Прогресс в работе пресс-службы Роскосмоса

в 7:02, , рубрики: будущее здесь, космонавтика, космонавты, МКС, Научно-популярное, ракеты, роскосмос, Социальные сети и сообщества

Прогресс в работе пресс-службы Роскосмоса - 1

Я уже неоднократно касался темы популяризации и пиара космоса, и не раз обсуждал деятельность пресс-службы Роскосмоса. В сравнении с работой пиарщиков космических агентств других стран работа наших оставляет желать лучшего, однако простое сравнение неправомерно — у всех разные бюджеты, разная численность, разные традиции работы с информацией, разные законы ее распространения. Поэтому я хочу сделать небольшой обзор положительных изменений в работе пиарщиков Роскосмоса. Изменения в лучшую сторону есть, хоть они и не столь заметны на фоне остальных агентств.

Поводом для этого разбора стала очередная критика работы пресс-службы Роскосмоса со стороны коллеги, блогера и популяризатора />. Недавно он посетовал, что в российском научно-популярном журнале “Кот Шредингера”, в статье про годовую экспедицию МКС, не размещено ни одной фотографии с российского сегмента — все сплошь с американского, как будто станция только из него и состоит. Причина такой подборки иллюстраций видится простой: на сайте NASA гораздо проще найти крупноформатные снимки, подходящие для глянцевой печати, чем на сайте Роскосмоса. Хотя, вполне вероятно, в редакции журнала даже не задавались такой целью — показать разные сегменты станции. Автор материала Альфия Максутова, хороший журналист, как-то она писала про частную космонавтику, но она далека от космонавтики поэтому для специалистов ее тексты кажутся поверхностными и ошибочными в некоторых деталях.

Очевидно, что ни фоторедактор, ни журналист “Кота” не отличат по фотографии российский сегмент от американского, поэтому выбрали из того, что было под рукой на сайте NASA. В то же время, у Космического центра им. Л. Джонсона NASA есть большой фотоархив на Flickr, где, при желании, можно найти снимки и с российской части станции. Там же в избытке кадров из Центра подготовки космонавтов в Звездном городке, с Байконура и даже от стен Кремля.

Прогресс в работе пресс-службы Роскосмоса - 2

Отличить же российской сегмент МКС от прочих можно по внешнему виду — российские интерьеры более тесные, имеют желтые, бежевые и зеленые оттенки.

Прогресс в работе пресс-службы Роскосмоса - 3

Прогресс в работе пресс-службы Роскосмоса - 4

Прогресс в работе пресс-службы Роскосмоса - 5

Американские, европейские модули и один японский гораздо просторнее и имеют больше белого, синего, голубого и розового.

Прогресс в работе пресс-службы Роскосмоса - 6

Если возникают сложность в определении принадлежности, можно глянуть снимок в максимальном разрешении и прочесть надписи на оборудовании.

Прогресс в работе пресс-службы Роскосмоса - 7

А проще всего глянуть подпись к фото, обычно там пишут, кто на фото, где и чем занят.

Прогресс в работе пресс-службы Роскосмоса - 8

У Роскосмоса тоже есть своя страница на Flickr и с нее мы и начнем список положительных изменений в работе пресс-службы, произошедших в последнюю пару лет.

Российский Flickr открыли еще в 2012 году, но три года там размещалось всего одиннадцать фотографий с МКС. Более активно наполнять его стали уже в 2015-м. Сейчас там последнее обновление на конец октября 2016 года — посадка космического корабля “Союз МС-01”. Объем фотоархива не сравнить с NASA, но о нашем, я подозреваю, вообще не многие знают.

Прогресс в работе пресс-службы Роскосмоса - 9

В соцсетях у Роскосмоса неплохо развиты страницы на Facebook, Instagram, Вконтакте, Twitter. Они появились в 2014 году. Во Вконтакте несколько лет до этого страницу Роскосмоса вели энтузиасты, а потом передали админские права представителям пресс-службы. С момента основания страниц существенно изменилась практика работы с ними. Если поначалу это были просто копии ленты новостей с официального сайта, то теперь добавились отдельные сообщения для пользователей: фоточки с МКС, и даже популяризация астрономии.

Совместно с Московским Планетарием публикуются анонсы интересных астрономических событий под хэштегом #АстрономияДляВсех: метеорных потоков, солнечных и лунных затмений, пролетов МКС. Правда периодически бывают курьезы, типа предупреждения о солнечном затмении на Мадагаскаре, но в целом начинание положительное.

Роскосмос даже поддержал, инициированное Планетарием, онлайн-голосование за возвращение астрономии в школы. По моим наблюдением это первая, для Роскосмоса, попытка лоббирования своих интересов с обращением к общественности.

Отдельно мне хотелось бы отметить торжество SMM в освоении Роскосмосом формата .gif и его использование в соцсетях. Искусство загрузки гифки в ВК было освоено далеко не сразу, но сейчас нас радуют анимацией во время пусков ракет и посадок космических кораблей.

Прогресс в работе пресс-службы Роскосмоса - 10

Оказалось, может Роскосмос и в вирусные видео. Официально, конечно, никто не признается, что это видео загрузили специально. Но если это нелегальный слив, то слившего надо найти, догнать и наградить.

Хотя я бы рекомендовал смотреть видео целиком, чтобы ощутить в полной мере атмосферу космического полета.

В соцсети вышли даже некоторые космонавты. Например у Олега Артемьева 200 тыс. подписчиков в его Instagram у него же очень классный сайт с богатой фотоподборкой.

Активный пользователь Вконтакте космонавт Сергей Волков, страницу он начал вести прямо с борта МКС в 2015 году.

Космонавт Александр Мисуркин готовится к своему второму полету и рассказывает о подготовке на своих страницах в Facebook и Вконтакте. Во время нашей встречи в Музее космонавтики он поделился, что ведет страницы в свободное время, и главным мотивом для него является возможность убедить читателей, что космонавтами не рождаются, и любой может стремиться к своей мечте.

Космонавт-испытатель Сергей Кудь-Сверчков ведет свой блог, хотя в 2016 году опубликовал всего одну запись, видимо нелегкое это дело — готовиться к своему первому полету.

Для тех кто интересуется созданием перспективной космической техники может быть интересен блог Марка Серова — космонавта-испытателя, начальника летно-испытательного отдела РКК "Энергия". Его блог — самый богатый источник бесценного опыта по разработке космического корабля "Федерация" и планируемой лунной программе.

Есть блоги космонавтов и на сайте Роскосмоса.

Думаю деятельность в соцсетях все космонавты ведут самостоятельно, а заслуга пресс-службы в том, что у них есть такая возможность — никто не препятствует этому. Учитывая традиционную закрытость нашей космонавтики и убежденность большинства начальства, что вся деятельность секретна, такой карт-бланш на популяризацию — важное достижение в деле открытия Роскосмоса для публики.

По информационному освещению ракетных пусков Роскосмос тоже медленно движется вперед. Прямые трансляции уже были давно, даже несмотря на известные неудачи. Первый пуск с космодрома Восточный сопровождался установкой на ракету так называемых “рокеткамов” — камер, размещенных на борту ракеты.

Рокеткамы уже давно устанавливает американская компания SpaceX, и пускает видео с них в прямом эфире. Не отстает Китай, они давали прямой эфир с рокеткамов, с испытательного пуска своей тяжелой ракеты. На такое Роскосмос пока не отваживается, хотя техническая возможность есть, но и запись — это шаг вперед, ведь надо было не просто добиться разрешения руководства, но и провести техническую доработку ракеты, чтобы разместить камеры и систему передачи данных. А модернизация ракеты, даже такая незначительная, для нашей консервативной отрасли задача непростая, с бюрократической стороны.

Приятные мелочами иногда добавляются в трансляции ракетных пусков: переговоры космонавтов с ЦУПом, музыка, которая играет в корабле. Но давно назрела необходимость сопровождения пусков профессиональными комментариями. Просто картинки с космодрома уже мало, нужны еще ведущие и эксперты, которые смогут удержать зрителя у экрана, расскажут о сути происходящего, сообщат интересные факты о предстоящем пуске. Дошло до того, что энтузиасты-любители стали проводить свои трансляции, где давали комментарии в меру своего разумения. Наконец Телевидение Роскосмоса осознало эту потребность и провело серьезную работу в освещении пуска космического корабля “Союз МС-02”.

Предыдущий пуск тоже показали неплохо, добавили информации о полете и таймлайн — линию, на которой указаны основные этапы полета ракеты. Это, казалось бы, мелочь, но это тоже шаг вперед.

Прогресс в работе пресс-службы Роскосмоса - 11

Нельзя пройти мимо свежего подарка всем энтузиастам космоса проекта “Космос 360”

По части работы со СМИ стало тоже лучше. Налажена активная почтовая рассылка всех новостей отрасли напрямую от Роскосмоса и с предприятий. Подписаться на нее можно отправив запрос на press@roscosmos.ru

Но для прессы важнее не получить письмо по общей рассылке, а оперативный комментарий по конкретной теме. Раньше это было практически невозможно, поэтому пресса пользовалась безымянными “источниками в ракетно-космической отрасли”. Сейчас их тоже немало, и сотрудники отрасли по-прежнему не стремятся комментировать под своим именем, но теперь можно хотя бы услышать слова директора департамента коммуникации Роскосмоса. Его статус позволяет прямое взаимодействие с прессой, тогда как до реформы пресс-секретарь не имел возможности высказываться от своего имени.

Вообще повышение пресс-службы до отдельного департамента значительно повысило возможности в общении с отраслью. Ведь стремление к закрытости, идущее еще из Советского Союза, у нашей космонавтики никуда не делось. Понемногу дело меняется, да и международные проекты тому способствуют, но все равно, большинство специалистов готово работать за высоким бетонным забором в тишине и спокойствии. Поэтому пресс-службе Роскосмоса приходится работать не только в условиях постоянной конкуренции с "превосходящим противником", но и преодолевая полувековую инерцию отрасли.

Результатом работы пресс-службы можно назвать и сохранение журнала “Новости космонавтики”. Год назад его редактор и основатель Игорь Маринин был готов отдать за 1 рубль журнал тому, кто обеспечит продолжение его жизни и работы. Роскосмос услышал крик о помощи, и сейчас журнал продолжает работу оставаясь самым объективным и информативным средством информации о мировой космонавтики на русском языке. Сейчас, кстати, идет подписка на 2017 год.

Конечно, список того, что надо бы еще сделать намного больше того, что уже сделано для популяризации космоса и Роскосмоса в России и мире. Каждый может предложить что-то свое. Я, например, скажу, что Роскосмос уже неплохо научился рассказывать о текущей деятельности, и теперь пора учиться больше говорить об успехах и результатах. Пятилетие “Радиоастрона” отметили очень скупо, про “Ломоносов” полгода тишина, а полетевший год назад “Электро-Л 2” прислал всего несколько фото, когда предыдущий слал сотни кадров в сутки. Видимо место научного редактора новостей в пресс-службе пока вакантно.

А при неудачах, Роскосмосу надо научиться сохранять смелость признавать ошибки, и объяснять происходящее с максимально возможной открытостью.

Автор: Zelenyikot

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля