Зажигаем! Ночные превращения Лахта Центра

в 8:52, , рубрики: Блог компании Лахта центр, лахта центр, Научно-популярное, небоскрёб, подсветка, Урбанизм

В одном сером-сером городе стояла темная-темная башня…

image

Говорят, что раньше в ней шла стройка, а потом — отделочные работы. Люди работали в три смены, и по ночам она была подобна световому маяку. А потом комплекс заселили обитатели офисов. Каждый день, кто раньше, кто позже, они расходились по домам, один за другим гася свет… Лахта Центр постепенно погружался во мрак, и появлялась она – башня Тьмы…

image

Как вам такая страшилка? Что же на самом деле будет происходить с Лахта Центром с наступлением ночи – читайте под катом.

Дивный новый мир: царство света

Свет во тьме – друг всего живого.

image

К нему тянутся все существа – от мотыльков, ведомых лишь инстинктами, до заплутавших путников, радующихся спасению. В темном небе мы ищем звезды, в темном закоулке – ближайший фонарь. Нас греет свет в родном окне, а зимнюю хандру мы лечим фестивалями огней — на просторах от Лондона до Москвы.

image
Фестиваль света в Бельгии. Фотоисточник

image
И Праге… Фотоисточник

image
Зимний каньон в Ванкувере. Фотоисточник

image
И липовая аллея в Берлине

Ночные города мы превратили в царство света и больше не спим ночами – рукотворное сияние ломает тысячелетний ритм. Жизни больше незачем останавливаться с приходом тьмы. Ночной город прекрасен и порой неузнаваем.

image
Мост Ломоносова через Фонтанку, Петербург

Городские здания в сумерках начинают трансформацию. К полуночи одни меняют форму, другие – окраску, третьи почти исчезают, четвертые приходят в «движение». Еще недавно утилитарная ночная подсветка сегодня превращается в световую архитектуру, создающую новые пространства и новое качество среды. Таковы тенденции.

image
Сиднейская опера. Фотоисточник

image
Empire State Building и панорама ночного Нью-Йорка. Фотоисточник

Пройти мимо этой новой сияющей реальности, доверив подсветку Лахта Центра луне, звездам и заработавшимся обитателям офисов, мы не могли. Наши проектировщики взялись за дело. Посмотрим, что у них получилось?

Видимо-невидимо

Вопрос видимости башни едва ли не возглавлял повестку Лахта Центра в 2011. Как строить этот уникально сложный объект казалось даже менее важным – решаемо. А вот обострённое чувство видимости требовало тщательно взвешенного подхода.

image

Архитектурная история начинается с визуализации достопримечательных панорам с учётом появления на петербургском горизонте новой доминанты.
Дарья Герасимова, главный специалист-проектировщик Управления по проектированию Лахта Центра:

«Мы проверяли видимость из разных точек города, вставляя Башню в Трехмерную модель городского пространства. [Института территориального развития совместно с НИПЦ Генплана – прим.], Учитывалась кривизна земли, рельеф, зеленые насаждения, атмосфера при удаленности объекта, дымовые трубы, средовые ориентиры – выдающиеся строения. Были выделены основные точки обзора – например, смотрели вдоль всей набережной от Зимнего дворца, Генштаба, Исаакиевского собора, Смольного собора. Результатом использования модели является оценка восприятия объемно-пространственного решения проектируемого здания в контексте охраняемых в соответствии с действующим законодательством панорам, и на фоне окружающей застройки. При проверке мы следовали основной задаче – не нарушить небесную линию Санкт-Петербурга и тактично вписаться в городской ландшафт…»

В итоге исследования получились вот такие визуализации панорам:

image

image

image

image
Панорамы на сайте Лахта Центра

Конечно, башню тут можно найти – при ее высоте странно иное. Но и как-то заметно меняющим панораму центра супертолл не назовешь – теряется из виду благодаря расстоянию и особенностям фасада. Стекло вбирает в себя цвета неба и растворяется в воздухе, оставляя только намек и смутные очертания – надо знать, куда смотреть. Сегодня есть возможность сравнить визуализации с реальной картиной.

image
Фотоисточник

image
Фотоисточник

image
Фотоисточник

image

image
Фотоисточник

image
Фотоисточник

Расстояние, фасады и погода делают свое дело – новый и старый город живут мирно и практически изолировано – торжество архитектурной сегрегации.

Но это днем. А что происходит ночью? Темнота призывает к антагонизму. Смысл подсветки противоположен дневным задачам – надо не затеряется во мраке, остаться на горизонте, выйти из сумрака, стать видимым…

Возможности Лахта Центра в этом деле измеряются километрами светодиодных лент, тысячами фасадных светильников, 16 миллионами световых оттенков полного цветового спектра.

image
Тестирование подсветки на башне Лахта Центра. Фото Виктора Гусика

Если зажечь по полной – будет Лас-Вегас.

image

Как световыми возможностями будут пользоваться – определяет концепция архитектурной подсветки. Ее создавали совместно инженеры и проектировщики Лахта Центра и специалисты Lichtvision Design & Engineering. Чтобы узнать, предусмотрена ли световая экспансия, заглянем в документ.

Доктрина света

По сути «команде света» предстояло построить второй фасад комплекса, наслоив световую оболочку поверх конструктивных форм. Сегодня специалисты реализуют разные идеи – могут совершенно изменить ночной облик здания, от цвета до пропорций. Но в нашем случае речь шла о воссоздании дневного вида Лахта Центра в ночной реальности.

Северно-ледовитая башня

В основе архитектурной концепции комплекса – образы воды: волны, торосы, расколотые айсберги… И все это – холодное, местное, отсылающее к берегам Балтики, к самым северным из небоскрёбных координат.

image

image

image
Иллюстрации из концепции архитектурной подсветки Лахта Центра

Отсюда в концепт подсветки переходят тематические природные образы: подсвеченный солнцем чистый лёд, мягкое мерцание света в волнах, холодный голубой, естественный белый. Этим очерчена цветовая гамма, интенсивность оттенков и динамические эффекты подсветки.

Прохладный световой намек

Повседневная температура подсветки колеблется от 3 до 4 тысяч кельвинов. Это – естественный белый цвет, мягкий и приятный глазу. Такой бывает на восходе солнца, еще нежного и прохладного.

image
Фотоисточник

Теплее – ландшафт с тремя тысячами кельвинов, холоднее – кровля атриума с четырьмя. Посредине шкалы – фасады Многофункционального здания и башни: их свечение разогревается до 3, 5 тысяч кельвинов.

Интенсивность подсветки тоже регламентирована. Наиболее яркий свет предусмотрен для входов, лестниц, дорожек, пандусов — средние значения варьируются от 10 до 20 люксов (люменов на м2). Тут проектировщики ничего не изобретали, приняв за основу европейские и российские нормы. Те, в свою очередь апеллируют к разумному – чувству безопасности, адаптации, ориентирования и комфортного передвижения.

image
Иллюстрация из концепции архитектурной подсветки Лахта Центра

Фасады башни в повседневном режиме освещаются на уровне тех же 15-20 люксов. Такую интенсивность можно сравнить со светом петербургских сумерек. 20 люксов — это примерно как интенсивность естественной освещенности в эти дни в начале девятого.

image
Общий вид комплекса в ночное время с учетом схемы интенсивности освещения. Иллюстрация из концепции архитектурной подсветки

Юлия Гуляк, начальник Управления по проектированию Лахта Центра:

«Не стояла задача залить все светом, потратив на это много денег и продолжая тратить во время эксплуатации. Нужно было сделать все сдержанно, тактично, с применением рассеянного света, который свойственен Петербургу».

image
Не наш вариант. Фотоисточник

Описания световой сдержанности и тонких световых намеков встречаются по всему тексту концепции: «Цель – создать элегантный утонченный образ, запоминающееся здание, символ грациозности, спокойствия и сдержанности», — закрепляют основы проектировщики. И обращаются для этого к интересному приему.

Лед в крупном пикселе

Архитектурный облик башни сформирован 15 гранями, уходящими вихрем вверх и встречающимися в одной точке.

image
Фотоисточник

Сложно удержаться от того, чтобы не подчеркнуть именно эти динамичные линии светом. Но пути наименьшего сопротивления обычно ведут не туда. Вот и резкая контурная подсветка уводила в сторону от искомой сдержанности и утонченного петербургского колорита.
Юлия Гуляк:

«Изначально мы планировали подсвечивать башню Лахта Центра по угловым элементам, чтобы подчеркнуть структуру этого здания. Но дизайнер нам предложил подсвечивать не угловые элементы, а непосредственно «лепестки» здания башни. Причем – не прямым светом, а рассеянным. Для этого светильники встраиваются в фасадные конструкции по периметру импостов и при заливке светом мы видим крупный «пиксель».

image
«Пиксельная» подсветка фасада башни — на примере фрагмента новогодней подсветки. Фото Виктора Гусика

Рассеянный свет применен для всех объектов комплекса, включая ландшафтные светильники. Под запретом оказались яркие торцы, четкие контуры, контрастные сочетания, игра света и тени – на тех же гранях она заменена градиентом. Хорошо? Да не совсем.

Попрошу без намеков!

Есть в городе организация, которая требует, чтобы башню было видно предельно четко. Для нее неуместны тонкие и деликатные световые намеки, посылаемые небоскребом во тьму питерской ночи. Потому что для «Росавиации» обозначение границ объекта на местности должно быть однозначным.

image
Заградительные огни на вантах ЗСД. Фотоисточник

Красные заградительные огни на высотках, антеннах, вантах петербургских мостов и вантах стадиона Санкт-Петербург вы видели. Это – международная система светомаркировки, точно такие же красные огни, например, на герое позапрошлой недели – проданной нью-йоркской легенде Chrysler Building.

image

С учетом высоты башни Лахта Центра красные маяки пришлось бы расположить почти по всему объему. Зная проектировщиков, несложно представить, как бы они переживали по поводу чужеродных вкраплений огоньков не комплементарного оттенка.

image
Такое им лучше не показывать….

image
Во время строительства заградительная подсветка была стандартной – красной и немного пугающей. Фотоисточник

К счастью, согласно «Руководству по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации» (РЭГА РФ-94) для зданий, находящихся за пределами аэродрома, огонь может быть не только красным, но и мигающим белым. «Интенсивность света во всех направлениях не должна быть менее 10 кд, частота проблесков — не менее 60 в минуту. Расстояние по высоте должно составлять 45 м».

Исходя из найденной нормы, разработали вариант заградительной подсветки для башни. Теперь через каждые 45 метров у нее – белые светодиодные огни, по десять на этаж, плюс маяк на шпиле. И «Росавиации» хорошо, и в общий концепт подсветки вписалось отлично.

image

image
Схема размещения заградительных огней на башне. Иллюстрация из концепции архитектурной подсветки Лахта Центра

image
Белые заградительные огни на шпиле башни. Фотоисточник

image
Маяк на шпиле. Фотоисточник

image
Заградительные огни включают не только ночью, но и в любое время суток при снижении видимости. Фотоисточник

«Белое» заграждение является инновационным – проект отдельно согласовывали с контролирующими органами.

И добровольно прошли еще одно согласование – из необычных.

Осенью тушите свет

Если слова «права птиц» вызывают у вас некоторое недопонимание, значит, вы точно не житель Канады или, например, Америки. Возможно, у нас мало небоскребов, много птиц и есть еще над чем поработать в правовом поле по другим вопросам, но опыт Лахта Центра в сфере защиты пернатых можно считать уникальным для отечественной практики.

image
Фото Виктора Гусика

Мы уже рассказывали, как орнитологи вели наблюдения за птицами в Лахте. Для концепции архитектурной подсветки ученые тоже выдали свои рекомендации. Наибольший реверанс в сторону пернатых – изменение режима освещения в период сезонных миграций. Поскольку птицы летят по ночам, то осенью и весной с 2 ночи и до 9 утра освещение будет минимальным, чтобы не привлекать стаи в световую ловушку. Пожалуй, это единственный момент, который мог бы вызвать взаимное недопонимание и привести к неприятным воздушным происшествиям.

image
Самый минималистичный — дежурный режим подсветки. Участвуют заградительные огни для воздушных судов и свет на торцевых гранях фасада.

К слову – в Штатах орнитологи ведут статистику воздушных происшествий с участием пернатых. По данным профильного федерального агентства US Fish & Wildlife service, от столкновений с небоскребами гибнет менее 1% птиц, около 56% ЧП случается с малоэтажными зданиями и примерно 44% — вообще на сельских территориях. Это согласуется с данными наших орнитологов – они также отмечали, что основной поток птиц идет на отметках до 100 метров.

image
Фото Ивана Смелова

Также в отчетах они развеивают главный миф – что птицы не различают стекло как преграду. Стекло пернатые видят, как преграду различают, от столкновений уходят. Так что самый сложный вопрос со стеклянным фасадом – в другом.

Свет и стекло

Расположить светильник на кирпичной стене не сложно.

image
Фотоисточник

На прозрачном стеклянном фасаде – совсем другое дело, даже пока опуская технические трудности крепежа. Свет из башни проникает наружу – как мы это наблюдали во время строительных работ и видим на текущем этапе отделки.

image
Фотоисточник

Свет от фасадных светильников может идти внутрь, непредсказуемо и некомфортно освещая офисы и атакуя глаза из обитателей.

Ключ к вопросу взаимодействия внутреннего и внешнего света – в очень точном расчете и балансе.

Что делать с внутренним светом, идущим наружу
Дарья Герасимова:

«В основном ночью у нас будут светиться офисы (аварийный свет). Также есть риск влияния на внешний облик здания ярких пятен светящихся многоуровневых пространств. Для того, чтобы этого не случилось, мы запроектировали архитектурный свет, который должен был все это компенсировать и объединить фасад».

По замыслу, свет офисов в темное, но еще рабочее время, будет подсвечивать башню изнутри, а фасадная подсветка будет выравнивать и компенсировать это свечение, играя роль световой «вуали». После закрытия офисов подсветка превращается в самостоятельный архитектурный объект.

image
Иллюстрация из концепции архитектурной подсветки Лахта Центра

Что делать с внешним светом, идущим внутрь

Непрошенная подсветка офисных пространств фасадными светильниками потребовала индивидуальных решений. Тонким местом были светильники, инсталлированные в раму стеклопакетов.

image
Фрагмент фасада. Светильники инсталлируются внутрь стеклопакета. Иллюстрация из концепции архитектурной подсветки Лахта Центра

Один из предлагаемых вариантов состоял в том, чтобы интегрировать по светильнику в нижние углы фасадных рам.

image
Место расположения светильников и направление светового луча

Из плюсов – есть готовые решения, из минусов – свет просачивается в офис. Угловое расположение «засвечивает» боковой профиль рам и дает неравномерные световые всплески на их гранях — вплоть до 100 люксов и даже больше.

image

image
На этой схеме хорошо видно засветку фасадных рам с отсветом внутрь помещения

Дарья Герасимова:

«В результате мы решили выбрать один светильник по центру рамы с узкой линзой, которая позволяет контролировать распространение светового потока, и позволяет исключить негативное визуальное влияние от распространения света внутри офисного пространства — это важно, потому что мы очень следим за комфортом не только снаружи, но и внутри здания, чтобы обеспечить соответствие офиса класса А+»

Вот аналогичные иллюстрации для светильника с центральным расположением:

image

image
Ровная заливка фасадных рам рассеянным светом, без активных всплесков

image
Засветка потолка минимальна

Упомянутый светильник по центру рамы имеет особенность – очень узкий угол раскрытия луча, всего 2 градуса. В практике используют 10-16 градусов, нижний порог типовых изделий – 3 градуса. Узкий угол раскрытия луча решает проблему попадания света внутрь офисов.

image

Вот так выглядят светильники на месте установки:

image

Направление луча задано конструкцией прибора и линзой:

image

Про эти и другие светильники, составляющие систему архитектурной подсветки Лахта Центра, а также монтаж и управление светом, мы расскажем в следующем посте. А прерваться предлагаем на красивой ноте – световых сценариях.

Башня света

Количество сценариев архитектурной подсветки теоретически не ограничено – можно создавать хоть на каждый день. Пока разработано четыре базовых варианта, не считая минималистичного дежурного режима.

Повседневный, основной

Этот вариант будет с нами большую часть года. Он предусматривает градиентную световую заливку нейтрального цвета. Башня условно делится на продольные части – на те, где есть буферные зоны с двойным остеклением и на те, где нитка фасада одиночная.

Первые заливаются светом более ярким наверху, с плавной потерей интенсивности внизу. Вторые – наоборот: более яркое свечение внизу, по мере продвижения вверх яркость теряет силу.

image
Эскиз из концепции архитектурной подсветки Лахта Центра

Визуализация:

image

Повседневный, зимний

Аналогичная схема распределения интенсивности света и градиентной заливки, меняется только цвет – на ледяной голубой

image

Праздничный

Почти все праздники башня будет встречать вот в таком солнечном сиянии – весьма актуальном в наших широтах.

image

Из концепции:

«Праздничный режим представляет ледяную структуру, освещенную солнечными лучами. Мягкие переходы теплых тонов создают ощущение чистого льда с золотистым эффектом солнечного света»

Кроме цвета подсветка порадует динамическими эффектами – мерцанием или мягкими переливами.

Новый год

Конечно, ёлка! Первое включение ёлочной подсветки многие уже видели. Это был пока самый начальный вариант – без участия всех граней, всех светильников и без регулировки. Но даже с учетом этого обстоятельства «ёлочка» порадовала многих. Про ёлочный дебют — первое включение архитектурной подсветки башни, расскажем подробнее в следующей части.

image

***

Благодарим за помощь в подготовке материала Юлию Гуляк – начальника Управления по проектированию и Дарью Герасимову — главного специалиста-проектировщика Управления по проектированию Лахта Центра

Автор: makev

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js