Корпоративное управление: как юридически строится компания

в 11:28, , рубрики: венчурные инвестиции, закон стартапа, Законодательство и IT-бизнес, корпорации, Управление компанией, юридические вопросы

Привет! Глава про венчурное инвестирование получила довольно много положительных откликах, и поэтому я решил продолжить публикацию своей книги о юридических аспектах IT-бизнеса. Сегодня речь — о корпоративном управлении.

Корпоративное управление: как юридически строится компания - 1

Книга «Закон стартапа»:

  1. Стартапер vs. предприниматель
  2. Выбираем форму
  3. Регистрация
  4. Корпоративное управление
    Как юридически строится компания
  5. Текущая работа
    Договоры и как они работают
    Как проверить партнера по открытым источникам
  6. Налоги
  7. Государственная поддержка
  8. Цикл стартапа
    Как (в общем) работает венчурное инвестирование
  9. Венчурные сделки
  10. Венчурные фонды
  11. Интеллектуальная собственность
  12. Офшоры и ВЭД

Про юридические аспекты управления компанией написаны огромные тома, поэтому я буду краток и постараюсь раскрыть тему на самом базовом уровне — чтобы, как писал Гельвеций, знанием нескольких принципов компенсировать незнание многих фактов.

Юридические лица

В России – да, в общем, и в мире – существуют десятки форм юридических лиц. Основные различия:

  1. ответственность (ограниченная или неограниченная);
  2. корпорации, основанные на членстве, или унитарные организации, не основанные на членстве;
  3. частные формы организаций и публичные – государственные и муниципальные;
  4. наличие «пакетов акций» в процентах или, наоборот, полное равенство участников;
  5. разные принципы налогообложения (не в России);
  6. коммерческая или некоммерческая направленность и т. д.

Добавим сюда устаревшие формы (в которых до сих пор работают сотни юридических лиц) и получим огромное разнообразие. Честно говоря, мало кто знает, сколько их существует всего; даже студенты юридических факультетов не изучают все. Существуют даже такие формы, в которых создано лишь несколько организаций.

Мы ограничимся только «полезными» (в рамках IT-бизнеса) видами юридических лиц – коммерческими корпорациями с ограниченной ответственностью. К ним относятся акционерное общество (АО) и общество с ограниченной ответственностью (ООО); законодательство называет две эти формы «хозяйственными обществами». Можно вести бизнес и в другой форме (например, в форме некоммерческой организации или хозяйственного товарищества), но они очень специфичны и заслуживают отдельного рассказа.

АО и ООО дают предпринимателю ограниченную ответственность, то есть он не отвечает по обязательствам общества своим имуществом. По этой причине, во-первых, обе формы сверхпопулярны в России: 80% зарегистрированных юридических лиц относится к ООО, 5% – к АО, остальные – преимущественно к некоммерческим организациям. Во-вторых, складывается специфическая договорная дисциплина: любой предприниматель вынужден держать в уме, что его отношения с контрагентом ничем не защищены и тот в любой может отказаться от исполнения договора. В результате нормой в обороте стали высокие авансы – 50-80%.

Кратко рассмотрим обе формы, их преимущества и недостатки.

Общество с ограниченной ответственностью

Учредить ООО чрезвычайно легко: для этого потребуется три дня и от 10 до 25 тысяч рублей. Доли участников ООО закреплены в открытом реестре ЕГРЮЛ (egrul.nalog.ru). С недавних пор все изменения в этом реестре (залог долей, выход и смена участника) проверяются нотариусом. Это сильно снизило риск подделки документов и рейдерства, а открытость реестра позволяет легко проверить любого контрагента.

Корпоративное управление в ООО очень простое, даже, можно сказать, примитивное. Решения принимаются простым большинством. Часть решений требует одобрения 2/3 участников, а некоторые принимаются только единогласно. Нет никаких особых требований к проведению общего собрания участников, не обязателен совет директоров или аудитор. Фактически, ООО может прекрасно функционировать, имея лишь одного участника (он же директор и единственный сотрудник), что очень удобно на раннем этапе бизнеса. Однако если бизнес сложно структурирован (например, есть опционный пул, корпоративный договор с участием инвестора), простота ООО играет скорее негативную роль.

