Личный опыт: как я подавал заявку в реестр отечественного ПО, и обнаружил запрет для всех версий Linux

в 17:02, , рубрики: linux, импортозамещение, импортозамещение по, Реестр отечественного ПО, Софт

Личный опыт: как я подавал заявку в реестр отечественного ПО, и обнаружил запрет для всех версий Linux - 1

Я представитель микробизнеса, который делает софт для коммерческих заказчиков из научной сферы. Карантин и вынужденная самоизоляция 2020 года заставили меня искать заказчиков в госсекторе, а для этого нужно сперва попасть в Реестр отечественного ПО. Чтобы это сделать, нужно оформить заявку по правилам из Постановления Правительства №1236. Решение о включении принимает Минкомсвязи.

Как оказалось на практике, эксперты министерства руководствуются совершенно иным документом — методическими рекомендациями от ЦКИТ, о существовании которого я как разработчик даже и не знал. Этот документ прямо запрещает использовать компоненты софта с GPL- и MPL-лицензиями. Парадокс в том, что под GPL издаются основные компоненты Linux, на базе которых построено как минимум 40 отечественных операционных систем. Получается, все они были внесены с нарушением и согласно п.33 правил из ПП 1236 должны быть немедленно исключены из реестра. Или же «своим» можно, а «чужим» нет? Подробнее под катом.

Чтобы понять суть проблемы, потребуется сначала вникнуть в организационные моменты и лишь затем перейти к описанию возникшего конфуза. Если вы сталкивались с этой процедурой, то можете смело пропустить первую часть статьи — она содержит краткий ликбез для начинающих.

Технология попадания в реестр отечественного ПО

Базовый документ для признания того или иного софта отечественной разработкой — Постановление №1236, которое описывает работу реестра отечественного ПО. Его неотъемлемая часть — свод правил — критериев определения «российскости» ПО. Заявить программу в реестр могут только россияне, которые обладают исключительными правами на свой программный продукт.

Личный опыт: как я подавал заявку в реестр отечественного ПО, и обнаружил запрет для всех версий Linux - 2

Решение о включении того или иного софта в реестр принимает Минкомсвязь на основании результатов голосования экспертного совета при Министерстве и собственного мнения. В случае необходимости, Министерство может поручить подведомственному учреждению НИИ «Восход» проведение дополнительной экспертизы программы-кандидата на соответствие правилам ведения реестра.

Что такое ЦКИТ и чем занимается эта структура

ЦКИТ — специальная некоммерческая структура, которая должна оказывать меры поддержки и решать практические, методические и организационные вопросы при реализации государственной политики по импортозамещению. Этот центр появился с целью исполнения поручений Президента РФ и учрежден тремя структурами — АНО "Экспертный центр электронного государства", АНО "Институт развития интернета" и Ассоциацией разработчиков программных продуктов "Отечественный софт".

Из пункта 2.2 устава ЦКИТ можно узнать, что организация не только готовит предложения по развитию программы импортозамещения, но и выявляет факторы и барьеры, препятствующие импортозамещению.

Новогодний подарок 2020 года от членов экспертного совета

26 декабря 2019 года эксперты в ходе заседания утвердили новые методические рекомендации по экспертизе заявок о включении сведений о ПО в реестр. Теперь разработчики программ, которые хотят попасть в реестр, должны неукоснительно следовать ещё и этим рекомендациям, которые значительно ужесточают «правила игры».

В чем суть методических рекомендаций ЦКИТ

Как вы можете убедиться, представленный на сайте ЦКИТ документ достаточно объёмен, но удобно структурирован и описывает подготовку вашей заявки к рассмотрению экспертным советом. Заявителю потребуется:

  • проверить технологический стек;
  • проверить «юридическую чистоту»;
  • подготовить проверочный экземпляр;
  • определить классы, которым соответствует ваше ПО;
  • убедиться в наличии необходимых лицензий;
  • оценить способности независимо поддерживать и совершенствовать продукт;
  • актуализировать информацию на официальном сайте.

Методика оформлена довольно современно и легко читается. В отличие от классических государственных текстов, для работы с этим документом вам не придётся заканчивать юридический вуз — разработчик сделал его максимально дружелюбным и понятным каждому.

Что не так с методическими рекомендациями ЦКИТ

Раздел №2 посвящен проверке юридической чистоты, и содержит очень важные отсылки к юридически значимым документам. От вас потребуют подготовить копии документов, подтверждающих ваши права на программное обеспечение, проверить корректность отображения сведений о правообладателях, а также — подготовить список использованных при разработке сторонних компонентов с указанием их правообладателей и лицензий для распространения.

В пункте 4 раздела №2 рекомендаций отдельно прописано, что применяемые вами сторонние компоненты должны:

  • правомерно использоваться и позволяют получить исключительные права на ПО;
  • имеют основания для работы на всей территории РФ, включая Республику Крым и Севастополь;
  • а сумма выплат по лицензионным и иным договорам на использование таких компонентов не должна превышать 30% вашей годовой выручки за истекший год.

И если с последними двумя пунктами все в целом понятно, то на первом стоит остановится подробнее (см. скриншот с сайта ЦКИТ ниже):

Личный опыт: как я подавал заявку в реестр отечественного ПО, и обнаружил запрет для всех версий Linux - 3
ЦКИТ прямо и однозначно запрещает применять ключевые компоненты ПО, которые распространяются на условиях лицензий GPL и MPL. Здесь и возникает конфуз с отечественными операционными системами — тем софтом, который давно представлен в реестре и активно закупается госструктурами на протяжении нескольких лет.

Фундаментальная проблема российских ОС

Согласно отчету Global Stats, в мире настольных ПК доминирует операционная система Microsoft Windows, на долю которой приходится более 76%. Второй по популярности системой является Apple macOS с результатом почти в 19%. Оба этих продукта идут со значительным отрывом ото всех прочих — совокупный показатель Linux-систем едва превышает 1,5%. Еще меньше доля Chrome OS, а системы на базе FreeBSD, фактически, отсутствуют вовсе.

Личный опыт: как я подавал заявку в реестр отечественного ПО, и обнаружил запрет для всех версий Linux - 4

В отчете нет никаких российских ОС — ни «Альт» (бывш. AltLinux), ни AstraLinux, ни РЕД ОС, ни ROSA, ни каких-либо других. Все эти продукты являются лишь еще одной веткой в развитии того или иного дистрибутива Linux, и российскими их делают лишь дополнительные криптографические средства, оконные менеджеры, собственные репозитории и в некоторых случаях, развитые коммьюнити. В остальном же, любая отечественная операционка содержит ядро Linux (Kernel), которое с 1991 года публикуется… барабанная дробь… на условиях лицензии GPL v.2!

Очевидно, что действия ЦКИТ привели к возникновению опасной ситуации правового конфуза: подготовленные ведомством обязательные к исполнению методические рекомендации для разработчиков отечественного ПО содержат прямой запрет на использование компонентов под лицензией GPL, но в то же время, абсолютно все так называемые российские операционные системы построены на базе СПО с такой лицензией.

Почему ЦКИТ может диктовать условия

После того, как методические рекомендации были утверждены экспертным советом Министерства связи и опубликованы на официальном сайте специальной организации ЦКИТ, то они имеют такую же юридическую силу, как и все прочие документы, связанные с реестром отечественного ПО. Любое отклонение от их положений автоматически приведет как к отказу в рассмотрении заявки на включение в реестр, так и послужит основанием для удаления из реестра тех продуктов, которые туда уже включены.

В реестре представлено уже как минимум четыре десятка программных продуктов, в том числе «Альт», AstraLinux, РЕД ОС, ROSA и многие другие, которые по формальным признакам теперь являются нарушителями действующего регламента и должны быть незамедлительно исключены из реестра.

Что будет, если Альт, AstraLinux и другие ОС исключат из реестра

Из положений Постановления Правительства №1236 однозначно следует, что при закупках программного обеспечения для государственных нужд, госорганы должны выбирать отечественные продукты из реестра. И только в случае отсутствия аналогов — допускается закупка иностранного ПО.

На практике и в контексте рассматриваемой в этой статье проблематики это означает следующее. При удалении из реестра всех так называемых отечественных операционных систем, чиновники официально получат возможность приобретать и использовать Microsoft Windows и Apple macOS. Просто потому, что российских аналогов не останется вовсе. Ведь никаких на 100% российских операционных систем в природе не существует, а те, что есть — основаны на ядре Linux и издаются под лицензией, которую запрещают использовать ЦКИТ и Минкомсвязь.

Похоже, машинисты локомотива отечественного импортозамещения привели инновационный состав в тупик.

Автор: Антон Кулагин

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js