Приветствую, гиктаймяне!
Нас на Roem.ru часто спрашивают: «Как вы находите новости, которых ни у кого нет? Вам, наверное, их приносят?» (например, вчера мы опубликовали текст о том, что Почта России продаёт WMZ по 38 рублей, позавчера о том, что Николай Заярный, основатель стартапа Eviterra.com, громко закрывшегося в начале 2014-го года, объявлен в федеральный розыск)
Если бы новости нам приносили, это, конечно, было бы неплохо. К сожалению, жизнь устроена немного сложнее: публикуя лишь то, что «приносят» издание достаточно быстро отстает от конкурентов, которые ещё и сами что-то находят, теряет имя, аудитории и, в конечном итоге, идёт к краху.
Есть несколько вполне рабочих техник, помогающих обеспечить своё издание претендующее на освещение бизнес-вопросов «мясом» — новостями, ради которых к вам будут ходить.
Нацеленность на то, что вы напишете вещь, которой ни у кого нет
Этот пункт важен по той причине, что как только вы начинаете писать что-то, чего ни у кого нет, причём на уровне анализа бизнеса чуть более высшем, чем «диванная аналитика», вы тут же получаете в качестве аудитории сотрудников компаний из той сферы, про которую вы пишете.
При этом «то, чего ни у кого нет» это не обязательно какой-то суперэксклюзив, добытый с риском для жизни в ночной засаде, когда вы с фотоаппаратом сторожите Аркадия Воложа и Михаила Рогальского на выходе из ресторана после подписания договора о продаже Auto.ru компании «Яндекс», вовсе нет. На самом деле, это могут быть более простые вещи, появляющиеся практически из воздуха, как кажется стороннему наблюдателю
- Обобщение нескольких событий («Яндекс» купил несколько крупных медиапроектов и рекламную сеть AdFox — есть причина, по которой это сделано, об этом можно написать)
- Вербализация общеизвестных, находящихся на виду фактов — «Король-то голый!». «Avito.ru запустил новую рекламную кампанию на ТВ», «Трафикогенерация „Яндекса“ в сентябре ставит рекорды». Ценность здесь вы можете обеспечить тем, что возьмёте комментарии участников рынка: они, зачастую, интересны другим игрокам.
- Конверсия темы из других областей. Например, чисто финансовая новость «ЦБ борется с обналичиванием по всей стране» даёт сигнал интернет-компаниям, хитрящим с налогами, о том, что надо обеляться, рано или поздно заставят. С учётом того, что фонд оплаты труда у айтишников занимает существенную долю в расходах, тема налогов всегда является очень болезненной
«То, чего ни у кого нет», может быть не только информацией, которая раньше нигде не публиковалась, но и взглядом на уже известные события со стороны участников рынка, о котором вы пишете.
Вы должны понимать устройство бизнеса «своих» ньюсмейкеров
К сожалению, практически ничего из вышеизложенного списка вы не сможете применять на практике, если не будете понимать, что и как устроено в реальной жизни.
Мне в этом смысле было легко: я являюсь учредителем компании ООО «Роем», которая делает Roem.ru и её гендиректором. Как правило, это ситуация редкая: задача редактора это, типа, только тексты. Безусловно, что административные обязанности отнимают у меня заметное время, однако именно благодаря им я более-менее могу разбираться в том, что лучше, онлайн-бухгалтерия или 1С из коробки, какие налоги платятся на сотрудников и как меняется отношение государства к налогообложению бизнеса.
Понятно, что этот путь можно рекомендовать не всякому, но здоровое любопытство, общение с ньюсмейкерами не только по рабочим вопросам, но и «за жизнь», вполне способно сформировать у журналиста куда более подробную картину окружающего мира. Если даже не личное общение, то хотя бы чтение интересных блогов, хороших изданий и интересных комментаторов на них. А лучше и то, и другое
При этом надо понимать: вам всегда будет куда стремиться в познании. Вы находитесь снаружи бизнеса о котором вы пишете, а не внутри, вы всегда будете понимать происходящее хуже чем инсайдер. Если вам кажется, что вы всё поняли — вы ошибаетесь. Или перед вами ньюсмейкер о проекте которого не стоит писать. Такое иногда тоже случается.
Постоянное слежение за новостным фоном, происходящими событиями. И за собой
Журналисту важно не только писать, но и читать: восполнять коробочку знаний об окружающем его мире. Иначе он не сможет находиться на переднем крае информационного фронта
Один из самых лучших IT-журналистов России Павел Кушелев, рассказывал мне, что он тратит в день, целенаправленно, на чтение новостей, по паре часов. При этом неизвестно, когда всё это прочитанное ему пригодится и в какой степени: может быть через неделю, может быть через полгода.
Из этого есть ещё один вывод: журналисту важны когнитивные способности
А уже упоминавшиеся новости о WMZ за 38 рублей и сообщении, о розыске Николая Заярного, родились из похода на почту, где я обратил внимание на агитку о продаже карточек WebMoney и из чтения Facebook, где я не постеснялся сказать юристу Заярного, что тема нам интересна.
Разумеется, всё вышеизложенное — не свод догм, которых необходимо придерживаться. Более того, и их соблюдение не гарантирует успеха в профессии. Но я надеюсь, что вы чуть лучше будете понимать работу СМИ и сделаете чуть меньше ошибок и при написании о ком-то и при прочтении статей, имеющих отношение к вашей профессиональной предметной области. Не стреляйте в журналистов — они действительно работают так, как умеют.
Если есть какие-то вопросы по теме, я готов ответить в комментариях.
Автор: sinodov