выборе приложения подумайте о наиболее важных целях в вашей практике и о том, как они связаны с удобством использования. Например, выберите, что из нижеперечисленного для вас является наиболее важным:

  • Повышение эффективности повторного заполнения медицинских рецептов;
  • Более эффективное использование информации из историй болезни пациентов при разъяснении им способов лечения;
  • Эффективность применения программы-консультанта в диагностике и лечении;
  • Скорость освоения данного приложения.

Подумайте, от каких параметров могут зависеть ваши цели и как их измерить. Например, эффективность обычно измеряется количеством времени, потраченным на совершение того или иного действия. Уровень соответствия ожиданиям можно измерить с помощью опроса непосредственно после оценки удобства использования приложения. Измеряя время, необходимое пользователям на выполнение определённого количества тестовых заданий из пользовательских сценариев, а также количество удачных и неудачных попыток, можно составить картину о скорости освоения данного приложения. Используйте обозначенные цели в качестве отправной точки при обзоре и/или сравнении интересующих вас приложений. В зависимости от степени значимости для вас того или иного аспекта эффективности, проводить соответствующий опрос можно как после каждого выполненного пользовательского сценария, так и по выполнению всего теста в целом.

2. Не опирайтесь только на обзоры из магазина приложений. Используйте и другие источники.

Помните, что многие общедоступные обзоры медицинских приложений пользуются информацией из неофициальных и ненаучных источников. Большинство обзоров и рейтингов базируется на данных о том, насколько приложение нравится пользователям, в то время как информацию об ощутимой полезности и эффективности медицинских приложений стали собирать только совсем недавно. Подобные обзоры могут помочь вам сформулировать вопросы, но оценивать приложение надо не по ним, а исходя из целей вашей практики. Можно надеяться, что в будущем будет разработана система оценки юзабилити медицинских приложений, аналогичная созданной Национальным Институтом Стандартов и Технологий (National Institute of Standards and Technology, NIST) для оценки юзабилити электронных карт пациентов.

Полезные ресурсы о медицинских приложениях:

  • iMedicalApps.com – рецензируемые и написанные врачами обзоры с возможностью поиска по типу приложения, врачебной специализации и платформе устройства.
  • iPhone Medical Apps – обзоры медицинских приложений для iPhone.
  • Happtique – магазин мобильных медицинских приложений, созданный профессионалами в области здравоохранения. В настоящее время ими разрабатывается программа сертификации мобильных медицинских приложений, оценивающая их соответствие условиям врачебной практики и удобство применения по стандартам качества и производительности.
  • KLAS – обзоры мобильных баз данных, которые KLAS определяет как “продукты, целью которых является предоставление врачам доступа к информации об учете пациентов, результатах их лечения и другой статистике на мобильном устройстве”.
  • Mobihealthnews – новости и обзоры последних медицинских приложений.

Еще одним потенциальным источником информации могут стать ваши коллеги. Обратитесь в профессиональные организации по вашей специализации. Изучите опыт работы ваших коллег с интересующим вас предложением. Посмотрите, как они его применяют. Составьте список вопросов или замечаний, возникших у вас при оценке юзабилити данного приложения во время наблюдений за работой ваших коллег.

Выясните, какие сложности возникли у этих пользователей в освоении приложения и адаптации его под свои задачи. Задайте им следующие вопросы:

  • Как быстро они полностью освоились с приложением?
  • С чем было легко разобраться, а с чем возникли трудности?
  • Потребовалось ли им искать нестандартные решения каких-либо задач и почему?
  • Какие задачи не удалось эффективно решить из-за неправильной работы приложения или сложности его интерфейса?
  • Какие ошибки в работе с приложением, с их точки зрения, наиболее вероятны?
  • Насколько приложение увеличивает их производительность?

3. Оцените юзабилити приложения в случае типичных врачебных ситуаций

Проведите юзабилити-тест интересующего вас приложения. Предлагаемые методы просты и ненаучны, но имеют четкую структуру и позволяют собрать ценную информацию о юзабилити приложения.

Воспроизведите несколько вероятных врачебных ситуаций, в которых надо будет решать важные и распространенные задачи с применением вашего приложения. При наличии времени включите в эксперимент комплексные задачи. Пример комплексной задачи: применение трех разных приложений в осмотре пациента — программы-консультанта для определения диагноза, приложения для анализа последних ЭКГ пациента и приложения, устанавливающего дозировку медикаментов на протяжении курса лечения.

Если вы тестируете приложения совместно с вашими коллегами, после каждого испытания предложите им заполнить соответствующую анкету с вопросами. Необходимы вопросы о практичности и эффективности данного приложения и о том, довольны ли им пользователи и имеются ли у них нарекания, связанные с решением каждой задачи. Полный текст официального документа содержит типичные примеры терапевтических ситуаций.

Более глубокий обзор тестирования юзабилити представлен в следующих публикациях NIST: Customized Common Industry Format Template for Electronic Health Record Usability Testing (NISTIR 7742) и Technical Evaluation, Testing and Validation of the Usability of Electronic Health Records (NISTIR 7804).

Если вы испытываете приложение для последующего применения в личной практике и не имеете возможности опросить ваших коллег, пройдитесь по Перечню Основных Параметров Юзабилити, представленном в полном тексте официального документа.

Подготовьте итоговую анкету для заполнения по итогам всего опыта тестирования данного приложения. Разработайте простую шкалу оценки для каждого вопроса. Если число ваших коллег-врачей репрезентативно, организуйте для каждого из них индивидуальный тест приложения после короткого ознакомления с ним.

Проведите тестирование удобства использования приложения. Ниже описаны основные моменты процесса тестирования:

  • Загрузите приложение на одно или более мобильное устройство. В идеальном случае участники тестирования должны быть уже знакомы с данными типами мобильных устройств (например, iPhone или телефон на базе Android) и их особенностями;
  • Попросите участников тестирования провести тесты без посторонней помощи;
  • Все участники должны заполнять анкеты как после прохождения каждого пользовательского сценария, так и в самом конце тестирования.

Постарайтесь воссоздать обстановку близкую к реальным ситуациям и учитывайте следующие параметры:

  • Как удобнее пользоваться устройством? В портретной или ландшафтной ориентации? Проведите соответствующие тесты в обоих случаях, если это возможно;
  • Как лучше держать устройство? Одной рукой или двумя?
  • Насколько ввод текста одним или двумя пальцами повлияет на производительность ?
  • Есть ли какие-то дополнительные требования в данном конкретном случае? Например, если устройство планируется использовать при хирургической операции, его следует тестировать в перчатках и с чехлом, соответствующим стандартам хирургической палаты.

Будучи наблюдателем, сделайте следующее:

  • Засеките время, потраченное участником тестирования на выполнение каждого пользовательского сценария;
  • Делайте заметки в течение тестирования (не отвлекая пользователя);
  • Отмечайте успешные и неуспешные попытки участников тестирования;
  • Составьте список часто допускаемых ошибок;
  • Попросите каждого участника заполнить анкету в конце тестирования;
  • Объединяйте и обобщайте ваши наблюдения, комментарии и реакции пользователей приложения;
  • Для анализа пользовательского опыта использования приложения после самого тестирования, вы можете записать этот процесс на видео. Существует множество бесплатных и недорогих приложений, которые позволяют использовать веб-камеру и ноутбук для этих целей.

Учитывайте полученную во время тестирования информацию во время составления итоговой оценки приложения. Независимо от выбранного вами приложения, отправьте полученные результаты тестирования разработчику. Это поможет ему улучшить свое ПО. По возможности примите участие в его будущих работах над дизайном и в исследованиях в области юзабилити приложения. Данный шаг позволит вам внести вклад в развитие ПО и увеличит вероятность не только успеха разработчика приложения, но и вашего в том числе.

Автор: XvonabuR

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля