Рубрика «БЭМ» - 2

Одна из главных сложностей возникающая у многих фронтенд-разработчиков при использовании методологии БЭМ в CSS — это способ организации адаптивной вёрстки. Как известно блоки и элементы должны быть независимы друг от друга, а также от контекста в котором они находятся, значит и от устройства на котором выводятся. При этом в разных разрешениях экрана блок фактически может иметь разное отображение. Речь пойдет о том как организовать адаптивность таких представлений, при этом сохранив возможность использовать каждое из них независимо от каких либо внешних факторов и друг от друга.
Читать полностью »

Эволюция CSS: от CSS, SASS, BEM и CSS–модулей до styled-components - 1

С самого начала истории интернета мы нуждались в стилях для наших сайтов. Многие годы нам для этого служил CSS, развивавшийся в своём темпе. И здесь мы рассмотрим историю его развития.

Думаю, все согласятся с таким определением: CSS используется для описания представления документа, написанного на языке разметки. Также ни для кого не будет новостью, что за время развития CSS стал довольно мощным средством и что для использования в команде нужны дополнительные инструменты.
Читать полностью »

Меня зовут Павел Гринченко. Я был одним из участников Школы разработки интерфейсов Яндекса в Симферополе. Когда-то давно я посмотрел видеозаписи самой первой Школы 2012 года и почерпнул из них очень много полезной информации. Затем я узнал, что в моём городе пройдёт новая Школа, и решил обязательно поучаствовать.

Как обучают в Школе разработки интерфейсов Яндекса, и чему там научился я - 1Чтобы попасть в Школу, требовалось заполнить анкету и сделать два тестовых задания. Одно из них — по вёрстке, довольно простое. Звучало оно так: сверстать список ачивок, но максимально гибко и реюзабельно (например, используя СSS counters). Второе задание оказалось посложнее: написать обфускатор CSS-классов без использования сторонних библиотек. На входе — массив классов, на выходе — их обфусцированная версия. Но вот пара нюансов:

  • Длина результирующих классов должна была получиться минимальной.
  • Наиболее часто встречающиеся классы должны были занимать наименьший объём.

3 июля, сделав задания, я отправил заявку и забыл про Школу, а 26 июля мне пришло письмо о том, что я принят. Сегодня хочу рассказать вам о том, как проходил процесс обучения, какие инструменты разработки я открыл для себя и какие задачи нам приходилось с интересом решать.

Читать полностью »

Связка HTML и CSS (CSS в большей степени) всегда казалась мне несколько «туманной», хуже всего поддающейся контролю и тестированию. Я придумывал для себя различные правила и пытался так или иначе стандартизировать свой подход, но не было ощущения, что «вот, это оно». Я несколько раз мельком знакомился с БЭМ (и не только), читал статьи на эту тему, но дальше чтения дело не заходило. Но чем дальше, тем сильнее было ощущение необходимости в наличии определенной строгой методологии. В конце концов, я решил попробовать внедрить БЭМ на одном из своих проектов, где без этого, на мой взгляд, было не обойтись. Речь идет о CMS, упрощенную страничку бекенда которой я приведу в качестве примера верстки:

Как я проект на БЭМ переводил… и перевел - 1

Сразу хочу заметить, что БЭМ — это далеко не методология на все случаи жизни, и вопрос о необходимости ее применения в том или ином проекте следует рассматривать в частном порядке (в том числе исходя из того, нравится она вам или нет). Также, в силу того, что я не использовал предлагаемую специфическую файловую структуру или генерацию HTML, о них говорить не будем (позднее я все-таки разделил CSS-файл на отдельные части, соответствующие блокам, но этим решил пока ограничиться). Также, уже достаточно много (например, вот и вот) написано о достоинствах и недостатках этого подхода в целом, поэтому говорить об этом тоже не будем, я просто поделюсь своим опытом и размышлениями на эту тему, предполагая, что с сутью вы уже знакомы.
Читать полностью »

Не важно, узнали ли вы о БЭМ только сейчас, или следите за ним с самого начала, вы, возможно, уже оценили столь полезную методологию. Если вы не знаете, что такое БЭМ, я рекомендую прочитать вам об этом на сайте БЭМ перед тем, как продолжить чтение этой статьи, потому что я буду использовать термины, которые предполагают базовое понимание этой CSS методологии.
image
Эта статья нацелена на людей, которые уже используют БЭМ и желают использовать его более эффективно, а также на тех, кто хочет узнать о нем больше.

Читать полностью »

На Хабре уже много писали о методологии БЭМ, выросшей в Яндексе. И мы решили, что пора системно рассказать о том, откуда она появилась и что сделало БЭМ таким, каким мы его знаем. Думаем, это будет интересно не только тем, кто уже использует БЭМ, но и тем, кто считает, что эта методология не подходит для их проектов. Возможно, они увидят, что мы решали проблемы, похожие на их собственные, и найдут что-то полезное для себя.

image

Конечно, все началось с собственных потребностей Яндекса. Вместе с тем, как он рос, росло и количество сотрудников, которые занимаются фронтендом. Постепенно команда увеличилась настолько, что стало очевидно — без единых стандартов работать будет сложно. К тому же, мы находимся в офисах Яндекса в разных городах. Возникла идея создать общую методологию, которая поможет организовать процессы в большой команде, работающей над разными проектами. А главное то, что мы хотели не только упорядочить и ускорить разработку, но и снизить порог входа в проект для нового разработчика.

Для чего нужна БЭМ-методология

Какие требования мы сформулировали:

  • Разработчик должен понимать свой код (даже вернувшись к нему через год) и код любого программиста в команде БЭМ-проекта.
  • Любой блок кода может быть использован повторно: необходимо создать общую базу знаний и не писать каждый раз всё с нуля, а использовать готовые наработки.
  • Работая в одной команде, разработчики, менеджеры, дизайнеры и верстальщики должны называть одни и те же вещи одинаково. То есть говорить на одном языке.
  • Команды могут обмениваться специалистами для реализации какой-то конкретной функциональности.
  • Порог входа при переходе на новый проект должен быть снижен за счет одинаковой структуры организации всех БЭМ-проектов и одинаковых правил именования всех сущностей.

Мы стремились к тому, чтобы с увеличением числа разработчиков улучшалось и качество продукта. Это значит, что разработчики должны быть в курсе работы друг друга и не изобретать заново то, что уже реализовано. Мы хотели создать единую команду, которая работает над разными проектами.

Читать полностью »

Все CSS-селекторы живут в глобальной области видимости.

Каждому, кто когда-либо имел дело с CSS, приходилось мириться с этой глобальной особенностью. Модель, некогда созданную для стилизации академических документов, сейчас едва ли можно назвать удобным инструментом для создания современных веб-приложений.

Абсолютно каждый селектор потенциально может вступить в борьбу с другим селектором или стилизовать «посторонний» элемент. В этой «глобальной» борьбе селектор может даже полностью проиграть, в итоге не применив к странице ни одного из своих правил.

Каждый раз модифицируя css-файл, необходимо хорошо подумать о глобальной среде, в которой будут существовать наши стили. Ни одна другая технология веб-разработки не требует столько усилий только для того, чтобы обеспечить коду минимальный уровень поддерживаемости.

Так не должно быть. Пора оставить позади эру глобальных стилей. Наступило время закрытого CSS.
Читать полностью »

Тысячи часов было инвестировано мной вхолостую. Если верить правилу 10 000 часов, то еще не много и я мог бы стать сносным скрипачем, ремесленником, спортсменом или еще кем-то. Но в разработке и дизайне это не работает. Весь шлак удаляется и часы обнуляются. А число ошибок и скорость изменения настолько велика, что мысли о приобретенном опыте можно отбросить.

Порог входа в формирование экосистемы для своего проекта или семейства проектов не должен быть таким сумасшедшим и к нему не надо относиться как глобальному наследию. Нужна система, использующая коллективный опыт, позволяющая массово себя улучшать, при этом модифицирую точечно под себя.

Мне, как дизайнеру, не хочется тратить 90% времени на формирование окружения (структуру, сборщики и другие подобные вещи). А писать HTML и CSS по старинке, я позволить себе не могу. Таким образом, появляется необходимость в среде для «умного» дизайна.

Анти-кастомщина

Какое-то время я был горд проделанной работой. То, тем как поменялись процессы в нашей команде, как мы выходили из полного дизайн хаоса. Я описывал это в статье «Дизайн масштабируемых проектов». Но меня беспокоило несколько моментов. И ощущение того, что мы написали свою кастомщину (хоть и достойно справляющуюся со своими задачами) все чаще напрягало.
Читать полностью »

Разработчик Бен Фрейн (Ben Frain) однажды заметил: «Писать CSS-код легко. Масшабировать и поддерживать его — нет».

К счастью, на просторах интернета можно найти множество решений этой проблемы. В данной статье рассмотрены основные киты структуры CSS-кода, а также интересные рыбы/млекопитающие поменьше.

Статья служит лишь памяткой или кратким справочником — для подробного ознакомления с методологиями настоятельно рекомендуется изучать оригинальную документацию.

Итак, начнем.
Читать полностью »

На прошлой неделе BBC рассказала, что для новой версии главной страницы использовала методологию БЭМ, разработанную в Яндексе. По такому случаю мы решили поднять материалы мастер-класса «Разрабатываем сайт с нуля на полном стеке БЭМ-технологий» и рассказать вам, как начать использовать полный стек БЭМ-технологий в своих проектах.

Сайт с нуля на полном стеке БЭМ-технологий. Методология Яндекса - 1

БЭМ упрощает разработку сайтов, которые нужно быстро создавать и долго поддерживать. Эту технологию используют во фронтенде почти всех сервисов Яндекса, и она уже успела обрасти множеством библиотек и инструментов, которыми мы хотим с вами поделиться. С обширным арсеналом БЭМ, со всей его модульностью и мощью, вам останется «всего-то» придумать идею и реализовать её.

В статье мы расскажем, в чём преимущество вёрстки независимыми блоками и что такое уровни переопределения, познакомимся с готовыми библиотеками блоков и инструментами для автоматизации сборки. Покажем, как разные инструменты — например, autoprefixer, css-препроцессор Stylus или модульная система YModules — упрощают жизнь разработчика и создают по-настоящему удобную платформу, если встроить их в процесс разработки по БЭМ.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js