Как найти хорошую работу и не пожалеть об этом

в 12:16, , рубрики: Карьера в IT-индустрии, работа, работа в команде, работай над собой, управление персоналом

Какой у нас позитивный начальник. Все время улыбается.
-Он тебя, когда увольнять будет, тоже будет улыбаться

(из одного разговора)

Идея написать эту статью у меня возникла некоторое время назад. Еще на Мегамозге. А подкрепило это желание недавняя злая статья. Уже на Хабре. Но не потому, что я вижу в статье много тождественного. В статье описывается недоумение происходящим на рынке труда, которое преподносится как некая внесистемная жажда наживы. А это совсем не так, на мой взгляд. И зная основы, базовые понятия, удивляться происходящему не приходится. Тем более ждать изменений.

Все началось с того, что некоторое время назад меня на предыдущем месте работы внезапно «пригласили» побеседовать как жить дальше и объявили, что дальше мы будем жить раздельно: я в одну сторону, а компания, которой я отдал не только несколько лет, но и достаточно много сил и эмоций – в противоположную. Само собой, что беседа носила ультимативный характер. Заполняя резюме я заметил две вещи, немного меня удивившие. Во-первых, мой общий непрерывный стаж составил 20 лет работы в ИТ индустрии. Во-вторых, я совершенно спокойно и с лишь небольшой обидой воспринял произошедшее с нашим «обоюдным» расставанием. Т.к. спокойствие второй части является продуктом 20 лет тренировок первой и я просто ощутил себя мастером Дзен в части Дао наемного рабочего, то я решил поделиться с молодым поколением некоторыми своими наработками, а также взглядами и мнениями на счет как рынка труда для каждого из нас, так и рынка труда как определенной общественно-экономической формации с четкой парадигмой.

Статья моя адресована тем, кто видит себя т.н. «обычным сотрудником». Кто не гонится за т.н. карьерой как самоцелью, ради которой все средства хороши. Я не то, чтобы совсем уж осуждаю таких. Нет. Пусть живут как хотят. Жизнь дистанция длинная и т.н. «успех» сегодня не говорит, что жизнь на этом заканчивается. Но, в любом случае, такие персонажи обычно иллюзий не питают и смотрят на все рационально и прагматично. Они четко знают, чего хотят и четко отдают себе отчет, как именно они собираются этого достичь. И «хорошо» и «плохо» считают уделом неудачников.

Поэтому то, что будет написано дальше у них, скорее всего, вызовет лишь кривую ухмылку. Но я дядя уже почти пожилой, поэтому на искривление физиономий не реагирую. Я вообще мало на что реагирую. Поэтому всем, кому интересно – добро пожаловать под кат.

Итак, раз вы зашли под кат, то вступление показалось вам если не интересным, то хотя бы интригующим. Поэтому давай, чтобы потом не было разочарований, т.с. «договоримся на берегу» и я обозначу некоторые тезисы:

  • Во-первых, повторюсь, все написанное ниже относится к тем людям, которых я называют «обычные». В моем критерии отбора эти люди свято верят, что честный самоотверженный труд может привести к положению т.н. «хозяина бизнеса» и успешного представителя т.н. среднего класса. Похвально, хотя и наивно. В чем наивность, я как раз тут и постараюсь пояснить.
  • Во-вторых, я, возможно (но не в первой части) буду ссылаться в виде цитат или как-то иначе на труды Маркса, Ленина и, возможно, Сталина. Не потому, что я собираюсь агитировать за их идеи. В лично моем понимании эти люди совершили титанический объем работ и изложили концептуальные вещи, которые важно знать и понимать, чтобы понимать происходящее вокруг. Хотя бы в экономическом поле.
  • В-третьих, я буду, возможно, цитировать еще кого-нибудь из тех, чьи труды мне интересны.
  • В-четвертых, я буду приводить в пример некоторых своих абстрактных знакомых, среди которых есть даже долларовые миллионеры, чтобы показать разницу между ними и нами. А также как она возникает.
  • И, наконец, в-пятых все нижеописанное является частным взглядом через призму, опять же, частного опыта и не претендует на абсолютную объективность. Оно вообще ни на что не претендует, кроме как попытку подсказать молодым те направления взгляда которые, возможно, ускользают из их поля внимания.

Пойдет мое повествование согласно модели от частного к общему, или как нынче модно говорить, будет проведена консолидация разрозненных данных и фактов для формирования общей картины мира с точки зрения наемного рабочего. В одной статье это не уложить. Да и в двух тоже. Понравится — будет продолжение. Нет — спасибо за потраченное время.

План такой:

1.Общий взгляд на устройство на работу. Когда начинается первый рабочий день.
2.На что обращать внимание, на что не стоит, когда вы уже работает.
3.…

Начнем с основ. С устройства на работу. Когда начинается работа на новом месте и т.д.

Мой первый рабочий день.

У молодых сотрудников (не по возрасту, а по опыту) есть иллюзия, что первый рабочий день начинается после того, как вы подписали договор, получили некий свод прав и обязанностей, сели за свое рабочее место и приступили к тому, для чего вас собственно и пригласили. Тут, кстати, стоит заметить, что декларируемые требования и обязанности не так и часто совпадают с тем, что будет происходить в реальности. Особенно это присутствует у системных администраторов. Т.е. пока вы «чужак» и сидите по ту сторону стола в митинг руме или где-то еще где проходит ваше интервью — вы будете слушать по факту некий рекламный проспект. Когда вы из разряда «чужак» перейдете в разряд «свой», то тут и начнет приоткрываться завеса того, что же вы будете делать на самом деле.

Так вот. Это действо «тут копать, тут не копать» хоть и является основным, но не является единственным. Рабочий день состоит, как конструктор Лего, из массы кубиков, его формирующих. Поэтому сюда входит и ваше рабочее место и кухня и коллеги (как общение с ними, так и просто восприятие) и даже, простите за подробность, туалет. Ну и т.д. и т.п. Все это в совокупности образует тот бульон, в котором вы будете вариться и который будет носить гордое название «Рабочий день». А т.к. нельзя быть в химическом растворе и не быть его частью, то вы будете как весьма активно подвергаться воздействию на себя этого раствора, так и сами влиять на него в той или иной степени. Последствием этих взаимных влияний будут реакции той или иной степени ужасности. И вот именно эти последствия будет воспринимать ваша нервная система и именно по ней вы будете чувствовать (или наоборот не чувствовать) комфорт.

Т.к. каждый из нас стремится все же к комфорту, то то, что я буду писать ниже как раз призвано минимизировать шанс возникновения ситуации «на кой черт я сюда вообще пришел».

Ладно, хватит вступления. Короче, ваш первый рабочий день начинается на интервью. Именно на нем вы столкнетесь с людьми, которые имеют очень важное и крайне полезное для анализа свойство — они уже работают там, куда вы по той или иной причине пришли себя продавать. Очень хорошо, если ваше интервью будет проходить с теми, с кем вы потенциально будете работать. Очень полезно не стесняться во время интервью и попросить провести вас на ваше будущее рабочее место. Пока вы до него идёте смотрите по сторонам. Обращайте внимание на все. От качества покраски стен и запахов до настроений людей. Вам, возможно, придется находиться среди всего этого. И если вам что-то не понравилось — не отбрасывайте это. Возможно — это тот самый, очень важный «звоночек. Почему я акцентирую на этом внимание, я поясню на примере одной очень поучительной истории, которая произошла со мной несколько лет назад.

Работал я в одной компании, где чувствовал себя превосходно. На самом деле, до описываемых ниже событий и после них я всегда чувствовал себя превосходно на тех местах, где работал и работаю. При этом если менять работу то на 3 года минимум… В общем, об всем по порядку. Платили мне хорошо, напрягов было мало и вообще было ощущение некоторого коммунизма. Но, внезапно, у меня в жизни произошло кардинальное изменение. Я стал отцом. Помимо разных приятных плюшек и статусного повышения до уровня „отец семейства“ это безусловно радостное событие принесло и некоторые неожиданности. Причем неожиданности не от того, что ты их не ждал, а от того, что ждать и представлять это одно, а получить и ощутить — совсем другое. В общем, во-первых наследник вносит ощутимую бюджетную нагрузку, а во-вторых верная супруга действительно не ходит на работу (в декрет уходят за три-два месяца до родов и этого срока мало, чтобы понять что это действительно надолго, а не просто чуть затянувшийся отпуск). Поэтому Бутч, т.е. я, ощутил жжение. Но, в отличии от оригинального Бутча, это были не сложные взаимоотношения с совестью, а вполне обычные материальные проблемы. Которые, опять же, в отличии от решения Бутча послать их подальше (пусть и не совсем добровольного) посланы быть не могут. А т.к. коммунистическое положение на работе при всех своих плюсах не предполагает внезапных повышений з.п. (в ИТ их для инженеров-админов вообще не любят повышать и об этом я писал тут) то единственный способ засыпать материальную яму был в виде смены работы. Сказано — сделано. Загружаем резюме, мониторим вакансии. Повторюсь, единственный аргумент для смены работы был деньги. Как потом выяснилось, это достаточно слабый аргумент, если является единственным. Даже опасный.

И вот я получаю приглашение на те деньги, которые хочу. Еду на собеседование. Встречает меня мой т.с. потенциальный (и, как оказалось, и будущий) начальник. Пожимаем руки, проходим в переговорку и… Ко мне с ходу начинается обращение на „ты“. Во-первых, все мы люди взрослые и уже в рамках этого обращение на „вы“ подразумевается. Во-вторых, все мы люди современные и понимаем, что глупо с коллегами-однополчанами общаться на „вы“ и поэтому „ты“ подразумевается как более комфортное. Но после получения формального разрешения на такое обращение. Как это принято у воспитанных людей. Но тут все в лоб, даже без намека „а ничего, что я к вам спиной?“. Это было первое, что меня насторожило. Не особо сильно, но какие-то струны в душе были задеты и сыграли легкий набат. Но я не придал этому значения. Деньги-то предлагают. Как раз те, какие я хочу. Поговорили о всяких формальностях и пошли к главному боссу. Тут стоит заметить, что контора крошечная. Человек на 100, примерно. А это означает, что любые „бам-бам“ на собеседовании должны умножаться на тыщу. Почему — поясню после окончания этой поучительной истории.

И вот мы у „самого ого-го“. Сидим на диванчике в приемной. Это как бы тоже не особо хорошо. Если человек умеет планировать и воспитан, то назначая встречу (не вы же к нему напросились) должен придерживаться своих же предложенных условий. А если уже на подкорке идет режим „я тут босс“… Да, может я нагнетаю, то это мое мнение. Итак, мы сидим. Мой провожатый (начальник всей ИТ службы, кстати) периодически заглядывает к „самому“. Но пока без приглашения. И наконец „вас ждут“. Ок. Заходим. Сидит такой добродушный дядечка и после краткого „зрасьте“ протягивает моему проводнику чашку „будь другом, сходи на кухню, налей мне кофе“…. Эээээээ… Коллеги, поверьте моему опыту (я эту пьесу досмотрел до конца) — если видите что-то такое — не стесняйтесь. Вставайте, говорите „спасибо, я все видел“ и уходите. И никогда туда не возвращайтесь. Никогда. Но я так не сделал. Поэтому на короткий миг увидел мелькнувшее „да не офигел ли ты, товарищ?“ на лице моего будущего руководителя, которое быстро сменилось на „чего изволите-с“ и, уточнив сколько сахара и сливок добавить, он рысцой ускакал исполнять заказ. Ну, а мы приступили к очередной формальной болтовне. Потом мы сходили посмотреть, где я буду работать. Персонажи там сидели тоже весьма колоритные. Описание их — это вообще отдельная и не менее увлекательная история. Явно не в этот раз. В общем, в итоге мне сказали, что меня берут. А я согласился с этим.

Завершив все формальности на текущем, на тот момент, месте работы, я вышел на новое. Сначала кабинет HR. Первый и единственный раз получил тест на IQ. Подумалось, а чтобы было, если бы я его провалил? Ну, не то, чтобы результат был бы отрицательный, но вдруг уровень IQ оказался бы ниже чем хотелось бы любящему кофе боссу? Ну, да ладно. Прошел, бумажки подписал и меня проводили в мой новый кабинет с некоторым набором коллег по цеху… Наверное, мне хватило часу (хотя сейчас я думаю, что хватило мне ровно секунды) на то, чтобы понять — я тут работать не буду. Никогда до и (я очень надеюсь) никогда после у меня не было такого чувства. Вот так, с порога „ох, куда же я попал“. Так что „звоночки“ на собеседовании были совсем не звоночки, а настоящие, полновесные набаты. Проработал я в этой конторе около пяти месяцев, из которых почти два тяжело проболел (с больницей и т.п. счастьем), но каждый день я думал только об одном „зачем я сюда пришел и почему я до сих пор тут“. Но, в итоге, уйти удалось очень удачно. И даже то, что меня дембельским аккордом кинули на последнюю зарплату (помимо прочих ошибок я еще и согласился на „конверт“) особо не испортило настроения. Этого полугода мне хватило с лихвой для усвоения предложенного урока. Кстати, имейте в виду, что с 2011 года за з.п. в конверте введена обоюдная уголовная ответственность. Поэтому в случае кидка судиться вам будет себе дороже.

И какие же выводы можно сделать?

  • Во-первых, по возможности не соглашайтесь на з.п. „в конверте“. Т.к. эта выплата полностью зависит от желания левой ноги ее выдающего открывается огромное поле для произвола любого уровня. От „придешь ко мне домой плинтус прибить“ до „сходи, кофе налей“. От прогиба здорово отучают в армии, но в нее нынче не особо любят ходить. Я сходил, поэтому чуть более жесткий. Ну а вам, мои начинающие слушатели, лишь советую не давать в руки противника столь весомый аргумент. Прогнувшись раз, не прогнуться второй будет на порядок тяжелее, а после второго тебя уже считай сломали. Поэтому даже первого быть не должно. Какие бы соблазны не были. Особенно „да чего, разок, чего тут такого“.
  • Во-вторых, подобное тянется к подобному. Поэтому я столь подробно рассказал поучительную историю. Как из нее видно, меня выкинуло из этой конторы сразу. То, что я в ней проторчал больше, чем время на написание заявления — стечение обстоятельств. Т.е. в идеале я должен был уйти максимум через две недели как пришел, т.е. в первый день выхода написать заявление об уходе. Т.к. другие этого не делали, то их все устраивало. А это значит, что эти люди будут с таким же набором пороков, который вы наблюдали у босса. Только реализован он будет на вас или окружающих и будет создавать тот самый микроклимат, где вы будете проводить не такую малую часть своей ближайшей жизни. Даже из истории видно, что босс легко посылал на глазах постороннего своего подчиненного за кофе. А его покорность в этом легко объясняет, почему он с порога к тебе на „ты“. Ты для него такой же подноситель кофе, как он — для главного. И в целом он очень об этом мечтает — чтобы вот так, взять и послать кого за кофе. Ведь он такой не потому что слабак, а потому что не босс. И поверь старому волку, такие люди свое не упустят и будут „включать босса“ по поводу и без, эксплуатируя свои комплексы. В моем случае несколько сдерживала вероятность огребсти в лицо, поэтому какие-то рамки были. Но даже они были весьма условны.
  • В-третьих, работа состоит из нескольких фундаментальных требований. И деньги не играют решающую роль (то их количество, которое задушит в вас и совесть и самоуважение, вам вряд ли будут платить, раз вы читаете эту статью). Платят деньги два раза в неделю. Иногда — раз в месяц. Между ними вы будете ощущать остальное. И если это остальное будет т.с. ощутимым и с не ожидаемым знаком у параметра „удовольствие“, то через какое-то, но весьма короткое время вам будет все равно, сколько вам платят. Поэтому не принимайте уровень з.п. как единственный решающий аргумент. Это очень плохой мотив.
  • В-четвертых, чем меньше компания, тем важнее обращать внимание на все. Это все будет вас окружать. В большой компании можно поменять отдел, сменить начальника, перейти в другой офис и т.п. В маленькой это не получится. И чем компания меньше, тем чаще вы будете сталкиваться с тем, что вам не нравится и дискомфорт будет расти в геометрической прогрессии.
  • В-пятых, как резюме. Новая работа — это смесь принятых правил и принявших их людей. Я люблю в таких случаях сравнивать подобное с лепрозорием. Если вы идете работать в лепрозорий, то не удивляйтесь тому, что там будут больные с проказой. Более того, не удивляйтесь, что проказа там будет основной темой. И уж тем более не ищите там тех, кто на дух не переваривает проказу. Вы пришли в лепрозорий, где все построено вокруг проказы. И не имеет ровно никакого значения, обслуживаете вы больных или сами являетесь пациентом. Даже если вы там работаете сантехником, вы все равно будете на службе проказы. Потому что проказа в лепрозории это то, что его создает. Лепрозорий не строят, чтобы водить в него детей как в детский сад. Это то, что надо очень ясно понимать.

На этом я заканчиваю первую часть. Как-то она большой получилась. Если она показалась интересной, то я напишу продолжение. Более теоретическое. Почему наемный работник всегда никто для компании и почему ваша лояльность или опыт или еще что не играет ровным счетом никакой роли в общечеловеческом понимании этих терминов. Что такое ценный сотрудник и в чем порочность существующих схем…

Автор: Just_Wah

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js