Акционерное общество

АО устроено сложнее: здесь права участников привязаны не к зафиксированным в реестре долям, а к ценным бумагам – акциям (соответственно, участники АО называются акционерами). Акции «бездокументарны», то есть в реальности это лишь записи на счетах у специальных частных регистраторов. Принадлежность акций конкретным акционерам не указана в ЕГРЮЛ: там можно найти лишь общее количество акций АО.

Когда один участник акционерного общества хочет передать свои акции другому, он составляет договор и передает его регистратору общества, а тот уже переводит акции со счета на счет. Это существенно проще, чем поход к нотариусу в случае с ООО: смена акционеров АО может происходить постоянно и непрерывно, для этого не требуется каждый раз вносить записи в ЕГРЮЛ. Акциями удобно владеть, не принимая участия в управлении, а лишь получая прибыль (дивиденды) – это называется портфельным инвестированием.

По тем же причинам АО – предпочтительная форма для крупного бизнеса, в том числе подходящая для огромных корпораций с тысячами акционеров. Ее также легко «настроить под себя» с помощью вариативных соглашений: создать сложную структуру управления или заключить соглашения о различном порядке голосования по тем или иным вопросам; создать несколько видов акций с разным порядком голосования и т. д. В АО нет многих ограничений, свойственных ООО, например, предела в 50 участников общества.

Главный недостаток АО – они обходятся дороже, чем ООО. Так, для АО обязателен ежегодный аудит, который стоит денег. Также процедура регистрации АО занимает не в пример больше времени (больше месяца) и стоит дороже из-за хлопот с выпуском акций (ценные бумаги дополнительно регистрируются в Банке России).

Помимо простого АО, в России существует форма публичного акционерного общества (ПАО). ПАО требуют дополнительных действий при регистрации и предназначены в первую очередь для публичного размещения (продажи акций всем желающим). Вы наверняка про них слышали: ПАО «Сбербанк», ПАО «Роснефть» постоянно появляются в новостях. Далее я буду писать про АО, имея в виду простые (непубличные) общества: если вдруг решите создать ПАО, лучше сразу обращайтесь к профессионалам )

Итак, для любого стартапа в России подходят две формы юридического лица: ООО и АО. Общество с ограниченной ответственностью проще зарегистрировать и вести, поэтому оно удобно для малого бизнеса. Акционерное общество сложнее и дороже, но в нем можно реализовать сложные инвестиционные структуры. Есть мнение, что в будущем именно АО станут самой распространенной формой для привлечения венчурных инвестиций.

Корпоративные права

И акционерное общество, и общество с ограниченной ответственностью являются корпорациями, так как у них есть «членство». Это означает, что участники ООО и акционеры АО, не являясь собственниками имущества компании, тем не менее имеют в отношении нее определенные (корпоративные) права, и объем этих прав зависит от доли участия в капитале компании. Так, члены вправе управлять компанией, участвовать в распределении прибыли (право на дивиденды), знакомиться с внутренними документами компании и т. д.

Участниками общества могут быть как физические, так и юридические лица. Участие одной компании в другой позволяет создавать большие цепочки из взаимозависимых фирм – такая структура называется холдингом. Структуры из юридических лиц используются в разных целях: для оптимизации налогообложения, создания многопрофильных компаний, компенсации несовершенств российского корпоративного законодательства. Самая простая структура — компания, состоящая из одного участника (он же директор) – часто используется для ограничения ответственности, когда предприниматель, например, не хочет становиться ИП.

Уставный капитал

Процент участия в компании зависит от того, сколько денег член вложил в уставный капитал. Уставный капитал – величина формальная и определяет прежде всего распределение прав между членами общества, а ни в коем случае не реальный объем его активов. Минимальный уставный капитал – 10 тыс. ₽ для ООО и непубличных АО. Большинство компаний придерживается этой суммы и не увеличивает капитал, если только это не требуется по условиям лицензии (так, для банковской лицензии уставный капитал должен быть чрезвычайно большим).

Как уставный капитал связан с распределением долей?

Вася и Петя учредили ООО «Белое и пушистое». Вася внес в уставный капитал 6 000 ₽, а Петя – 4 000 ₽. Значит, у Васи доля будет 60%, а у Пети – 40%.

У акционерных обществ уставный капитал определяется как номинальная стоимость акций × количество акций.

Акционерное общество «Жги» имеет 100 акций номинальной стоимостью 200 ₽ каждая. Его уставный капитал – 20 000 ₽.

У Сергея 25 акций АО «Жги», у Светы – 75. Номинальная стоимость пакета Сергея: 5 000 ₽ (25 Х 200 ₽), Светы – 15 000 ₽ (75 Х 200 ₽).

Значит, доля Сергея – 25% (25/100), доля Светы – 75% (75/100) соответственно.

Уставный капитал может увеличиваться или уменьшаться (не ниже минимума). В ООО это происходит простым изменением зафиксированного в уставе числа — соответственно, участники должны доплатить обществу разницу между старым и новым размером.

ООО «Белое и пушистое» увеличивает уставный капитал с 10 000 ₽ до 30 000 ₽. Вася и Петя должны пропорционально довнести: Вася – 12 000 ₽, Петя – 8 000 ₽.

В АО, чтобы увеличить уставный капитал, нужно увеличить номинальную стоимость акций или их количество. Первый вариант используется, когда не нужно менять состав акционеров (у каждого просто увеличится номинальная стоимость доли); второй вариант подойдет, если общество привлекает инвестора.

АО «Жги» привлекает инвестора. Сергей и Света договариваются, что у него будет пакет акций в 33,3%. «Жги» вдобавок к имеющимся 100 акциям выпускает еще 50 штук той же номинальной стоимостью – 200 ₽ каждая. Уставный капитал АО «Жги» теперь составляет 30 000 ₽.

Инвестор Иван Иванович выкупает у общества «Жги» 50 свежевыпущенных акций за 10 000 ₽ (остальные инвестиции он перечислит позже). Теперь его доля составляет 33,3%. Несмотря на то что и у Сергея, и у Светы на руках осталось то же количество акций той же номинальной стоимости, их доля в компании уменьшилась. Теперь у Сергея: 16,6% (25/150); у Светы: 50% (75/150). Этот эффект называется «размытием долей».

Продажа долей

Когда компания привлекает нового участника, оптимальный вариант – увеличить уставный капитал и передать ему образовавшуюся «свободную» долю. Во-первых, тогда деньги попадут в компанию напрямую (важно, если речь идет об инвестициях); во-вторых, доли остальных участников поровну «размоются» (уменьшатся).Таким образом, увеличение уставного капитала в такой ситуации – самый простой и справедливый вариант.

Однако чтобы продать долю, совсем необязательно менять уставный капитал. Достаточно найти покупателя, договориться о цене и соблюсти формальности. В АО требуется составить передаточное распоряжение, в ООО – соблюсти условие о преимущественном праве и засвидетельствовать договор у нотариуса.

Отдельно остановимся на преимущественном праве. Это ограничение, которое обязательно применяется во всех ООО, а также по желанию учредителей может вводится в непубличных АО. Суть преимущественного права следующая: перед продажей доли третьему лицу (не участнику общества) нужно получить отказ остальных участников от покупки на тех же условиях. Иными словами, действующие участники общества всегда имеют преимущество перед потенциальными.

Раньше для того, чтобы обойти это правило, использовалось множество махинаций. Сейчас практически все лазейки в законодательстве перекрыты, и с преимущественным правом в ООО придется смириться. Оно защищает общество от бесконтрольного умножения участников и таким образом снижает вероятность корпоративного конфликта.

Суть преимущественного права следующая: перед продажей доли третьему лицу (не участнику общества) нужно получить отказ остальных участников. Иными словами, участники общества всегда могут выкупить продаваемую долю перед третьими лицами. Раньше, для того, чтобы обойти это правило, использовалось множество махинаций. Сейчас практически все лазейки в законодательстве перекрыты, и с преимущественным правом предстоит смириться.

Вася собирается выйти из ООО «Белое и пушистое». Он хочет продать долю своему другу Тимуру по цене 150 000 ₽. Но сначала он должен спросить другого участника Петю, не хочет ли тот выкупить его долю первым за ту же цену (150 000 ₽).

Если Петя согласится, Вася должен будет продать долю ему, а если нет – долю купит Тимур.

