Какие ошибки делают хардкорные инженеры при обучении других людей

в 13:04, , рубрики: Блог компании ВымпелКом (Билайн), гики, обучение, телефония, тренинги, Учебный процесс в IT, метки: , ,

Какие ошибки делают хардкорные инженеры при обучении других людей
Идёт технический тренинг

Снова здравствуйте. Я работаю во внутреннем университете «Билайна» и среди прочего учу инженеров и других технических специалистов учить других наших сотрудников. И я обещала рассказать вам про то, что делать, если завтра выступать, а вы даже понятия не имеете, как выходить к аудитории. Ну и заодно пробежаться по типичным ошибкам.

Чем средний техспециалист отличается как тренер?
Двумя вещами. Во-первых, плюс — он умеет идеально структурировать информацию и подавать только жёсткие факты, подкреплённые выверенной системой доказательств или опытом. Никакой воды. Во-вторых, минус — при этом ему обычно довольно сложно даётся общение с людьми первые несколько выступлений. Именно это я и исправляю.

Какая самая частая ошибка такого тренера?
Самое важное — понять, что аудитории не всегда хочется получать эти знания. В смысле, что если вас попросили провести обучение и люди пришли, то это не значит, что они понимают, зачем учиться. Поэтому:

  1. Надо всегда объяснять, что вы расскажете и зачем это пригодится. В частности, это ещё важно для мотивации: когда взрослые люди знают результат, они могут оценивать свой прогресс на пути к нему.
  2. Нужно понимать, что если вы не сделаете своё выступление интересным, эффективность упадёт. Нельзя просто взять и прочитать теорию — нужно немного интерактива.
  3. Нельзя говорить одними терминами без объяснений — не факт, что все вас поймут. Упрощение материала — одна из основных вещей, которую можете сделать только вы.
  4. И просто нельзя быть скучным — постарайтесь менять тип активности каждые 6–10 минут. Например, от теории к вопросам залу и так далее.

Нужно ли знакомиться с людьми?
Конечно! У нас обычно не просто курсы, а курсы, жёстко привязанные к практике. То есть у вас в гостях не праздно интересующиеся, а люди, которым завтра вставать и идти на монтаж того, о чём вы рассказываете. Это значит, что нужно познакомиться с людьми и понять, что они будут делать с вашими знаниями. Например, если приедет группа из Сибири, можно посвятить больше времени поведению железа в условиях экстремальных температур. Люди важнее вашего плана — нужно ответить на все их вопросы и фокусировать именно на них. Если они не согласны — понять, почему.

Что нужно знать про структуру?
Самая частая ошибка — сразу прыгнуть в теорию. Но начать надо с короткого рассказа о себе и о том, что вы знаете о предмете. Одна фраза «я уже 12 лет монтирую эти вот железки и сейчас расскажу, что не пишет в инструкции производитель» может в разы поднять желание слушать и записывать. Если группа небольшая, надо понять, кто и что делает, зачем ему тренинг и так далее. Рассказать проблематику (что решает данный тренинг), описать результат. Помнить, что на технических тренингах (в особенности) ведущий — не король. Задача — передача знаний, а не самовосхваление: в аудитории вполне может найтись человек с опытом раз в пять больше, рассматривающий вас как самый быстрый способ узнать что-то новое по интересующей его теме. И его комментарии, вопросы и возражения могут дополнить имеющуюся у вас информацию. С другой стороны, нужно уметь ловить «рок-звёзд» и договариваться с аудиторией, чтобы вас слушали и понимали. Пример: если из зала кто-то говорит, что знает вопрос лучше вас (может случиться, но этот человек не обучен передавать знания), нужно обязательно признать его квалификацию и договориться в духе: «Я буду рад примерам из вашей практики, будет круто, если вам есть что добавить».

Нужно делиться ответственностью
Очень важно понять, что не вы один отвечаете за результат. Это почти всегда знают тренеры-менеджеры, но, с другой стороны, это почти всегда сюрприз для техспециалистов. Сразу обозначьте, что сделаете вы, на что рассчитываете от аудитории: у вас пули должны вылететь, у них — прилететь. Это проговаривается открыто, и я как раз учу этому почти сразу.

Презентация
Есть презентационные навыки: где стоять в аудитории (не прятаться за флипчартом, выбирать место, где вас лучше видно и так далее, не отгораживаться столами и другими предметами от людей), учиться смотреть в глаза залу (это сложно), следить за темпом речи, ставить голос. Некоторые вещи можно показать быстро, некоторым нужно учиться неделями. Как правило, после одно- или двухдневных курсов достаточно просто прочитать кучу книжек по публичным выступлениям — там всё есть. Ну и практика обязательна — первые два-три семинара в паре с опытным тренером, потом уже самостоятельно.

Что надо знать про внешность
Да практически ничего. В случае инженера-тренера аудитория инженеров, и никто не посмотрит ни на ваш свитер с оленями, ни на галстук. Собственно, хорошо если хотя бы треть вообще запомнит, во что вы были одеты. Но, конечно, лучше выглядеть аккуратно.

Какие ошибки делают хардкорные инженеры при обучении других людей
Первые пара тренингов — с опытным товарищем в паре. Потом — самостоятельно.

Что нужно знать про техническую аудиторию «гуманитарному» тренеру
Знания здесь важнее отношений. Это ведёт к ряду последствий:

  1. Инженеры очень внимательно относятся к терминам — нужно определять основные или использовать общепринятые определения. Если в термин вкладывается дополнительный смысл — сразу пояснять.
  2. Практически всё сразу накладывается на практику — куда больше вопросов, на которые лучше отвечать по ходу тренинга.
  3. Есть «режим отладки» — это когда каждая порция информации сразу прогоняется в разных экстремальных ситуациях. Нужно не забывать об этом и заранее готовиться к такому типу мышления. Кстати, при работе на аудиторию нетехнических людей следует учитывать, что они могут стесняться частичного незнания чего-то, и нужно при переходе от блока к блоку задавать вопросы, проверяющие, что все понимают материал одинаково.
  4. Более достоверные, но менее вежливые отзывы — если аудитория специалистов-гуманитариев может оставить достаточно мягкие отзывы из вежливости, то техспециалисты знают, что обратная связь — это важная вещь. И поэтому часто возвращают её довольно грубо (поскольку не всегда знают, как сформулировать вежливо), но чётко по делу.

Так что делать, если завтра выступать?
Понять основные ошибки выше. Подготовить свой материал. Уверенно зайти, занять хорошее место, поздороваться, представиться и активировать аудиторию (например, задать вопрос залу). Начать выступать. Лучший способ — проиграть всё это дома или в отеле на камеру телефона либо просто на диктофон. Это позволяет поймать основные ошибки, выставить темп речи и убедиться, что всё не так плохо, как вы думаете. Ну и понять, что, когда вы рассказываете что-то, не стоит, например, шевелить пальцами в карманах, зачаровывая аудиторию этими движениями.

Автор: AnnaTurlaeva

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js