8 признаков инфантилизма в бизнесе

в 2:33, , рубрики: Блог компании Trinion, заказчики, Карьера в IT-индустрии, клиенты, управление людьми, управление персоналом, управление проектами, фриланс, метки:

Сегодня я хочу поговорить о том, что такое инфантилизм в бизнесе, как он проявляется и к каким последствиям приводит. Эта статья рассчитана, в первую очередь, в помощь всем, кто оказывает услуги бизнесу (в IT сфере и не только), также я думаю, что этот материал будет полезен тем, кто решил устроиться на работу, так как выявить признаки инфантильного руководителя на этапе переговоров очень важно хотя бы для того, чтобы понимать, как будет строиться работа в компании и с какими проблемами вы можете столкнуться в будущем.

Как обычно, все мои материалы основаны на практическом опыте, и говорить я буду не только о проблемах, но также и о методах их решения. Кроме того, я хочу сказать сразу, что на самом деле, признаков инфантилизма намного больше восьми, и я это прекрасно понимаю. Но все же для статьи выбрал те, которые с моей точки зрения являются теми самыми критическими факторами, которые могут негативно отразиться на любом сотрудничестве. Именно на них я и делаю акцент.

Помимо статей о непосредственно программных продуктах и методах их внедрения, я также интересуюсь и другими аспектами бизнеса. Как консультант я изучил работу значительного числа компаний, которые работают в самых разных сферах. И по этому вопросу я также пишу статьи. Я изучал причины неудач, и написал статью “Как теряют бизнес”, изучал методы злоупотребления в различных компаниях, и также написал статью в помощь бизнесменам “10 способов злоупотребления сотрудниками своим служебным положением и методы борьбы с ними с помощью учетной системы”, есть у меня и статьи, посвященные сложностям сотрудничества IT-компаний и бизнеса, например, “Посредники или почему в России всегда «виноват» исполнитель на примере IT проекта”, а также описания негативного влияния на бизнес злоупотреблением дружескими и родственными связями “Родственники и друзья в бизнесе”.

А сегодня я хочу, повторюсь, поговорить об инфантилизме руководителей и бизнесменах, как он может проявляться, и почему на это важно обращать внимание.

Почему я решил написать эту статью?

В силу своей работы бизнес-консультанта в сфере малого и среднего бизнеса я регулярно сталкивался с не совсем понятными для меня явлениями в общении с бизнесменами, а временами меня удивляли также их поступки и я постоянно переосмысливаю подобные ситуации.
Работаю я в этой сфере уже 12 лет, и за эти годы моими услугами воспользовались очень многие компании. Это были и крупные проекты, и какие-то небольшие консультации, и переговоры, которые по тем или иным причинам так и не завершились полноценным сотрудничеством. Честно говоря, точные цифры уже и назвать сложно, но около 600-700 компаний я за эти годы успел увидеть именно как бизнес-консультант. И, в результате я успел собрать определенную статистику.

Особенно много обращений ко мне идет в последние годы, так как благодаря моим статьям, например, о том,

как выбрать CRM-систему
8 признаков инфантилизма в бизнесе - 1

, о том, кто такой бизнес-консультант, как он должен проводить внедрение программного обеспечения, различным обзорам CRM-систем и другого ПО для бизнеса и многим другим, обо мне узнают очень разные люди, они мне пишут, звонят, задают вопросы, приглашают в качестве бизнес-консультанта.

И в массе этих запросов, как и во время переговоров с клиентами, я периодически натыкался на запросы определенного типа. Это могло быть письмо с просьбой пояснить тот или иной момент в работе с

8 признаков инфантилизма в бизнесе - 2

1С или какой-то конкретной CRM-системой, или просьба пояснить, как лучше в каком-то конкретном случае провести внедрение CRM, либо просьба помочь с какими-то мелкими доработками. И каждый раз, когда я уточнял, готовы ли люди оплачивать помощь, оказывалось, что они ждут, что я совершенно бесплатно будут тратить время и силы на решение их проблемы.

Т.е. эти люди прочитали мою статью, объемную, очень насыщенную информационно, получили уже много полезного из готовой статьи, а потом они еще и пишут или звонят и просят бесплатно оказать им услугу. Очень долго я не мог понять, как это вообще может прийти в голову – пытаться получить бесплатно услугу у профессионала.

Ведь очевидно, что если человек – профессионал, то у него нет лишнего времени на оказание адресной бесплатной помощи. Более того, понятно же, что любой профессионал за свои услуги берет оплату, ведь это – его работа, его «хлеб».

Более того, я лично всегда рассуждал так. Если я что-то делаю, хочу реализовать какой-то проект, какую-то идею, но при этом нуждаюсь в профессиональной помощи, то я обязан оплатить эту помощь. А если эта идея и проект еще и принесут мне прибыль, то даже думать не о чем – любая помощь в этом случае должна быть оплачена. Ведь понятно же, что бизнес к благотворительности не имеет ни малейшего отношения!
При этом ко мне, как к специалисту, постоянно поступают подобные просьбы о бесплатной помощи, да и клиенты, с которыми я веду переговоры или даже начинаю работать, временами делают аналогичные попытки получить что-то бесплатно.

Я считаю, что разработка и внедрение программного обеспечения – это очень ответственная работа, требующая ответственности, последовательности, внимательности и многих других качеств, присущих взрослому человеку. И сотрудничество в данной сфере — это всегда процесс, в котором обе стороны, и заказчик, и исполнитель (айтишник, специалист по внедрению, консультант) должны проявить все эти качества в полной мере, иначе сотрудничество может завершиться печальным образом. И подобные запросы или попытки получить что-то “между делом” и “безвозмездно” для меня всегда были чем-то крайне странным.

Я долго не мог понять причины таких вот странных явлений, а после общения с одним человеком, я, наконец, нашел верное слово – это самый обычный инфантилизм.

Инфантильные люди – это, по сути, взрослые дети, они вопреки возрасту и даже определенным успехам в бизнесе не желают взрослеть или не могут повзрослеть в силу каких-то своих психологических особенностей.

Очень важно не путать инфантилизм с такими качествами, как разгильдяйство, неряшливость, несобранность. Взрослый человек может быть неряшливым и невнимательным, но быть при этом взрослым. А может оказаться очень педантичным и внимательным, но при этом сохранить инфантильное восприятие реальности.

Черты инфантильного человека

Когда мы говорим об инфантиле, чаще всего в голову приходит образ эдакого добродушного малого, большого и немного наивного «взрослого ребенка». Я хочу поговорить не об этих людях, а об инфантильных чертах, которые, казалось бы, взрослым и даже часто успешным людям мешают жить самим, и привносят проблемы людям, с которыми они сотрудничают и общаются. Итак, какие же черты присущи этим людям?

Мстительность

При работе с этими людьми любой конфликт, любая проблема или просто их недовольство вами, в том числе, исключительно на личном уровне (не нравитесь вы человеку и все тут!) могут окончиться печально. В отличие от психологически взрослых людей, инфантилы не будет разбираться, есть ли ваша вина в возникновении проблемы, не будет пытаться отделить свои эмоции от рабочего процесса, он будет просто мстить. Причем, такие люди мстят как дети – жестоко, глупо, без какого-то смысла.

Все мы помним фильм «Чучело», да и в жизни постоянно сталкиваемся с детской жестокостью и мстительностью, часто даже необоснованной. Так и здесь, но когда так ведет себя взрослый человек и даже руководитель бизнеса, неприятностей он может доставить больше, чем ребенок, да и как-то мало кто готов к подобному повороту событий при общении со взрослыми людьми.

В чем это проявляется на практике? Например, сотрудник, который просто чем-то не понравился, будет постоянно сталкиваться с придирками, ущемлениями, постоянно ощущать негатив. Также очень неприятные случаи бывают, когда уходит старый сотрудник и на его место приходит новый. Очень тяжело и принимать дела у такого человека, и передавать. Мне, как человеку со стороны, в этом вопросе немного проще, но также бывают неприятные ситуации, связанные с тем, что такой человек начинает видеть во мне врага. И здесь уже никакая логика и доводы разума не помогают. Эта вражда имеет исключительно эмоциональную основу.

Восприятие работы «Нравится/не нравится»

Инфантильные люди воспринимают работу также несколько по-детски, они оценивают не сам результат и его соответствие поставленной задаче, а на уровне эмоций, т.е. «нравится» или «не нравится». При этом очень сложно убеждать их в том, что работа выполнена так, как он сам заказывал, потому что в ответ вы, скорей всего, столкнетесь с фразами из серии «А я не это имел в виду».

Почему я считаю такое поведение инфантильным? Вспомните, как вы обычно договариваетесь о чем-то с детьми. Если ребенку ваша договоренность нравится, он ее придерживается. Если завтра или послезавтра ему очень захотелось ее нарушить, именно так он и поступает, нарушает все, о чем вы договаривались, а потом рассказывает, что он «забыл», «не понял» или вообще «это было нечестно все». Правда, похоже?

По результатам общения с таким типом руководителей я лично взял за правило записывать все: фиксировать договоренности на бумаге под подпись, записывать телефонные разговоры и т.д. Взрослый ответственный человек не откажется от своих слов и без того, а руководителям этого типа время от времени требуется подтверждение того, что именно это они и говорили, именно такой вариант они и заказывали и т.д.

Бурные эмоции в случае недовольства

Инфантильные люди, когда им что-то не нравится, очень часто выражают эмоции в крайне резкой форме, как говорится, «идут в разнос». Гневные тирады, угрозы и обвинения могут быть направлены против подчиненных, если начальник считает их виноватыми в проблеме, либо против сторонних исполнителей, если он не доволен их услугами.

Вместо того чтобы спокойно объяснить проблему и попытаться вместе с сотрудниками или исполнителями найти решение, виновный «назначается» (и не важно, виноват ли он на самом деле), и на него обрушиваются тонны гнева. Не стоит путать это с гневом взрослого человека, который обычно не выходит за рамки общепринятых норм.

Такое поведение также очень часто присуще как раз детям. Неудачи, неприятности, проблемы вызывают не логическую, а эмоциональную реакцию. А о детском гневе мы все знаем очень много – крики, топанье ногами, истерики – это знакомо и родителям, и многим другим.

Жадность

Здесь я не говорю о скупости, как о черте характера, когда человек готов экономить на всем и вынуждает заниматься тем же родных и сотрудников ради того, чтобы собрать сумму на какие-то цели или даже просто «на черный день». Я говорю о жадности бессмысленной, иррациональной
Для примера приведу историю из собственного детства. Мы часто делились с соседскими ребятишками какими-то лакомствами, которые мама покупала и готовила в избытке. Не потому, что кто-то был обделен, и я, и мои друзья жили не бедно. Просто моя мама считала, что делиться – это правильно, и приучала меня к этому же. И вот однажды мы вышли с мамой на улицу, а навстречу нам идет соседский мальчик и кушает персик. При этом он делает так: откусил – и сразу руку за спину прячет, как будто «у него ничего нет». И когда нас увидел, также руку быстро-быстро спрятал. Конечно, никто бы не стал у него просить этот персик, даже в ответ на то, что с ним постоянно чем-то делились. И, скорей всего, он это сам понимал. Но – жадность оказалась сильнее разума.

Так и в бизнесе происходит. Например, у меня были клиенты, чистая прибыль которых достигала 5 миллионов рублей и выше. И они прекрасно знали, что я осведомлен об их финансовом положении. Но при этом они до последнего торговались со мной за каждые 10 тыс. рублей (а иногда и за меньшие суммы). Я долго не мог понять, зачем они это делают? Ведь для них эта разница в сумме действительно практически ничего не значит. Они готовы выложить сумму в 100 или 200 тысяч за мобильный телефон или на любые другие удовольствия. И ни в чем при этом не пострадают. Но при этом могут тратить очень много времени, чтобы выторговать скидку в 10 или 20 тысяч рублей.

А потом я понял – это та самая детская жадность, которая не имеет никакого смысла. Это не накопительство, не расчетливость, просто их так в детстве воспитали – «никому и ничего не давать», и они эти детские привычки принесли во взрослую жизнь.

Самомнение

Ни для кого не секрет, что у детей самомнение всегда очень высокое, даже несколько «раздутое». Дети, если они растут в нормальной семье, до какого-то возраста полностью уверены, что мир существует и даже «крутится» вокруг них. Да и потом очень часто родители замечают, как в ответ на попытку подсказать что-то ребенку, следует обиженно-снисходительная фраза «А я и сам знал». Хотя и вы, и ребенок понимаете, что это неправда, просто – самомнение не позволяет признавать неправоту.

Некоторые люди, те самые инфантилы, умудряются пронести вот это самое детское самомнение через всю жизнь. Это ни в коем случае не «комплекс наполеона» или другие отклонения психологические. Человек полностью здоров. Просто он реально считает себя самым умным, особенным, тем самым «пупом земли», которому все должны и которого все должны слушаться.

В результате такой руководитель уверен, что он лучше специалистов знает, как надо делать. Например, он нанимает IT-специалистов для внедрения программ или интеграции их между собой, после чего подробно поясняет сторонним специалистам, как они должны выполнять свою работу.

Я также долго не понимал, зачем это делать? Ведь если вы нанимаете специалиста для выполнения какой-то работы, то нужен вам результат. И специалист имеет нужную квалификацию для этой работы, практически всегда, эта квалификация выше вашей, иначе бы вы просто сделали все сами.

А потом я понял, что эти люди не пытаются таким образом повысить свою значимость или каким-то образом принизить важность и ценность вашей работы. Они просто уверены, что они и это тоже знают. Вот они везде и всегда знают, «как лучше».

Недооценка последствий

Взрослые люди в силу своего опыта обычно способны понимать последствия тех или иных принятых решений. Они понимают, что нужно сначала вникнуть во все нюансы, продумать последствия, и только после этого решать, как лучше поступить и нужно ли это им вообще.

Но существуют, казалось бы, взрослые люди, которые не получили какого-то важного опыта в детском возрасте и в юности, и потому решения такими людьми принимаются часто импульсивно, без понимания того, чем все окончится.

Например, если принято решение о внедрении какой-то программной системы, взрослый ответственный человек понимает, что мало ее просто купить и настроить. Сложная программная система и дальше будет требовать каких-то вложений, технической поддержки, обслуживания силами специалистов и пр. Все эти нюансы они уточняют и продумывают до принятия решения.

Для инфантильных людей очень часто, казалось бы, очевидные последствия, оказываются неожиданностью, к которой они не готовы. Что, само собой, вызывает негативную эмоциональную реакцию и множество проблем и конфликтов.

Плюс к этому очень часто именно эти люди не понимают разницу между покупкой какого-то товара и программными системами. Если товар – это нечто уже готовое и вещественное, хотя даже тот же автомобиль также нуждается в техническом обслуживании, то программные системы – это намного сложнее, и они требуют постоянного участия человека в их настройке, обслуживании, каких-то доработках и пр.

Переменчивость решений

О том, что дети часто меняют свои решения, знают также, думаю, все. Начал, попробовал, что-то не получается или не нравится, развернулся на 180 градусов и сказал, что «я этого и не хотел, я хочу совсем другое». Но это – дети, они пробуют, учатся, им сложно просчитать последствия своих решений или даже понять, а действительно ли им этого хочется, пока не попробуют. У детей нет опыта и рассудительности, присущих взрослым людям.

Состоявшийся бизнесмен, казалось бы, должен уметь строить какую-то стратегию, принимать взвешенные решения и потом уже действовать строго в рамках того, что было намечено.

Но если руководитель оказывается инфантильным человеком, вы в любой момент работы над проектом можете столкнуться с тем, что требования к проекту меняются, может быть даже такое, что уже наполовину готовый проект сворачивается просто по той причине, что руководитель изменил свое мнение, и теперь он хочет получить нечто совсем другое.

Я думаю, что это последствия тех самых детских капризов и переменчивости, которым потакали в семье и продолжают потакать даже во взрослом возрасте. И эти качества человек несет также в бизнес, что мешает, на самом деле, и ему, и людям, которые с ним работают.

Отсутствие уважения к чужому труду

Дети в силу отсутствия опыта очень часто не ценят чужой труд, их этому нужно обучать. Маленький ребенок может сломать дорогостоящий ноутбук и не понимать, почему родители при этом расстроились намного больше, чем когда он сломал дешевую игрушечную машинку. Либо сразу после уборки, которую мама делала в комнате, может накрошить печенье, и также недоумевать, почему мама ругается, ведь вот раз – и уже снова подмела. Все это надо детям пояснять, и делать это нужно своевременно.

Если человек вырос и принес в бизнес непонимания ценности чужого труда, он также, как и ребенок, будет относиться ко всем действиям сотрудников и к оказанным услугам специалистов со стороны, как к должному. Для таких людей выполненная работа очень быстро теряет свою ценность. И отношение к выполненной услуге также меняется соответствующим образом. Здесь вы не увидите ни благодарности в будущем, ни понимания того, насколько крупную и серьезную работу вы проделали. Только – претензии и требования, если вдруг что-то будет нужно еще.

Раньше я думал, что таким образом человек пытается получить бесплатно дополнительные услуги или скидку на новый проект. Некоторые бизнесмены и правда этими методами пользуются вполне осознанно в целях экономии. Но чаще всего такое отношение – это просто отсутствие уважения к чужому труду в принципе. Свой труд они ценят и очень высоко, чужой для них не стоит почти ничего.

Причины инфантильности в бизнесе и методы борьбы с ними

Сейчас в бизнесе все чаще встречаются молодые руководители, которым около 30 лет или немного старше, которые выросли уже в условиях современной бизнес-системы, никогда не видели становления бизнеса 90-х годов. Многие из этих людей выросли в обеспеченных семьях, в «тепличных» условиях, когда все доставалось легко, родители баловали и т.д. Эти люди получили минимальный опыт проблем и их самостоятельного решения. Многие и в бизнес пришли сразу на руководящие должности по протекции родителей или в их бизнес. Другие также без усилий получили стартовый капитал. Во многом причина такой инфантильности, наверное, как раз в том, что людям сама жизнь позволила оставаться детьми как можно дольше.

Также этому способствует и окружающая нас действительность – тот самый вещизм, который нам всем пытаются прививать маркетологи, современные приоритеты, которые молодежь с детства впитывает, при которых «крутое» авто или мобильный – это намного важнее, чем достижения в спорте или учебе. Здесь причин явно очень много, и о них лучше смогут рассказать профессиональные социологи.

А вот как с этим явлением бороться на практике, я могу рассказать на основе собственного опыта:

  • Все договоренности фиксируются. Без исключений. Никаких договоренностей «на словах» в важных вопросах.
  • Для телефонных переговоров с клиентами я применяю рабочую телефонию, все разговоры в которой фиксируются. Клиент перед разговором слышит об этом автоматическое уведомление, а потому всегда знает, что запись телефонного общения у меня есть.
  • Я исключил смартфон из рабочих контактов полностью. Для работы я пользуюсь самым простым телефоном. Так я без лишних вопросов избавился от сообщений от клиентов в Viber или в соц-сетях. Даже CMC-общение со мной практически прекратилось, так как с простым телефоном это не особо удобно, и люди такие вещи понимают. Это гарантирует, что важные вещи клиенты мне будут писать на почту или говорить по телефону (под запись). Т.е. снова-таки, все переговоры будут зафиксированы.

А самая лучшая защита от инфантильных заказчиков и проблем, связанных с ними, – это просто не работать с такими клиентами. Конечно, я не говорю «нет» при любом подозрении на инфантильность, среди людей с некоторой инфантильностью также много очень хороших клиентов, с которыми мы прекрасно сработались. Если бы я отказывал всем подряд и «шарахался от каждой тени», я бы просто не смог активно работать, а также писать статьи, основанные на моем практическом опыте.

Но если я вижу, что какие-то из перечисленных выше качеств присутствуют и ярко выражены, если клиент уже на этапе переговоров проявляет немотивированную жадность, меняет постоянно решения, эмоционален и агрессивен, либо проявляются любые другие качества, которые, как я знаю уже на опыте, потом перерастают в проблемы при реализации проекта, я просто отказываюсь от сотрудничества. Это экономит мне и время, и нервы.

С уважением Рамиль К.

Автор: Trinion

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля