Как сейчас используют нейросети: от научных проектов до развлекательных сервисов

в 8:03, , рубрики: 1сloud, Блог компании 1cloud.ru, машинное обучение, нейросети

В 1960-х годах появился новый подраздел информатики — искусственный интеллект (ИИ). Полвека спустя инженеры продолжают развивать обработку естественного языка и машинное обучение, чтобы оправдать надежды на появление сильного ИИ.

Мы в 1cloud, пишем в блоге не только о себе [клиентоориентированность, безопасность], но и разбираем занимательные темы вроде ментальных моделей или систем хранения данных на основе ДНК.

Сегодня мы расскажем о том, как машинное обучение используется сейчас: почему нейронные сети популярны у физиков, как работают рекомендательные алгоритмы YouTube и поможет ли машинное обучение «перепрограммировать» наши болезни.

Как сейчас используют нейросети: от научных проектов до развлекательных сервисов - 1
/ Zufzzi / Wikimedia / CC0

Вселенная только кажется необъятной

Математических функций на порядок больше, чем возможных сетей для их аппроксимации. Но глубокие нейронные сети каким-то образом находят правильный ответ. Генри Лин (Henry Lin) из Гарварда и Макс Тегмарк (Max Tegmark) из Массачусетского технологического института пытаются понять, почему так происходит.

Учёные пришли к выводу, что Вселенная управляется только небольшой частью всех возможных функций: законы физики можно описать функциями с простым набором свойств. Вот почему глубоким нейронным сетям не нужно аппроксимировать все возможные математические функций, а только небольшую их часть.

«По непонятным до конца причинам, наша Вселенная может быть точно описана полиномиальными гамильтонианами низкого порядка», — говорят Лин и Тегмарк. Обычно многочлены, описывающие законы физики, имеют степени от 2 до 4. Поэтому Лин и Тегмарк считают, что глубинное обучение уникальным образом подходит для построения «физических» моделей.

У законов физики есть несколько важных свойств — они обычно симметричны по отношению к вращению и перемещению. Эти свойства также упрощают работу нейронных сетей – например, аппроксимацию процесса распознавания объекта. Нейронным сетям не нужно аппроксимировать бесконечное число возможных математических функций, а только небольшое количество самых простых.

Ещё одно свойство Вселенной, которое могут использовать нейронные сети — это иерархия её структуры. Искусственные нейронные сети часто создаются по подобию биологических, поэтому идеи учёных объясняют не только успешную работу глубинного обучения машин, но способность человеческого мозга понимать Вселенную. Эволюция привела к появлению структуры мозга человека, которая идеально подходит для разбора сложной Вселенной на понятные составляющие.

Работа учёных из Гарварда и МТИ должна помочь существенно ускорить процесс развития искусственного интеллекта. Математики могут улучшать аналитическое понимание работы нейронных сетей, физики и биологи – разбираться в том, как взаимосвязаны явления природы, нейронные сети и наш мозг, что приведёт к переходу на новый уровень работы с ИИ.

Определение личности по изображениям

Недавно учёные из Техасского университета в Остине и Корнелльского университета Ричард МакФерсон (Richard McPherson), Риза Шокр (Reza Shokr) и Виталий Шматиков (Vitaly Shmatikov) опубликовали статью, в которой рассказали о собственном методе распознавания изображений на основе искусственных нейронных сетей. С помощью этой системы можно установить личность человека по базе данных, даже на специально защищённых изображениях.

Эксперимент проводился на нескольких методах защиты или обфускации лиц — пикселизации, размытии и новом методе P3 (Privacy-Preserving Photo Sharing), суть которого состоит в шифровании части JPEG-изображения и отделении ценной для распознавания информации от остальной части. Во время исследования учёные применяли нейронные сети для распознавания людей на четырёх наборах данных, которые используются для тестирования алгоритмов определения лиц, объектов и рукописных цифр.

По базе данных MNIST, состоящей из чёрно-белых рукописных цифр, разработанная нейронная сеть определяет почерк с точностью около 80% на защищённых алгоритмом P3 изображениях с уровнем 20 (рекомендованным создателями P3 в качестве самого подходящего значения). На защищённых мозаикой (т.е. при пикселезации) с блоками разрешением 8 × 8 или ниже, точность распознавания превышает 80%. Точность случайного угадывания в данном случае составляет только 10%.

В наборе данных CIFAR-10, состоящего из цветных изображений автомобилей и животных, учёные добились точности в 75% с защитой P3, 70% при пикселизации с блоками 4 × 4 и 50% с блоками 8 × 8. Точность случайного угадывания в данном случае также составляет 10%.

В наборе данных AT&T из чёрно-белых фотографий 40 человек, они добились точности в 57% при размытии, 97% при защите P3 и более 95% при пикселизации. Точность случайного подбора в этом примере составляет 2,5%.

При тестировании на наборе данных FaceScrub из фотографий 530 знаменитостей учёные достигли 53% точности распознавания при пикселизации с блоками 16 × 16 и 40% точности при защите P3. Точность случайного угадывания в данном случае составляет 0,19%.

Главная причина, почему этот метод работает в таких трудных условиях — для него не нужно предварительно указывать конкретные соответствующие человеку черты и даже не нужно понимать, что скрывают частично зашифрованные или затемнённые изображения.

Вместо этого нейронные сети автоматически определяют релевантные элементы и обучаются использовать корреляции между скрытой и видимой информацией (например, значительные и «незначительные» части в представлении JPEG-изображения). Это – один из примеров того, как нейронные сети учатся выполнять задачи, в решении которых долгое время человеческий интеллект был намного успешнее искусственного.

Новая система рекомендаций YouTube

Разработчики из компании Google Пол Ковингтон (Paul Covington), Джей Адамс (Jay Adams) и Эмре Сэрджин (Emre Sargin) описали работу системы рекомендаций YouTube, основанной на глубоких нейронных сетях.

Как и в случае с другими продуктами Google, в YouTube начали переход на использование глубоких нейронных сетей для большинства проблем, связанных с обучением. Разработанная система рекомендаций основана на технологии Google Brain, которая недавно было выложена в открытый доступ как TensorFlow.

Эта технология представляет собой гибкую среду для экспериментирования с различными архитектурами глубоких нейронных сетей и применения крупномасштабного распределенного обучения. Модели, разработанные инженерами Google, изучают приблизительно один миллиард параметров и обучены на сотнях миллиардов примеров.

Как сейчас используют нейросети: от научных проектов до развлекательных сервисов - 2

Система состоит из двух нейронных сетей: одна – для генерации «кандидатов» [на просмотр], а другая – для их ранжирования. Сеть генерации кандидатов собирает события из истории активности пользователя YouTube в качестве входной информации и выделяет сотни небольших подкатегорий видеороликов из огромного набора.

Фактически сеть генерации кандидатов позволяет отобрать ролики, которые смотрели пользователи с похожими интересами. Сходство между пользователями определяется по тому, сколько одинаковых видео они просмотрели (по ID видеороликов), по их поисковым запросам и демографическим данным (возрасту, полу и т.д.).

Во время процесса генерации кандидатов огромный объём видео с YouTube «просеивают» до сотен роликов, которые могут быть интересны пользователю. Ранее для этой цели применялся метод матричной факторизации, и первые версии модели нейронной сети повторяли это поведение с помощью неглубоких сетей, которые использовали только просмотренные ранее видео. Инженеры Google называют свой подход нелинейным обобщением техник факторизации.

И хотя в YouTube присутствуют механизмы обратной связи (нравится/не нравится, опросы и т.д.), для обучения модели нейронной сети разработчики используют неявное взаимодействие [пользователя с системой] в виде просмотров, где просмотренное до конца видео считается положительным примером, а представленное в выдаче, но не просмотренное – отрицательным. Выбор на таком уровне основан на гораздо более объёмной истории пользователя, что помогает подбирать более точные рекомендации, когда явных отзывов недостаточно.

Чтобы показать пользователю небольшое число «лучших» рекомендаций в виде списка необходимо точно разделять «кандидатов» по их относительной важности для пользователя. Сеть ранжирования выполняет эту задачу, определяя для каждого видео свою оценку и применяя богатый набор характеристик, описывающих видео и пользователя. Видеоролики с самой высокой оценкой ранжируются и выдаются пользователю. Двухэтапный подход позволяет разработчикам работать с миллионами роликов, и при этом быть уверенными, что подобранный для каждого пользователя набор будет персонализирован и интересен.

Большое количество видеоконтента загружается на YouTube каждую секунду, а для такого сервиса очень важно рекомендовать «свежие» ролики, чтобы поддерживать активность пользователей. Помимо отслеживания новых видеороликов, разработчики стремятся совершенствовать систему в направлении автоматического поиска и распространения популярного контента. Распределение популярности видео может сильно меняться со временем, однако усреднённая вероятность просмотра ролика за период обучения в несколько недель, будет иметь вид мультиномиального распределения по всему набору контента.

Развитие медицины и биокомпьютеры

В компании Microsoft считают, что рак похож на компьютерный вирус, и его можно победить, взломав код. Сотрудники компании используют искусственный интеллект в новом медицинском проекте по уничтожению раковых клеток.

В одном из направлений этого медицинского проекта используются машинное обучение и обработка естественного языка – они необходимы ученым для оценки всего объёма ранее собранных данных при подборе плана лечения пациентов.

Компания IBM работает над похожим проектом, используя программу Watson Oncology, которая анализирует состояние пациента по собранным данным. Ещё в одном проекте Microsoft применяется система компьютерного зрения для радиологии, чтобы отслеживать процесс развития опухолей.

Кроме того, корпорация планирует научиться программировать клетки иммунной системы как компьютерный код. Джанет Уинг (Jeanette M. Wing), вице-президент Microsoft Research, объяснила, что компьютеры будущего могут не только состоять из кремния, но и из живой материи, что подталкивает компанию к поиску возможных способов биопрограммирования.

Старые идеи работают по-новому

Искусственные нейронные сети — это далеко не новая концепция, она появилась ещё в 1950-х годах, а многие прорывные исследования в этой области пришлись на 1980-е и 1990-е. Но сегодня в распоряжении инженеров есть инструменты на порядок мощнее, а новые значимые пути развития машинного обучения, возможно, ещё не придуманы.

«ИИ — это новое электричество. Искусственный интеллект делает сейчас то же, что 100 лет назад сделало электричество, трансформируя индустрию за индустрией», — считает Эндрю Ын (Andrew Ng), старший научный сотрудник Baidu Research.

О чём ещё можно почитать в нашем блоге на Хабре на тему искусственого интеллекта, нейронных сетей и машинного обучения:

Если интересно почитать, что мы пишем о нас (1cloud)

Автор: 1cloud.ru

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js