Необычные музыкальные инструменты, которые нужно знать: окарина, панфлейта, сопилка и стеклянная гармоника

в 15:02, , рубрики: Аудиомания, Блог компании Аудиомания, звук, музыкальные инструменты, старое железо, удивительное рядом

Мы уже публиковали несколько подборок необычных музыкальных инструментов (1, 2, 3), но это, конечно, далеко не полный список. Сегодня мы пополним его ещё несколькими экспонатами (по мотивам комментариев к предыдущим материалам): окариной, панфлейтой, хроматической свирелью и стеклянной гармоникой.

Всё это — примеры не очень популярных сейчас музыкальных инструментов, которые были довольно широко распространены в прошлом.

Необычные музыкальные инструменты, которые нужно знать: окарина, панфлейта, сопилка и стеклянная гармоника - 1
Фото Shunichi kouroki CC

Окарина

Окарина — это итальянское (ocarina) название духового инструмента, более известного нам как свистулька. Окарины — это те самые «птички» из глины, фарфора или дерева, которые можно встретить во многих этнографических музеях. В переводе с итальянского ocarina значит «гусёнок». Современные окарины часто делают из пластика или поликарбоната.

Обычно окарина в своей основе имеет форму сферы (чаще всего яйцеобразную), но на самом деле «золотого стандарта» для инструмента практически нет. У свистулек бывает самая разная форма и самое разное количество отверстий — обычно от четырех до тринадцати. Высота звука зависит только от размера отверстий, а окарина без дополнительных отверстий становится… обычным свистком.

В Европу окарину принёс итальянец и изобретатель Джузеппе Донати — именно он придумал более или менее современный облик «гусёнка» с десятью отверстиями, настроенными на знакомую европейцам нотную гармонию. Он же придумал специальный выступ, похожий на мундштук (и одновременно на клюв гуся — отсюда и современное название).

Но на самом деле окарина — обманчиво современное название для одного из самых древних музыкальных инструментов, известных человечеству. По оценкам некоторых историков, похожие на окарину инструменты использовались ещё в древнем Китае 7 тысяч лет назад. Керамическая прото-окарина называлась «сюнь». На Руси тоже была своя окарина — те самые дымковские игрушки и филимоновские свистульки. У древних окарин было меньше отверстий и поэтому диапазон звучания был куда более ограниченным — однако принцип был тем же, что и у современных инструментов.

В 1960-х годах англичанин Джон Тейлор усовершенствовал конструкцию Донати — он сделал окарину всего с четырьмя отверстиями, которые имели, однако, разный размер. На окарине «английской» конструкции можно сыграть все ноты из привычной диатонической гаммы.

Панфлейта

Или «флейта Пана», или многоствольная флейта — инструмент, состоящий из нескольких трубок (обычно от трех до пяти) разной длины (в среднем от 100 до 160 миллиметров) и диаметра, скрепленных между собой. Каждая трубка издает звук в одной тональности. Традиционно многоствольные флейты изготавливались из стеблей тростника, бамбука или камыша. Сейчас панфлейты делают и из пластмассы. В современных вариациях у инструмента может быть больше трубок для дополнительной вариативности звучания. Трубки могут идти и в несколько рядов.

Этот инструмент сейчас не очень широко распространен, но у него богатая история — он даже фигурирует в известном древнегреческом мифе. Нимфа Сиринкс (или Сиринга) спасалась от влюбленного в неё бога Пана и попросила помощи у речного бога. Тот превратил её в тростник, из которого Пан сделал себе флейту и назвал именем возлюбленной. Отсюда и древнее название флейты — сиринга.

Разные народы называли сирингу по-разному — например, на Руси «флейта Пана» называлась кугиклы (по названию стеблей камыша, из которых она изготавливалась — куги). Единственное отличие было в том, что трубочки не скреплялись между собой — их можно было менять местами, получая разный строй инструмента. Интересно, что кугиклы — инструмент для преимущественно ансамблевой игры, сольно на нём играли редко.

Хроматическая свирель (или сопилка)

Свирель — «зонтичное» название целой категории духовых музыкальных инструментов. Обычно свирели и дудки изготавливались из дерева или камыша. Один конец срезался наискосок, у отверстия делался язычок, в самой свирели — от 4 до 8 отверстий.

История инструмента (в том или ином виде) уходит корнями в Киевскую Русь. Сопилка — название украинского музыкального инструмента с похожей на свирель конструкцией. У сопилки традиционно 6 отверстий, но существуют вариации. Одна из них — конструкция Дмитрия Деминчука с десятью отверстиями разных размеров. Эта система превращает инструмент с традиционно диатоническим звучанием в хроматическую свирель с полутонами.

На такой свирели можно сыграть самые разные мелодии, причем не только народные, в разных ладах и тональностях. И звучание будет более точным — не нужно частично зажимать отверстия, чтобы получать разные тона, как в случае с блокфлейтой.

Ещё один похожий инструмент — калюка. У неё тоже с десяток разных названий — обертоновая флейта, сельефлэйта у норвежцев, паюпилли у финнов. Калюка — полая трубка с отверстиями внизу и вверху, и «свистком» у верхнего отверстия. Длина и диаметр трубки бывает разным. Играющий дует в верхнее отверстие и регулирует звук, открывая и закрывая пальцем нижнее отверстие. Калюка — скорее ритмический инструмент, который чаще всего используется для поддержания ритма, а не для основной мелодии.

Необычные музыкальные инструменты, которые нужно знать: окарина, панфлейта, сопилка и стеклянная гармоника - 2
Фото elPadawan CC

Стеклянная гармоника

Стеклянная гармоника — редкий и малоизвестный инструмент с очень необычным звучанием и оригинальной историей.

В середине XVII века стеклянная гармоника представляла собой конструкцию из тридцати-сорока стаканов, наполненных разным количеством воды — играющий прикасался к краям стаканов, извлекая «волшебные» звуки. В 1744 году ирландский музыкант Ричард Пакрич усовершенствовал эту технику — он создал инструмент под названием «серафим».

Более или менее современная конструкция гармоники — ряд стеклянных дисков-полусфер, нанизанных на вращающуюся металлическую ось. Звук извлекается трением или ударами пальцев исполнителя о влажное стекло. Более низкие ноты (крупные диски) расположены слева, более высокие (и маленькие) — справа. Ось приводится в движение педалью. Именно этот инструмент и получил название «стеклянной гармоники». Он может похвастаться довольно широким диапазоном — от двух с половиной до четырёх октав, что приближает его к клавишным инструментам.

За неземное звучание гармонику полюбили композиторы — Моцарт написал для неё два адажио, Чайковский использовал в балете «Щелкунчик» (Танец Феи Драже), Глинка — в «Руслане и Людмиле» (Чудеса Черномора), Доницетти — в опере «Лючия ди Ламермур». Интересно, что в XVIII веке гармонику пытались запретить из-за её якобы негативного влияния на здоровье и психику людей и животных.

К XX веку на стеклянной гармонике почти перестали играть. Инструмент стал очень редким — современных исполнителей насчитывается всего несколько десятков по всему миру. Так как сам инструмент найти очень сложно, его заменяют той самой «прото-гармоникой» из XVII века — набором стаканов, который иногда называют «стеклянной арфой».

Некоторые из этих инструментов появлялись примерно в одно и то же время в самых разных частях планеты и в разных культурах. Они назывались по-разному и чем-то отличались друг от друга, но в основе у них были похожие конструкции и принципы звукоизвлечения. Сейчас многие из них незаслуженно забыты, однако есть вероятность, что всплеск интереса к этнокультуре или (как в случае со стеклянной гармоникой) к инструментам с необычным звучанием, вернет им хотя бы долю былой популярности.


Посты по теме из нашего «Мира Hi-Fi»:


С 30 апреля по 10 мая мы решили провести большую честную распродажу — 400 товаров со скидками до 80%! Можно купить в магазине, а можно никуда не ехать и заказать доставку — она осуществляется без выходных, а при заказе от 10 000 рублей будет для вас бесплатной.

Автор: Audioman

Источник

* - обязательные к заполнению поля