Об открытости данных в Android-приложениях

в 6:01, , рубрики: android, android development, development, mobile development, Блог компании EastBanc Technologies, Разработка под android, метки: , , ,

Немного информации о том, какие данные в вашем приложении могут быть доступны для других программ и какие меры можно предпринять, чтобы это предотвратить.
Об открытости данных в Android приложениях

Компоненты

Архитектуру Android-приложения можно представить в виде набора компонент (activities, services и пр.) и связей между ними. Android API предоставляет несколько стандартных способов общения между компонентами приложения: старт активити/сервис через контекст, отправка сообщений-интентов, использование ServiceConnection или ContentProvider’а и другое. Обо всём этом можно почитать в любом туториале о передаче данных в Android. Однако, есть один нюанс, о котором, как правило, умалчивается. Речь идет о доступности ваших компонент и данных, передаваемых между ними, для других приложений.

Activity

Для запуска одной из своих активити вы, наверняка, используете специально подготовленный intent:

Intent myIntent = new Intent(CurrentActivity.this, NextActivity.class);
startActivity(myIntent);

Используя Context и Class, которые вы передали в конструктор интента, Android определяет package приложения и сам класс нужной активити, после чего запускает её.

Вы также можете попробовать запустить чужую активити, зная ее package name и class name:

Intent intent = new Intent();
/* Одна из активити стандартного приложения Контакты*/
intent.setClassName("com.android.contacts",
    "com.android.contacts.activities.PeopleActivity");
startActivity(intent);

Результат — запущенная активити.

Значит ли это, что все активити могут быть запущены сторонним приложением? Нет. Если заменить в предыдущем примере classname на

intent.setClassName("com.android.contacts", "com.android.contacts.preference.ContactsPreferenceActivity");

то мы получим java.lang.SecurityException.

На самом деле разработчик приложения сам решает, какие активити будут доступны, а какие нет, указывая для каждой активити в манифесте тэг android:exported равным true или false соответственно. Значение по умолчанию для этого тега ‒ false, т.е. все активити в AndroidManifest.xml, не имеющие этого тега, доступны только внутри приложения.

Однако, посмотрев на манифест приложения Контакты (например, тут) можно заметить, что у PeopleActivity нет тега android:exported=«true», почему же нам удалось её запустить? Ответ можно найти в официальной документации: если активити содержит какой-либо интент-фильтр, то значением по умолчанию для android:exported будет true.

Разработчику приложения не нужно беспокоиться о видимости своих activity вне приложения до тех пор, пока в какой-либо активити не появляется intent-filter. Как только вы объявляете intent-filter, спросите себя, готовы ли вы к тому, что эта активити может быть запущена кем-либо еще. Если нет — не забудьте указать <android:exported=«false»>.

Service

Видимость сервиса определяется также как и видимость активити, и мы бы не стали уделять сервисам отдельный пункт, если бы не одно “но”. В случае с сервисом, его видимость может завести куда дальше, чем незапланированный старт, как в случае с активити. Если в вашем сервисе предусмотрена возможность биндинга, то этой возможностью могут воспользоваться и другие и получить ссылку на ваш сервис через ServiceConnection. Давайте рассмотрим пример подключения к стандартному сервису воспроизведения музыки.

Примечание: следующий пример актуален только на достаточно старых версиях плеера. В свежей версии разработчики разобрались с флагом exported и установили его в false :)

Intent intent = new Intent();
/* Сервис проигрывания аудио - часть стандартного плеера */
intent.setClassName("com.android.music", "com.android.music.MediaPlaybackService");
ServiceConnection conn = new MediaPlayerServiceConnection();
/* Подключение к сервису */
bindService(intent , conn, 1);

class MediaPlayerServiceConnection implements ServiceConnection {
    public void onServiceConnected(ComponentName name, IBinder boundService) {
        Log.i("service connection", "Connected! Name: " + name.getClassName());
    }

    public void onServiceDisconnected(ComponentName name) {
        Log.i("MediaPlayerServiceConnection", "Disconnected!");
    }
}

После биндинга в переменной boundService будет храниться ссылка на сервис. Далее вы можете воспользоваться java reflection или Android Interface Definition Language (AIDL), чтобы иметь возможность вызывать методы сервиса напрямую, в результате чего можно, например, остановить воспроизведение, если стандартный плеер уже что-то играет.

Рекомендации в этом случае такие же: установите <android:exported=«false»> для всех сервисов, имеющих какой-либо интент фильтр, если вы не планируете оставить его публичным.

ContentProvider

Основное предназначение ContentProvider’а — предоставление данных другим приложениям. Именно поэтому по умолчанию значение тега <android:exported> для этого компонента приложения равно true. Но основное предназначение — не единственное. ContentProvider часто используется:

Во всех этих случаях вам, скорее всего, не нужно предоставлять данные вне приложения. Если это действительно так, то не забудьте указать провайдеру <android:exported=«false»>.

BroadCast

Общение с помощью широковещательных сообщений можно разделить на 3 этапа:

  1. Создание intent’а
  2. Отправка intent’а через Context#sendBroadcast(...)
  3. Получение intent’а всеми зарегистрированными BroadcastReceiver’ами.

Каждый приёмник (receiver) при регистрации указывает некий IntentFilter, и сообщения будут доставляться этому приёмнику в соответствии с этим фильтром. Как можно догадаться, приёмник сообщения может удовлетворять фильтру и находиться вне нашего приложения. Вы можете добиться приватности рассылаемых сообщений, указав интенту нужный package:

intent.setPackage(“com.android.example.mypackage”)

или воспользоваться LocalBroadcastManager (доступен в support library), который также не даст улететь сообщению за границы приложения (на самом деле процесса):

LocalBroadcastManager.getInstance(context).sendBroadcast(intent);

Более того, LocalBroadcastManager позволяет регистрировать приёмники, так что вы можете быть уверены, что получаемые такими приёмниками интенты тоже являются локальными, а не прилетают извне.

Ресурсы

Если коротко, то все используемые в приложении ресурсы доступны для чтения вне приложения. Для получения некоторых из них достаточно знать только package name целевого приложения:

PackageManager pm = getPackageManager();
/* Иконка приложения Youtube */
Drawable icon = pm.getApplicationIcon("com.google.android.youtube");
/* Логотип приложения Youtube */
Drawable logo = pm.getApplicationLogo("com.google.android.youtube");
ApplicationInfo applicationInfo = pm.getApplicationInfo("com.google.android.youtube", 0);
/* Название приложения Youtube */
CharSequence applicationLabel = pm.getApplicationLabel(applicationInfo);

Если вам известна информация об активити внутри приложения, вы можете проделать подобные операции для каждой из них отдельно.

Узнав имя конкретного ресурса, можно получить и его:

Resources r = getPackageManager().getResourcesForApplication("com.google.android.youtube");
/* Картинка-превью для виджета Youtube
* youtube_widget_preview - имя файла
* drawable - директория, в которой находится файл
* com.google.android.youtube - package name
*/
int id = r.getIdentifier("youtube_widget_preview", "drawable", "com.google.android.youtube");
Drawable drawable = r.getDrawable(id);
ImageView iw = new ImageView(context);
iw.setImageDrawable(drawable);
rootView.addView(iw);

Об открытости данных в Android приложениях

Этим способом мы смогли отобразить картинку-превью для виджета Youtube внутри собственного приложения.

Главная загвоздка с ресурсами в том, что здесь нет способа их скрыть. Хранение приватных данных в ресурсах — плохая идея, но если у вас есть такая необходимость, лучше хранить их в зашифрованном виде.

В завершении статьи хотелось бы сказать еще несколько слов о файловой системе в Android. Этот вопрос уже хорошо освещен, многие знают, что в Android для каждого приложения создается собственная директория /data/data/, доступ к которой имеет только само приложение (или группа приложений c одним sharedUserId). В этой директории находятся файлы настроек SharedPreferences, файлы базы данных приложения, кэш и многое другое, однако, не стоит полагаться на защищенность этого хранилища. Файлы в этой директории недоступны только до тех пор, пока:

  • вы создаете файлы с флагом Context.MODE_PRIVATE
  • на устройстве не получен root-доступ
  • приложение не будет обработано каким-либо менеджером backup’ов.

Это значит, что приватные данные, так же как в случае с ресурсами, необходимо шифровать, даже если они находятся в internal storage.

Полезные ресурсы по теме:
Статья Security tips на developer.android.com
Книга Application Security For The Android Platform от Jeff Six

Автор: eastbanctech

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля