Как Yahoo убило Flickr и проиграло битву за Интернет

в 10:56, , рубрики: flickr, История ИТ, переводы, поглощения, Социальные сети и сообщества, метки: , ,

Веб стартапы сделаны из двух вещей: людей и кода. Люди делают код, и код делает людей богатыми. Код это как поэма; он должен следовать структурным требованиям, и где-то там из этой структуры можем появиться искусство. Но код — это искусство, которое что-то делает. Это совокупность чего-то нового из ничего… кроме как идеи.

Это история великой идеи. Чего-то, что никогда не было сделано до этого, и момент который изменил Интернет, как мы его знаем сегодня. Это история Flickr. И о том, как Yahoo купил его, убил и заодно погубил себя по пути.

Помните слоган Flickr? Почти наверняка лучее управление фотографиями в мире («almost certainly the best online photo management and sharing application in the world»). Это было одновременно и скромное хвастовство и шутливая недооценка.

Ведь всего-то три года назад Flickr, конечно же, был самым лучшим сервисом по обмену фотографий во всем мире. Ничто не могло с ним сравниться. Если вас интересовала цифровая фотография, либо вы хотели показывать фото своим друзьям — вы были на flickr.

Сегодня же это — бредовое позерство. Фото сервис, который был готов захватить мир сейчас стал устаревшим. Хотите поделиться фотографиями? Для этого есть Facebook. Хотите посмотреть фотки ваши друзья щелкают на ходу? Запускайте инстаграмм.

Даже представление Flickr как архива — места для хранения ваших фоток — становится существенно уязвимым с появлением Dropbox, SkyDrive, Google Drive готовых предоставить гигабайты нашим голодным ноутам.

Сайт, который однажды обладал лучшими социальными инструментами, наиболее яркой базой пользователей, наилучшим хранилищем информации очень быстро устаревает и приходит к запустению. Когда-то суетливое сообщество сейчас ощущается как заброшенное село. Дворы пустуют. Виднеются заржавевшие велосипеды. И дом за домом одна пустота.

Это анализ случая о том, как все может пойти неправильно, когда сообразительный инновационный стартап поглощён бегемотом, который не разделяет его ценностей. То, что случилось с Flickr, случилось с многими другими стартапами которые продались за доллары в Yahoo.

Вот же как оно все пошло не правильно:

В начале

Flickr обрел популярность как функция другого продукта. Семейный подряд мужа и жены Stewart Butterfield и Caterina Fake создали сервис для обмена фото для другого продукта, над которым они работали — Game Neverending.

Они быстро осознали, что их реальный продукты была не игра, а сама возможность делиться фото онлайн. Это был 2003, и фото шаринг был еще слишком новой проблемой для людей. Так и родился Flickr.

Это был Хит. Блоггеры особенно любили его, так как это решало надоевшую проблему хостинга картинок. Да, были дни когда место в интернет стоило денег.
.
Два года позже, Butterfield и Fake продали свою компанию Yahoo, чьи глубокие карманы обещали огромные новшества пользователям Flickr. Они подняли лимит хранения к 100MB для бесплатных пользователей, убрали его совсем для Pro. Yahoo обладало пропускной способностью и инженерами, которые можно было потратить. Все должно было быть великолепно; все всегда должно становиться великолепным, когда вы первый раз обнимаешься с новой матушкой корпораций (new corporate mother).

Когда стараты становятся успешны?

Очень немногим людям удается построить успешные стартапы. Но когда они хит, но они могут поменять свой статус мгновенно. Внезапно, две принципиальные составляющие — люди и код — становятся очень ценными для состоявшихся компаний которые, как кажется, находятся на недосягаемой горе Олимп. Это настолько большая оценка ваших стараний. Что если вы сделали что-то настолько красивое и полезное что изменит статус? Вы продадите? Вы продадите себя?

Это выбор перед которым стоят основатели успешных стартапов. Построй что-то хорошее и предложения по поглощению начнут приходить сами по себе. И хотя продажа в многих других областях не одобряется, это правило игры в интернет.

Возможно, так и не должно быть. На каждый YouTube, есть ужастики великих людей с отличными продуктами, уничтоженными в зияющей пасти корпоративной интеграции.

Некоторый выбирают независимый путь — Foursquare, Twitter, тот же Facebook. Каждый отверг предложения по покупке, и ни одни еще не был сильнее чем сейчас. Каждый смог найти бизнес модель со временем. Даже StumbleUpon, который нашел свой путь после того как его основатель выкупил свою компанию у eBay.

Не секрет, что для многих предпринимателей выход это всегда цель. Все вертится вокруг продажи перед написанием первой строки кода. Но для избранной группы продукты — это искусство. И они собираются буквально изменить мир. И для них продажа может быть особенно проблемной.

Flickr попадает в эту компанию.

Интеграция — враг инноваций

“Yahoo хорошо подходило” говорит со-основатель Flickr Caterina Fake, которая покинула компанию в 2008. “У нас были предложения от различных компаний, включая Google, и я честно думала Yahoo был отличным выбором. Это был отличный бренд, в расцвете сил. В следующие два года после поглощения, Flickr расцветал”

Хотя и в самом начале, были знаки что “пересадка” которая сперва казалась успешной — будет ошибкой. ДНК не совпадали.

Когда новый стартам вступает в состоявшуюся компания, первая преграда это команда CorpDev (развитие хозяйственной деятельности — google translate) — группа в компании которая управляет изменениями. CorpDev обычно ответственен за планирование стратегии — где бизнес будет расти или уменьшаться, рынки, который будут осваиваться либо покидаться, и какие типы контрактов и сделок можно подписывать с другими компаниями. Они обычно занимаются и поглощениями — планируют и одобряют их. А потом они устанавливают условия.

Когда большая компания поглощает маленькую часто только небольшая доля денег выплачивается наперед. Остаток выплачивается позже, когда приобретение достигает серии намеченных этапов.

CorpDev устанавливает этапы. Они отражают причины приобретения и того, как компания может ими воспользоваться. После оформления сделки сразу же начинает работать команда по интеграции. Обычно, это команда инженеров, построенная так чтобы интегрировать продукт меньшей компании в огромную корпоративную машину.

Поскольку график оплаты зависит от достижения условий CorpDev, это обозначает что обе компании имеют интерес к тому, чтобы поставить эти условия важнее новых функций. Это молот, бьющий со всей дури по коду. В этот момент как-то не придается значение тому, что такие мелкие ценности, как интеграция, находятся на первом месте.

Все что интересовало Yahoo — база данных пользователей. Их не интересовало сообщество которое создало это и их не интересовал рост этого сообщества путем предоставления новых функций.

“Мы потратили уйму времени в встречах с CorpDev просто защищая продукт и корректируя наши решения” — говорит бывший член команды Flickr.

И когда Flickr попал на землю Yahoo они были разрушены инженерными требованиями, которые им надо было выполнить по требованиям команды по интеграции. Это было истощение ресурсов — финансовых и человеческих. Пусть и много этих ресурсов давало Yahoo, но они были [направлены] против [духа] Flickr. Это создали непригодный для развития цикл который активно затруднял инновации.

“Деньги шли на денежных коров, а не на затратных телят”. Если Flickr не приносил денег, он их и не получал. А значит и человеческих и технических ресурсов.

Поскольку Flickr не был таким прибыльным как другие отделы, Yahoo Mail, Yahoo Sports, и прочие ему не выделялись такие ресурсы, как другим продуктам. Собственные же ресурсы тратились на интеграцию, а не инновации. Это делало еще более сложным привлекать новых пользователей, значит, не получалось зарабатывать деньги, и значит не получалось получать деньги на развитие. И так оно и продолжалось.

Как результат голодовки, Flickr перестал вбивать новые анкоры, чтобы взобраться еще выше. Он опоздал на поезд локальности, реального времени, мобильных и даже социальных — область, где он был пионером. он не стал Flickr video — youtube, не стал Flickr людей — facebook. Он остался flikк фото. И, в конце концов, пришел instagramm.

То, что Flickr был нацелен на интеграцию, а не инновацию, сыграло в двух областях.

Социально неудобный

Лучшая функция Flickr это не то что вы думаете, это не управление фотографий. Более мощными были социальный функции. Flickr, десятилетие назад, строил то, что стало называться Социальными сетями.

Первый пункт миссии Flickr был помочь людям показать свои фотки только тем, кому действительно это важно. Это был первый сайт который позволял указывать отношения с высоким уровнем контроля: человек мог быть помечен как член семьи, но не друг (а не бинарное отношение друг/не друг). Вы могли отметить фотки “частными” и не позволять никому их видеть, либо указать несколько доверенны друзей кто бы мог их посмотреть. Этот точный контроль подстегивал совместное использование, комментирование и взаимодействие. Это и стало называться социальными сетями.

Сейчас это сложно вспомнить, но в 2005 Yahoo еще был участником игры. Проиграв битву за поиск Google они откусили несколько мелких но классных социальных сервисов, таких как Flickr, Delicious (заметки), Upcoming (календари). Было ощущение что Yahoo делает правильные вещи. Это было, с некоторой натяжкой, впереди всего что сейчас известно как Web 2.0: интернет участия.

Но социальный успех Yahoo в те года был практически случайным. Это не было (и не есть сейчас) видением компании. В чем был вклад основателей Jerry Yang и David Filo в Интернет? Они построили каталог ссылок и продавали рекламу на этих страница.

Это был портал, ничего больше. Это не было инновационной идеей, либо технически сложным для реализации. Вам не нужно выдумывать алгоритмы чтобы построить портал. Yahoo был немного большим чем электронная версия желтых страниц.

Влияние основателей было чрезмерным, и все что интересовало Yang и Filo это бизнес, а не продукты либо инновации. Они не способствовали культуре ученых-компьютерщиков, как google, либо хакеров, как Facebook. Они развивали культуру бизнеса. Многие года это работало хорошо — пока не пришел google. Внезапно, каталоги ссылок стали никому не нужны. Зачем это разбираться с иерархией каталога когда можно перейти прямо к чему тебе нужно с помощью простого запроса?

“К моменту, когда мы смотрели на Flickr, Yahoo уже біл уже в хвосте Google/ Идея была в том, чтобы найти другие области поиска где бы мы могли вести лидерство” Flickr, с огромной базой тэггированных и отмеченных фотографий, категоризованных пользователями, очень подходил для поиска.

“Это и была причина почему мы купили Flickr — не из за сообщества. Нам было насрать на это. Идея в покупке Flickr была не в увеличении социальной увлечённости, а в монетизации базы изображений. Это было совершенно не о пользователях”

И это и была проблемы. В это время интернет становился все более социальным, и Flickr был на гребне этой волны. Все вертелось вокруг групп, комментариев, классификации контактов — лрузья, семья. А для Yahoo это была всего-то чертова база данных.

Первые проблемы с сообществом стали очевидны когда Yahoo решило, что все существующие пользователи Flickr должны иметь логин Yahoo. Это переключение было запущено в марте 2007, и было частью интеграционного процесса.
С точки зрения Yahoo не было другого выбора кроме перестройки логина. Но также, Flickr был должен был стать международным. Yahoo уже имели инструменты для этой задачи, поскольку уже был в других странах и предоставило команде Flikr готовые решения.

Yahoo хотело, чтобы дополнительной регистрации для Flickr не требовалось, чтобы каждый мог использовать Flickr сразу с почты Yahoo. Они хотели чтобы сервисы пели в гармонии.

Решение с общим логином стало кошмаром для существующих пользователей. Вы больше не могли использовать логин Flickr для доступа к существующим фото — нужно было заводить логин Yahoo. Если у вас его не было — вы его создавали. А если вы не залогинены — вас выбрасывало на страницу логина Yahoo.

И хотя Flickr получил огромное количество пользователей Yahoo, существующее сообщество, которое имело большое влияние и составляло культуру, было разъярено. Этот переход не был элегантным, и не учитывал интересы сообщества.

Это было антисоциальным. Это был о четкое сообщение пользователям и команде — сейчас вы часть Yahoo.

Как пример, одна из целей Yahoo была пре-модерация всех фотографий, перед тем как они будут опубликованы онлайн. Команда Flickr назначила встречу чтобы пояснить, сколько это займет времени и денег, а также что это нарушит принцип размещения частных фото. Посредине это важной встречи, вице президент Yahoo, который занимался вопросами защиты пользователей, посмотрел на часы, сказал что у него есть другая встреча и ушел. Это было как “давайдосвиданья” [open fuck you]

Для Heather Champ, главы сообщества Flickr, Эта встреча была началом конца: “Я вышла понимая что я не смогу продолжать заниматься своими обязанностями. Я не хотела оставаться и наблюдать как разрушается все над чем мы так тяжело работали”.

К средине 2008 было очевидно, что Facebook становился самой большой социальной сетью Все обменивались запросами друзей. Microsoft накачивала его деньгами, и он приближался к отметке в 100 миллионов пользователей.
“Я потратил годы в Yahoo пытаясь бить в колокол что Facebook захватит рынок если мы, используя наши социальные сервисы, его не остановим. Очевидно, это не произошло по массе причин” — говорит один из инженеров Flickr.
“Flickr уже не был стартапом. Люди на самом деле уже не хотели работать настолько тяжело чтобы повернуть весть продукт. Мы считали facebook скучным, бездарным, уродливым и не пользовались им. Мы сосредоточили внимание на том как вещи выглядели а не на том, как они работали. Весь это опыт был очень негативным для меня и я видел как медленно Flickr и Yahoo становятся не актуальными”.

Мобильность

Есть разница между упущенной возможностью и полной лажей (fuck up). Пусть то что мы рассмотрели это всего-то упущенная возможность, но если вы хотите увидеть полную лажу, то что убил Flickr ножом мясника, откройте ваш телефон и запустите приложение Flickr. Что, у вас нет такого? Вот оно.

“У Flickr не было власти сделать iOs приложение — либо какое-то другое мобильное приложение. Это была внешняя команда с собственным мнением какие мобильные приложения нужно делать”

Это было столкновение миссий компаний. приложение Flickr было решение сверху, от команды Yahoo Mobile и его лидера — Marco Boerries.

У него было грандиозное видение с условным названием “Connected Life” — это должен был быть нечто социально мобильное которое бы давало в себе все сервисы Yahoo на вашей ладони, и интегрировалось с компьютером. Это было примерно то, что сейчас делают Apple, Microsoft и Google и называется это Cloud.

Он был маньяком. Написа в 16 лет StarWriter он доростил его до StarOffice и продал его Sun за $74 миллиона в 1999. К 2004, он ездил по силиконовой долине и показывал демо, которое буквально заставляло людей открывать рот в удивлении от увиденного чуда.

Он заходил на встречу, доставал телефон, и делал пару снимков. потом он открывал лаптоп и все эти фото оказывались у него на компьютере. Автоматически. Он объяснил, что можно это делать с любыми видами данных — mp3, письма, номера телефонов, что угодно. Все что вы делаете на телефоне будет сразу отражатсья на компьютере и наоборот. Проще говоря, iCloud.

Yahoo купило его компанию в 2005 за что-то около $16M, в основном чтобы приобрести Boerries. И через месяц купили Flickr.

Он был гением, но работать с ним было кошмаром. Уже после запуска основного приложения Yahoo наконец-то, в сентябре 2009, дошли руки и до приложения Flickr. Первые отзывы на AppStore звучат как результаты Альфа тестирования:
— недостаточно функций чтобы быть полезным
— оно Медленное и становится все медленнее по мере использования
— медленное, глючное, ужасная навигация
— все до боли медленно

Кроме всего прочего, нельзя было загружать более чем одной фотки за раз. Все фото автоматически уменьшались до 450x600, убивая качество. Для логина нужно было использовать Safari. Exif информация убивалась. Одним словом, как раз то что нужно фото маньякам, которые использовали Flickr.

Люди ненавидели это приложение.

Это приложение упало как кусок дерьма на свадебное платье: “Для загрузки на Flickr это было наихудшее приложение, которое я использовал. Лучше уж было просто отправлять фото на почту” Каким-то образом удалось полностью неправильно реализовать две базовые силы Flickr — обмен фото и хранение.

В это время, толпы других приложение не только позволяли без проблем загружать картинки но и начали обрабатывать их. Автоматические фильтры, и прочее. и хотя через год новое приложение Flickr было запущено, другое приложение которое работало намного быстрее и лучше Flickr уже было там. Оно называлось Instagramm. Сейчас это все слишком поздно. В рубрике приложений для фото Flickr не попадает даже в Топ 50: он проигрывает даже клонам инстаграмм и находится на 64 месте.

Послесловие от переводчика:

Данная статья мне показалась интересной с точки зрения ценностей, которые я культивирую в своей компании, и потому решил ее перевести и для других.
Я специально упустил последний раздел «What Next» — нужно просто ситуацию до такого не доводить.

Автор: osypchuk

Поделиться

  1. Криксенок:

    Спасибо! Наконец-то прояснила для себя, почему вчера еще было возможно в Flickr загрузить любимые фото, а сегодня меня откидывает в Yahoo, который мне и даром не нужен. Мой любимый Flickr умер со всеми моими погребенными там любимыми авторами фоторабот. Протест на сайте под лозунгом «Черный день 6 декабря 2013» ничего не дал. Действительно черный день. Кстати, и еще один крупный сайт фото 500px с сегодняшнего дня изменил доступ для обычных пользователей. Я в трауре.

* - обязательные к заполнению поля