Как DOC+ перемещает бумажные архивы на планшеты и смартфоны

в 10:03, , рубрики: Блог компании DOC+, будущее здесь, Здоровье гика, облачные сервисы, телемедицина, электронные медицинские карты, ЭМК

Вспомните старую добрую регистратуру в ближайшей поликлинике. Страшно представить, сколько труда, сил и бумаги уходит на ее поддержание. И это при том, что бумажные архивы продолжают портиться и теряться.

К счастью, у них есть цифровая альтернатива — электронные медицинские карты. В этой статье мы расскажем, как они меняют жизнь пациентов и врачей к лучшему и как мы используем их для совершенствования сервиса DOC+.

Как DOC+ перемещает бумажные архивы на планшеты и смартфоны - 1
«Вспомните свои походы по поликлиникам. Что вас в них раздражает?»

Что нужно знать об электронных медицинских картах?

Электронные медицинские карты, или ЭМК, — это аналоги привычных всем бумажных карт, которые ведут в медучреждениях и выдают в регистратурах. В мире они в ходу уже более 50 лет. Их задача — упростить документооборот и уменьшить объем «бумажной бюрократии». К электронной базе проще обращаться врачам, она обеспечивает полноту данных о пациенте и их сохранность (в сравнении с бумажной картой, которую можно потерять или испортить, случайно выронить нужную справку или неудачно подклеенный в карту листок).

В процессе лечения или пока пациент пользуется услугами медучреждения, в электронную карточку вносится вся та же информация, что и в бумажный архив — история болезней, история лечения, данные о сделанных прививках и так далее. Все эти сведения могут быть доступны и врачам, и клиентам, и клинике.

Как продукт ЭМК — это не просто цифровая версия медицинских документов, но полноценная экосистема. С ней работают и врачи, и пациенты, и административный персонал. Все они взаимодействуют с одной системой, но с разными уровнями доступа в зависимости от нужд и/или служебных обязанностей. ЭМК для врача выглядит как аналог бумажной карты вызова с полями для сбора медицинской информации. Для сотрудника, принимающего вызов, — как журнал записи. Для пациента — как его личная медкарта.

Зачем вообще нужны ЭМК?

Для пациента важно, что ЭМК гарантируют координированную помощь всех специалистов, когда-либо проводивших его осмотр. Электронные карты открывают доступ к личной истории болезней с записями в цифровом виде за весь период лечения. ЭМК снижают вероятность врачебных ошибок и повышают качество медицинского обслуживания. Пациент получает больший контроль над процессом лечения и над собственным здоровьем — собранные данные позволяют отследить показания за последний год или несколько лет. Это пригодится и в экстренных случаях, и во вполне обычных попытках вести здоровый образ жизни.

Врачу ЭМК помогают составить максимально точное представление о пациенте за минимальное время — все данные о прошлых диагнозах и выписанных медикаментах собраны в одном месте. Пока врач находится в пути на вызов или ждет приема в клинике, он уже узнает, есть ли у пациента хронические заболевания или аллергические реакции, к каким специалистам тот обращался, и что ему было рекомендовано.

Для медучреждений ЭМК — это удобный способ документооборота. Цифровые записи позволяют хранить информацию с минимальным риском ее потери, снижают долю рутинной работы, решают проблему переполненности архивов и помогают ускорить и упростить взаимодействие с другими учреждениями, например, со страховыми компаниями и другими клиниками. Исследователи из медицинского центра Baylor Scott & White Healthcare пришли к выводу, что внедрение ЭМК в их центре помогло увеличить эффективность работы операционной и снизить число задержек при подготовке к операциям.

Диджитализация здравоохранения (в том числе и за счет введения ЭМК) открывает возможность автоматической обработки данных и сбора статистики по заболеваемости, что, с одной стороны, помогает в планировании, с другой — повышает уровень медицинского сервиса. Электронные медкарты упрощают контроль за качеством услуг за счет стандартизации: оцифрованные диагнозы и планы лечения легче проверять на соответствие стандартам медобслуживания.

И врачам, и пациентам, и клиникам выгодно, что ЭМК гарантируют полноту данных о пациенте и их сохранность. Исследования показывают, что крупные американские клиники снизили свои затраты на 3,4% через три года после принятия ЭМК. А в целом американские больницы рассчитывают экономить до $44 млрд в год только за счет внедрения ЭМК и сокращения числа рутинных процедур, связанных с пересылкой, копированием и хранением бумажных документов о пациентах.

Если взглянуть шире, электронные карты открывают возможность для обмена данными между всеми провайдерами в системе здравоохранения. Такие проекты уже есть — на Тайване действует система обмена медицинскими сведениями, в Сингапуре — национальная программа, в Эстонии — единая электронная регистратура. Это, вполне вероятно, ждет нас в будущем.

Подведем промежуточные итоги. Вот главные преимущества ЭМК:

  • Улучшается качество оказываемых услуг.
  • Данные не теряются, они доступны и прозрачны для всех заинтересованных сторон.
  • Данные становятся ценным инструментом в лечении и предотвращении заболеваний. Аналитики могут выявлять общие тенденции для групп пациентов, использовать статистические данные для определения факторов риска.
  • Медучреждения повышают эффективность работы — меньше времени тратится на рутину и бюрократию.
  • Медицина становится персонализированной и более эффективной — у пациентов пропадает необходимость рассказывать каждому врачу историю болезни.

А еще ЭМК — это экологично. По данным американской компании Kaiser Permanente, ее электронная система учета помогла вывести из оборота 1000 тонн бумажных документов и 68 тонн рентгеновской пленки. Для сравнения — это как если бы 20 тыс россиян за год не потратили бы ни клочка бумаги.

Какие медицинские карты использует DOC+

Наши врачи выезжают к клиентам на дом, а также проводят онлайн-консультации. Для нас ЭМК выступает основой документооборота и гарантией качественно оказанной услуги.

Врачи DOC+ не берут с собой на вызовы физические карты, и архив остается на 100% цифровым. Однако по закону мы обязаны хранить медицинские документы и в бумажном виде, поэтому минимальный набор требуемых документов хранится в нашем хабе. Но все самое важное происходит на электронных платформах.

С момента запуска DOC+ вокруг проекта росла ИТ-система. Сначала ее дополнили сайт и приложения для врачей и пациентов. На тот момент мы сделали интеграцию CRM, колл-центра и врачебной платформы с бэкэндом, а также ввели прообраз ЭМК в обычных таблицах. Однако мы с самого начала понимали, что нам потребуется полноценное решение для мобильных и десктопных устройств.

Мы руководствовались следующими целями:

  • Врачам необходим удобный, автоматизированный инструмент, чтобы не тратить время на заполнение всех полей вручную и сосредоточиться на лечении.
  • Пациентам нужно получать результаты обследования и анализов и иметь доступ к своей истории болезни и вызовов.
  • Нам важно проводить качественную врачебную комиссию, оценивать результаты труда врачей и правильность принятых решений.
  • Все оцифрованные данные понадобятся нам в будущем для создания аналитических решений на базе машинного обучения.


Чтобы это было возможно, нам требовался следующий базовый функционал для врачей:

  • Электронное заполнение медицинских карт
  • Календарь записей пациентов
  • Автоматическая отправка напоминаний пациентам
  • Оптимальная структура ЭМК для врачей различных специализаций
  • Отправка пациенту заключения
  • Просмотр заключения в приложении
  • Выставление счетов и контроль оплаты
  • Электронные направления на анализы
  • Направление рецептов в удобные пациенту аптеки
  • Встроенная финансовая и медицинская аналитика

Пациенты должны были сразу получить доступ к:

  • Своим ЭМК
  • Оплате счетов внутри сервиса
  • Планированию/переносу/отмене вызовов и консультаций
  • Оформлению вызова онлайн


Первая версия наших ЭМК была ориентирована на работу педиатров и терапевтов. В декабре 2016 к DOC+ присоединились ЛОРы и неврологи, появилась возможность вызова медсестры и импорта результатов лабораторных анализов. Стала усложняться архитектура решения, и возникла необходимость адаптировать карты под особенности новых специализаций. Это привело нас к созданию конструктора ЭМК. Его разработка — это следующий этап проекта.

На создание первой бета-версии ЭМК системы ушло три месяца. Когда она была готова, мы перешли к проектированию отдельного мобильного приложения для врачей. Благодаря ему специалисты могут заполнять ЭМК на служебных планшетах, с которыми они выезжают на вызовы.

Чтобы обеспечить безопасность данных пользователей, на всех наших планшетах установлен специальный сертифицированный софт: Континент-АП, антивирус Касперского, MDM-центр. Мы позаботились о том, чтобы между планшетом и нашим дата-центром оставался защищенный канал передачи данных.

Из клиентского приложения пациент узнает диагноз, результат осмотра всеми профильными специалистами и историю вызовов. В разделе «Клиника» он знакомится с перечнем наших услуг, а «Чат» позволяет консультироваться с личным врачом.

Как DOC+ перемещает бумажные архивы на планшеты и смартфоны - 2

/ на скриншоте — интерфейс личной медкарты (в качестве примера показаны данные вымышленного пользователя)

Как мы заполняем медицинские карты

Третий тип пользователей ЭМК, кроме врача и пациента, — это оператор колл-центра DOC+. С него начинается ведение карты. Каждая входящая заявка от клиента — по телефону, с сайта или из приложения — автоматически заносится в CRM. Если заявка поступила не через мобильное приложение, специалист колл-центра указывает имя заявителя и пациента, его адрес и специализацию врача. В случае, если клиент уже обращался к нам ранее, имя и адрес заполняются автоматически. Оператору остается только их уточнить.

В результате на этом этапе формируется несколько блоков данных: информация о заявке, состав заявки, информация об оплате, информация о вызывающем, информация о пациенте, адрес вызова с картой, информация о поводе к вызову, информация, касающаяся листка нетрудоспособности и стоимости трансфера.

Все внесенные данные автоматически перенаправляются в систему автодиспетчеризации. Она носит название Mildly Intellectual Routing Algorithm или MIRA. MIRA назначает конкретного доктора на вызов. Доктор в свою очередь получает сформированную ЭМК и назначает статус — «в пути» или «подъезжаю». Клиенту приходит SMS или push-уведомление, что врач скоро прибудет.

После осмотра пациента и сбора анамнеза врач заполняет первую часть данных в ЭМК: e-mail клиента, информацию о перенаправлении на анализы или дополнительные исследования, диагноз, назначения. Эти сведения направляются клиенту в приложение DOC+. В CRM не подтягиваются диагноз и назначения — это медицинская информация, которую не нужно знать оператору колл-центра.

Как DOC+ перемещает бумажные архивы на планшеты и смартфоны - 3

/окно вызова в приложении DOC+ для врачей (в качестве примера показаны данные вымышленного пользователя)

В клиентском приложении назначения появляются моментально. Знаменитая проблема «врачебного почерка» исчезает сама собой.

После вызова врач заполняет карту подробнее. Формируются блоки объективной оценки общего состояния пациента во время осмотра по 32-м пунктам, состояния органов дыхания по 22-м пунктам, органов кровообращения по 20 пунктам, а также нервной, мочеполовой систем, блоки антропометрических данных и рекомендованных консультаций профильных специалистов. Сейчас для удобства внесения этих данных предусмотрено выпадающее меню с вариантами ответов.

Последний этап жизненного цикла ЭМК — проверка самочувствия клиента. Сейчас мы прорабатываем систему «трех звонков»: сразу после вызова, чтобы уточнить, как прошел прием, в середине процесса выздоровления и завершающий — к предполагаемому моменту выздоровления.

Чтобы узнать о самочувствии клиента, сотрудники колл-центра звонят ему в среднем через три дня после осмотра. За это время можно оценить первые результаты лечения. С пациентом мы связываемся удобным ему способом. Если он пользуется только приложением, то и звонить мы ему не станем, а напишем в чате.

В случае необходимости клиент сможет поговорить с консультирующим врачом, а врач — проследить, сдал ли пациент необходимые анализы, прошел ли дополнительные исследования в партнерской клинике.

Как ЭМК помогают нам контролировать качество врачебной помощи

Часть ЭМК, которая заполняется после вызова, доступна врачу и врачебной комиссии.
Врачебную комиссию, контролирующую качество и безопасность медицинской деятельности, составляют эксперты соответствующей специальности, которые проверяют медицинскую документацию: полностью ли собран анамнез, соответствует ли назначенное лечение поставленному диагнозу.

Карты попадают на проверку во врачебную комиссию в автоматическом режиме, в обезличенной форме и случайным образом. Заполненная ЭМК отправляется в общий пул, из которого алгоритм выбирает карты для экспертов.

Комиссия не знает личность пациента, карту которого она проверяет, и врача, ее выписавшего. На суд экспертов выносятся только обезличенная информация: медицинская история, анамнез заболевания, данные осмотра, диагноз, какой курс лечения назначил доктор, какие лекарственные препараты были выписаны, какие анализы предложено сдать, какие дополнительные консультации или обследования пройти. Проверка ведется по 20 критериям. За каждый из них выставляется оценка по трехбалльной шкале: «полностью соответствует стандартам», «соответствует частично», «не соответствует».

Врачебная комиссия проверяет корректность заполнения ЭМК, полноту осмотра и сбора анамнеза, соответствие диагноза. По итогам месяца считается аккумулятивная оценка доктора по всем его проверенным картам. Мы получаем оценку каждого доктора, групп докторов, специальностей и в целом всех врачей DOC+ в разрезе разных критериев. Из статистики мы узнаем, насколько корректно врачи выбирают препараты и курс лечения. Эта оценка используется в схеме премирования врачей.

Как мы будем развивать ЭМК дальше

У нас есть планы сделать ЭМК удобнее и полезнее как для клиента, так и для врача. Сейчас мы сосредоточены на расширении функционала карт.

Уже добавлен справочник лекарств, который содержит МНН препаратов (международное непатентованное наименование), дозировку и форму выпуска. После заполнения назначения пациент в своем приложении получает название действующего вещества, например, «ацетилсалициловая кислота», «парацетамол» и так далее. Зная его, он может выбрать подходящий препарат в ближайшей аптеке-партнере DOC+ благодаря интеграции справочника лекарств. Вместе с врачами мы дорабатываем и совершенствуем этот сервис.

Еще мы запустили запись в офлайн-клиники с помощью приложения. Теперь клиенты DOC+ могут записываться к специалистам в больницах.

Что касается приложения для врачей, нам важно сделать процесс заполнения карт как можно проще и быстрее. Одно из готовящихся решений — голосовой ввод информации. Еще одно направление работы — дальнейшая автоматизация всех рутинных процессов.

У нас уже есть порядка 80 тыс. карт. На основе хранящихся в них данных наша machine learning-команда учит бота собирать анамнез в процессе диалога с пациентом. Мы разрабатываем еще несколько собственных решений:

  • автоматическую систему контроля качества. Она повысит производительность врачебной комиссии и позволит проверять не 15-20%, а 100% всех ЭМК;
  • систему поддержки принятия решений для врачей. Она снизит вероятность ошибок и эффективно приведет все услуги к единому стандарту. К тому же, это решение поможет контролировать назначения на соответствие требованиям доказательной медицины.

Еще один фронт работ — улучшение визуальной части врачебного приложения. Мы продолжаем работать над тем, чтобы всем пользователям — как пациентам, так и медикам — было максимально удобно работать с системой.

В следующих материалах мы продолжим рассказывать о том, какие технологии и разработки стоят за современными системами здравоохранения на примере нашего сервиса DOC+.

Автор: Алина Тестова

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля