Инновации в Китае: «пузырь» или дисциплина стартаперов и грамотная работа властей?

в 19:51, , рубрики: венчурные инвестиции, китай, Развитие стартапа, стартапы, технологии, управление проектами, финансы в IT

Зак Вейсфилд, главный управляющий Microsoft Ventures Global Acceletators, вернулся из деловой поездки в Китай. Там он пообщался с местными предпринимателями, венчурными капиталистами и представителями кремниевой долины — Чжонгуаньцунь. Вейсфилд ответил на один вопрос: является ли быстро растущий технологический рынок в Китае пузырем, который в любой момент может лопнуть?

image

Поездка усилила веру Вейсфилда в то, что Китай стал концентратором быстро растущих стартапов. Несколько последних примеров тому — Alibaba и Xiaomi, которую оценили в 45 миллиардов долларов.

Венчурные капиталисты отмечают всплеск на рынке высокотехнологичных компаний в Китае. К экосистеме каждый год присоединяются несколько миллиардных компаний, при этом большая их часть обслуживает местных потребителей. В 2014 году в стране заключили сто семь венчурных сделок на общую сумму 4,66 миллиарда долларов, это немного превосходит результат позапрошлого года — девяносто восемь сделок на 4,45 миллиарда. Капиталисты придерживаются в Китае стратегии «spray and pray»: они хотят инвестировать в как можно большее количество стартапов на ранней стадии, просто чтобы не пропустить следующую компанию-миллиардера.

Основное противостояние в Китае, где любые технологии быстро копируются и быстро выводятся на рынок, идет между гигантами вроде Baidu и Alibaba, а небольшие стартапы покупают для того, чтобы ускорить рост, расширить компетенции или устранить конкуренцию. Это объясняет большое количество слияний и поглощений в технологичеком секторе в 2014 году: 851 сделка на 47,5 миллиардов долларов, что на шестьдесят два процента выше 2013 года — тогда заключили 654 сделки на сумму 29,3 миллиарда.

Один из венчурных капиталистов, как упоминает Зак Вейсфилд, сравнил рынок инвестиций в Китае с покером с высокими ставками: большой риск — большая награда. Посевные инвестиции в Китае необычно высокие, они составляют от нескольких миллионов до десятков миллионов долларов. Этому есть причина: у компаний в этой стране нет доступа к развитой западной инфраструктуре, поэтому бизнес приходится строить с нуля. Для этого нужны большие вложения. При этом многие китайские компании обслуживают местных потребителей, которых легче удовлетворить. К их счастью, это самый большой рынок в мире.

Китайские предприниматели отличаются от западных стартаперов. Они независимые, зрелые и психически устойчивые. Их называют «новыми предпринимателями для современной жизни». Они менее креативные, чем их западные коллеги, но более исполнительны. В Китае сейчас выигрывают «операторы», а не «инноваторы».

Вейсфилд отметил изменения на рынке, сделанные для улучшения и упрощения ведения бизнеса. Количество бюрократической волокиты уменьшилось по сравнению с тем, что было всего несколько лет назад, а количество выделяемых на R&D, напротив, увеличилось. Государственные органы стали поощрять бизнес в частном секторе, а также поддерживают инновации и рост в долгосрочной перспективе.

Китайский рынок нагрет, компании из ничего делают миллиарды и выходят на IPO. Многие стартапы выходят на рынок после программы акселерации, которую проводит в Китае Microsoft Ventures Global Acceletators.

Так имеем ли мы дело с «пузырем», который в любой момент может лопнуть и оставить инвесторов без прибыли и вложенных денег? Зак Вейсфилд думает, что речь идет о «мании открывать бизнес», но не о пузыре. Здесь в стартапы вкладывают деньги раньше обычного, а между очередными раундами инвестиций проходит меньше времени. Но быстрый рост требует большего финансирования. Такой темп вряд ли будет устойчивым, но мы увидим еще много компаний, которые изменят не только китайский, но и мировой рынки.

Автор: ivansychev

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля