Цифровые технологии — убийца книгоиздательства или его муза?

в 15:27, , рубрики: amazon, bbc, kindle, Spotify, великобритания, инвестиции, кейсы, книги, Медиа, Нам пишут, перевод, статистика, метки: , , , , , , , , , , ,

Оригинальная статья. Перевод — Кирилл Козловских, Newочём.

***

Книга мертва, да здравствует книга

Цифровые технологии, несомненно, оказали огромное влияние на традиционное издательство и торговлю книгами. Подарили ли они книге новую жизнь?

В своё время казалось, что расцвет недорогих электронных книг и устройств для их чтения, вроде Kindle от Amazon и Nook от Barnes & Noble, угрожают существованию издателей и книжных магазинов. «Литература оказалась втянута в войну с Интернетом», как заметил Джим Хинкс, цифровой редактор Comma Press.

Но вопреки ожиданиям, бумага всё ещё живет параллельно со своей бойкой электронной родственницей, а технологии лишь помогают издателям и ритейлерам расширить свою аудиторию и найти новые способы повествования.

Бумага наносит ответный удар?

Хотя отрицать того, что продажи печатной продукции с расцветом цифровых технологий упали, нельзя, есть признаки того, что негативная динамика замедляется, а мода на электронные «читалки» сходит на нет.

Продажи Kindle, достигшие в 2011 году пика в $13,44 млн, в 2012 упали до $9,7 млн и с тех пор остаются на этом уровне. Устройство Nook от Barnes & Noble в год приносит своим создателям $70 млн убытка, и фирма безуспешно пытается найти покупателя на этот актив.

Книги, иллюстрация 1

В Великобритании, по словам Скотта Мортона из Nielsen Book Research, за минувший год на бумажные книги было потрачено £1,7 млрд и лишь £393 млн — на электронные. Доля цифровых захватчиков, таким образом, установилась примерно на уровне 30%. На рынке массового потребления продажи бумажных книг издательства Waterstones в рождественский период выросли на 5% по сравнению с прошлым годом, у Foyles рост составил 8,1%.

Вероятно, эра печатной книги отнюдь не заканчивается. Многое, однако, зависит от того, на какой аудитории вы фокусируетесь. Книги для взрослых — романтические, эротические — массово мигрировали на электронные носители, тогда как кулинарные и религиозные — всё ещё хорошо продаются в печатном виде, равно как и книги с иллюстрациями.

Формат имеет значение?

Существует множество сервисов, цель которых — сократить разрыв между физическим и цифровым, расширение границ представления о том, что есть книга.

В 2014 году эксперимент с персонализированным изданием выиграл крупнейшую инвестицию в телепрограмме BBC «Логово дракона», которая предлагает начинающим предпринимателям за три минуты убедить пятерых мультимиллионеров стать их инвесторами.

«Маленькая девочка, которая потеряла своё имя» — печатная книга, которую можно цифровым способом персонализировать и включить туда имя читающего ее ребенка — стала лидером продаж среди детских иллюстрированных книг в Великобритании и Австралии.

Испанская фирма Seebook предлагает электронные книги в форме печатных открыток, которые можно купить в сети или в книжных магазинах. Чтобы скачать такую книгу, достаточно отсканировать QR-код на открытке с помощью смартфона или планшета.

«Некоторые книжные магазины по-прежнему воспринимают всё электронное как большого монстра, который их вот-вот съест, и предпочитают прятать голову в песок», — говорит директор SeeBook доктор Роза Сала Розе (Dr. Rosa Sala Rose).

Лондонский технологический стартап Bookindy с помощью технологий побуждает читателей вернуться в небольшие книжные магазины, оказавшиеся в непростой финансовой ситуации. Делается это с помощью плагина для браузера Chrome: каждый раз, когда вы ищете книгу на Amazon, плагин подсказывает её стоимость в ближайшем независимом книжном.

Книги, иллюстрация 2

Основатель стартапа Уильям Куксон описывает себя как «просто типичный читатель». По его словам, на разработку сервиса ушло три дня. Помог тот факт, что он смог воспользоваться уже существующей сетью 350 независимых британских магазинов Hive, где ритейлеры могут проверять наличие товаров и делать заказы.

Возрождение серийных изданий

Цифровые технологии также способствуют возрождению некоторых издательских идей вековой давности, как говорит Анна Рэфферти, бывшая глава Penguin Books Digital.

Подобно тому, как «Посмертные записки Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса публиковались отрывками в 1836 году, Serial, американский криминальный детектив, выигравший несколько наград, выходил в виде подкаста в двенадцати эпизодах и был тепло принят аудиторией.

«Цифровые технологии и распространение культуры цифрового чтения дали авторам и издателям немало новых творческих возможностей для дальнейшего развития „книги“ на радость читателей, — говорит Рэфферти. — Они также позволяют первым публиковаться напрямую, тесно связываться с аудиторией и, что самое главное, осваивать новые способы повествования».

The Pigeonhole, совместно запущенный в октябре бывшей сотрудницей Random House Анной Джин Хьюс и Джейкобом Кокрофтом, осуществляет серийный выпуск книг и позволяет читателям делиться комментариями и общаться с авторами — всё с помощью мобильного приложения. Эдакий цифровой книжный клуб.

Аналогично, манчестерский MacGuffin от Comma Press подобен «книжному Spotify»: с ним вы можете послушать, как авторы читают вслух свои книги. Его аналитика показывает, что, где читают и на каком моменте люди начинают скучать. Читатели могут прикреплять к истории тэги — «фантастика», «антиутопия» или, например, «феминизм» — и находить с их помощью новые книги.

Цифра отвлекает

Конкуренция со стороны мобильных устройств — одна из причин остановки роста Kindle.

«Экраны мобильных телефонов стали гораздо больше, и глаза [при чтении с них] уже не устают так, как раньше», — признаёт Хинкс.

Но хотя смартфоны и удобны для приобретения книг в считанные секунды, сами по себе они способны отвлекать, добавлять трудностей продавцам электронной продукции. 

Книги на электронных устройствах «конкурируют с играми, новостями и соцсетями, поэтому им нужно быть привлекательнее», — говорит Лора Саммерс, соосновательница популярного издательского сайта BookMachine.

Другой стартап, Rook, чтобы привлечь людей к чтению, предлагает доступ к бесплатным электронным книгам на точках Wi-Fi — например, на станциях лондонского метро и в сотрудничающих с ними кофейнях и магазинах. Как говорит сооснователь Rook Кёртис Моран, «к тому времени, как им пора будет возвращаться к своим делам, книга так их затянет, что её придётся купить».

Он сравнивает свой стартап с традиционным книжным магазином, где вы можете сидеть и читать сколько угодно, но должны платить, если хотите взять книгу с собой. Так что книга не умерла — технология просто помогает ей развиваться за пределы физического.

Да здравствует книга.

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js