Выход из общества с ограниченной ответственностью можно ужесточить еще сильнее, заменив уставом преимущественное право на обязательное разрешение. Это означает, что участники смогут запретить выходящему продавать свою долю кому-либо. Впрочем, и в такой ситуации нельзя «заблокировать» участника в обществе: закон дает ему право в безвыходной ситуации «сдать» долю самому обществу, получив эквивалентную часть активов. Впоследствии эта доля будет перераспределена между участниками или погашена (с уменьшением уставного капитала).

Общее собрание

Высшим органом управления в компании является общее собрание: участников – в ООО и акционеров – в АО. Оно принимает ключевые решения:

  • изменение устава;
  • реорганизация или ликвидация общества;
  • распределение прибыли (выплата дивидендов) и т. д.

Общее собрание проводится как минимум один раз в конце каждого года. Оно может быть проведено и вне графика – по требованию 10% участников, по результатам проверки ревизора / аудитора, а в определенных случаях – по требованию совета директоров или генерального директора.

Решения на общем собрании принимаются, исходя из доли участия того или иного члена. Чем больше процент, тем больше возможностей:

  • участник с 50,1% голосов может в одиночку принять практически все «не самые важные» решения в ООО и АО;
  • участник с 66,7% в ООО может принять практически все решения (не может только ликвидировать общество или изменить соотношение чужих долей);
  • участник с 75,1% в АО может делать вообще все, если в уставе нет дополнительных ограничений.

Почему в акционерных обществах процент выше? Дело в одном принципиальном различии между общими собраниями в ООО и в АО. В обществе с ограниченной ответственностью решение принимается исходя из доли участника в обществе в целом. То есть если на собрании проголосовало менее 50% участников – они не смогут принять никакого решения хотя бы в силу того, что не наберут нужного количества голосов от общего числа.

В акционерном обществе обычно очень много участников, и собрать их всех сложно. Поэтому на общем собрании АО считаются голоса только присутствующих, но при этом собрание правомочно, только если на нем присутствует более 50% участников. Эта цифра (50%) называется «кворум»; для некоторых ситуаций он еще ниже, если с первого раза провести собрание не получается или если общество очень большое.

АО «Жги» проводит внеочередное общее собрание акционеров по вопросу изменения устава. По закону для этого требуется не менее 75% голосов. Иван Иванович с 33% акций на общее собрание не пришел, но оставшихся долей Сергея и Светы (в совокупности 66,7%) хватит для кворума (50%). Поскольку считаются только голоса пришедших, Сергей и Света, проголосовав «за», наберут 100% голосов и смогут принять любое решение. При этом у них в общей сложности лишь 66,7% акций компании (менее 75%).

Система, принятая в ООО, в большей степени гарантирует защиту от мошенников, так как решение физически невозможно принять без большинства. В АО система общих собраний гораздо более громоздкая и формализованная. Помимо подсчета голосов присутствующих и кворума, общие собрания в АО осложняются обязательным присутствием нотариуса или регистратора, который ведет реестр акционеров.

Участник ООО «Белое и пушистое» Тимур с долей в 60% решил обмануть Петю с 40%. Тимур дождался, когда Петя уехал на восхождение в Гималаи, и провел общее собрание без него. Однако Тимур не учел, что, во-первых, в ООО основные решения требуют ²⁄₃ и более голосов участников; во-вторых, решения принимаются большинством голосов от общего числа участников, а не от числа пришедших на собрание. Значит, не важно, присутствовал Петя на общем собрании или нет, – Тимур все равно сможет принять только те решения, который требуют простого большинства (50% + один голос).

Участники могут заранее договориться о том, чтобы голосовать определенным образом при наступлении определенных условий – например, единогласно одобрить выпуск дополнительных акций, когда в компанию придет инвестор. Такой договор между членами общества называется корпоративным договором.

Совет директоров

Поскольку созывать общее собрание довольно хлопотно, для решения текущих вопросов управления можно создать специальный совет из представителей акционеров – совет директоров, или наблюдательный совет.

Совету директоров можно передать большую часть полномочий общего собрания: одобрение сделок, создание дочерних компаний, открытие филиалов, утверждение аудитора или ревизора, принятие внутренних документов, размещение облигаций, а в АО – даже увеличение уставного капитала (дополнительный выпуск акций или изменение номинальной стоимости). В акционерных обществах совет обычно занимается и сложной процедурой созыва общего собрания.

Генеральный директор

Генеральный директор компании – это уже не орган управления, как общее собрание или совет директоров. Закон называет его «исполнительным органом», то есть директор — исполнитель решений собственников; не «мозг» юридического лица, а его «руки». В компетенцию директора не входят вопросы стратегического развития общества, утверждения годового отчета и т. д.

Однако в бытовом смысле директор, конечно, управляет. Он действует от имени общества (подписывает все документы, выдает доверенности, заключает договоры, подписывает акты), и стороной таких документов становится общество в целом. Он издает внутренние документы общества (приказы, положения) и руководит работниками, премирует их и наказывает. Наконец, общество регистрируется по местонахождению его директора.

Директором компании может быть любое лицо, причем даже юридическое («управляющая компания»). Однако в небольших компаниях функции директора чаще всего выполняет один из учредителей. В крупных компаниях вместе с директором может действовать специальный орган (правление), принимающий исполнительные решения путем голосования, а с 2014 года в законе появился еще один вариант: несколько директоров, действующих каждый в рамках своих полномочий.

Следует различать директора с точки зрения корпоративного управления (директор – орган компании) и директора – сотрудника компании (того, с которым заключен трудовой договор). Директор как орган компании – обязателен. Его данные указываются в заявлении при регистрации, а затем директора можно будет лишь поменять на другого (отказаться от директора нельзя). При этом трудовой договор заключать необязательно, если в компании больше нет сотрудников. В таком случае можно сэкономить на взносах и сократить количество бумаг. В такой ситуации в компании есть директор-орган, но нет директора-сотрудника.

Директор ООО «Белое и Пушистое» Альберт поссорился с участниками ООО и уволился из компании по собственному желанию. При этом участники еще месяц не могли договориться о кандидатуре нового директора и о том, кто понесет документы в налоговую. В результате Альберт в течение месяца оставался директором компании и был указан в ЕГРЮЛ, хотя уже не являлся ее сотрудником.

За все принятые на своем посту решения директор несет ответственность:

  • гражданско-правовую (имущественную) – отвечает за убытки компании, если действовал «недобросовестно или неразумно»;
  • административную – его могут оштрафовать или дисквалифицировать за ряд проступков (например, за невыплату заработной платы);
  • дисциплинарную – его, как и любого сотрудника, могут уволить, причем сама процедура очень простая;
  • уголовную – за растрату средств компании, мошенничество, преднамеренное банкротство и прочие преступления.

Помимо ответственности постфактум существует и механизм предварительного контроля над действиями директора. Это механизм дополнительного согласования экстраординарных сделок – то есть сделок, которые выходят за рамки обычной (ординарной) деятельности компании.

Законодательство выделяет два вида экстраординарных сделок: крупные сделки и сделки с заинтересованностью.

Крупные сделки – это сделки, стоимость которых превышает 25% от активов общества. Их необходимо одобрять на заседании совета директоров или на общем собрании. Сделка, которая обходится «дороже» 50% активов общества, одобряется только общим собранием независимо от наличия совета директоров.

Сделки с заинтересованностью – это сделки, стороны которых связаны: две компании с одним директором, компания отца с компанией сына и т. д. С 2017 года. о сделках с заинтересованностью достаточно сообщать совету директоров и участникам общества – если претензий к сделке нет, одобрять ее необязательно.

Обратите внимание: в уставе компании можно прописать дополнительные требования к экстраординарным сделкам, например, понизить порог крупных сделок или потребовать согласования всех сделок определенного вида – вроде кредитов или пожертвований. Проверяйте устав контрагента, чтобы не пропустить экстраординарную сделку!

В уставе может быть прописано нечто подобное:

К крупным сделкам ООО «Ромашка» относятся:

  • сделки стоимостью свыше 25% активов общества;
  • сделки стоимостью более 1 млн ₽;
  • а также все сделки, связанные с отчуждением или приобретением объектов интеллектуальной собственности.

Сделки, не одобренные должным образом, легко оспорить. Если сделка потенциально экстраординарная (предположим, крупная), согласуйте ее сами и проверьте, сделал ли то же самое ваш контрагент – попросите его передать вам копию решения или протокола.

Для тех, кто не хочет ждать публикации остальных глав на Хабре — ссылка на PDF полной книги есть в моем профиле.

Автор: Roman_Yankovskiy

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля