Рубрика «Блог компании Орбита»

Как устроен «Русский медвежонок» — оплот психодела и здравого смысла в образовании - 1

Если вы подозреваете, что «трамвай» — это глагол повелительного наклонения, или что «забор крови» — это нечто из фильмов ужасов, то вы точно понимаете, где в тестах по русскому языку есть обширное поле для лютого троллинга.

Сначала я вообще считал, что «Русский медвежонок» — это отдельное произведение искусства, созданное, чтобы с иррациональным юмором показать расширенные возможности языка. А потом allex познакомил меня с создателями сего шедевра, и выяснилось, что это вообще-то ужасно серьёзное дело, которым заняты математики и лингвисты. Предельно адекватные, насколько это вообще возможно для математиков и лингвистов.

Значит, сейчас «Медвежонок» — это самый массовый конкурс по русскому языку, подозрительно напоминающий олимпиаду всем, кроме формы. Формально он — игра. Предприятие это сугубо коммерческое, участие стоит 85 рублей (до 100 рублей на Дальнем Востоке). Участие добровольное, в качестве приза предполагается нечто символическое — это тоже осознанно, чтобы не было тех, кто играет на мамону. Все вопросы предполагают на входе некоторый общий уровень развития человека, рождённого на Земле в России. То есть это нечто из базовой школьной программы, общечеловеческие бытовые знания и базовый же кругозор. Задач на чистое академическое знание нет. Задач на зубрёжку нет. Даже если вам кажется, что есть. Задачи довольно хорошо тестируются на живых людях до раскатки на конечных пользователей.

В общем, я хочу показать, что бывает, когда математики добираются до русского языка. И познакомить вас с двумя прекрасными людьми — кандидатом физико-математических наук Игорем Рубановым, и кандидатом филологических наук Еленой Муравенко.

Первое, что меня без меры порадовало — что в методологии «пять вариантов ответов» сразу подразумевается, что все эти варианты создаются так, чтобы максимально запутать отвечающего и, фактически, внести новый уровень сложности в задачу. Сейчас покажу пару примеров.
Читать полностью »

Что я не знал про образование - 1

Я тут полез изучать опыт школьных учителей в педагогике, — и совершенно внезапно обнаружил кучу важных для управления проектами принципов. В смысле, что я опять хочу познакомить вас со странным человеком и рассказать про его опыт. Итак, знакомьтесь, обычная учительница в астраханской гимназии, Ольга Анисимова, которая порвала мне все шаблоны того, что происходит в обычной школе.

Она не учит детей методам решения задачи, она учит их сначала найти саму задачу, потом прикинуть спектр вариантов подхода, а уже потом — как конкретно получить ответ.

Она относится к детям как ко взрослым во многих аспектах.

Она позволяет себе ошибаться, позволяет детям исправлять свои ошибки и аргументировано спорить с ней. Более того, она иногда специально допускает ошибки, чтобы дети не расслаблялись.

Она разрешает готовить шпаргалки и списывать. Разрешает детям «выпихивать» на ответ того, кто выучил тему. Использует понятную детям игрофикацию для мотивации.

В общем, всё настолько пропитано здравым смыслом, что просто не может и не должно происходить в школе. В чёртовой школе!
Читать полностью »

Как мы теперь договариваемся о новом бизнесе на берегу: юнит-тесты в реальном мире - 1

Идея тестировать код постановкой его в неудобные ситуации появилась далеко не сразу. До этого не разработчик думал о том, как поломать код в разных тестах, а тестировщики пытались сделать это руками. Грубо говоря, предполагалось, что мудрый разработчик пронзит код мыслью и сразу представит все его состояния в квантовой суперпозиции.

Очень многие вещи из ИТ-сферы напрямую относятся к бизнес-процессам. Тойота в какой-то момент придумала промежуточные юнит-тесты на производстве в своей TPS («каждое следующее звено — внутренний заказчик с критериями приёмки»), но вот в областях типа переговоров истории сквозных проверок далеко не зашли. Вообще, в решении типовых переговорных ситуаций есть очень много гениальных механик вроде «русской рулетки» или «техасской перестрелки» при разделе имущества. Только мало кто договаривается подобное применять, потому что в конечном итоге нужно уметь декомпозировать ситуацию и отладить её.

Лет 7 назад я писал про очень простую модель того, как могут договариваться основатели небольшой компании на старте: кто за что отвечает, кто главный в ситуации клинча, как принимаются важные решения и так далее. Это была хорошая рабочая механика, но, как выяснилось за это время, случиться может вообще всякое. И все эти исключения надо обрабатывать. Например, я не думал, что у нас будет смерть соучредителя (и последовавшие проблемы для начала с почтой и доменом, зареганными на него, а потом ещё с кучей всего с наследством его доли).

И вот в какой-то момент к нам в гости завалился человек, который посвятил полжизни конфликтам учредителей. Первая мысль была: «Ну, это не про нас». А потом здравый смысл пересилил, и мы попробовали его механику договорки. И знаете, что? Отдаёт мазохизмом, но удивительно хорошо работает. В общем, давайте покажу, как выглядит очень далёкий, но всё же аналог юнит-тестов сотрудничества нескольких предпринимателей.
Читать полностью »

Предельно дешёвая видеоаналитика для детских футбольных школ - 1

Привет! Ещё до продажи Мосигры мы полезли в образование. Там оказалось чуть интереснее, чем могло показаться сначала, и на сегодня мы успели открыть 124 футбольных школы, киберспортивные секции, танцы, шахматы и всё такое. Карантин слегка подрезал нам работу до 70 активных точек. Тут надо сказать, что с учётом опыта розницы, в ДНК проекта сразу закладывали очень быструю масштабируемость, чтобы по возможности построить межгалактическую сеть дополнительного образования. А один из самых больших вопросов в такой ситуации — как контролировать качество этого самого образования.

Вот футбольные тренировки. С одной стороны, конечно, у нас есть методология, которая частично на базе испанской, а потом нам её очень сильно доработали умные дядьки в РГУФК. По идее, она даёт некий стандарт, как и чему тренеры будут учить детей, но этого мало. Каждый тренер — яркая индивидуальность. Это круто, но опасно: нужно как-то следить за прогрессом. Более того, это не только наша хотелка как организации, но и прямая хотелка родителей.

Родители в образовании обычно не чувствуют прогресса ребёнка. Есть, конечно, всякие турниры, отчётные концерты и годовые экзамены, но обратная связь длиной в полгода — плохой план. Мы решили, что нужно автоматически генерировать отчёты с каждой тренировки. И вот тут мы подходим к тому, что обычно делается руками для профессиональной футбольной команды — видеоаналитике действий игроков на поле. Садится человек и примерно за 50-100 долларов за час расшифровывает происходящее. Схема не масштабируемая: вот у нас в январе 2020 занималось 165 групп в среднем по 9 раз в месяц – это будет от 75 до 150 тысяч долларов в месяц.

Но, поскольку мы живём в веке свёрточных нейросеток, можно сделать всё с дешманской камерой (но всё же fullHD 30 FPS) прямо на школьной тренировке. И, более того, мы это уже сделали до стадии беты.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js