Кадровый голод тоже не тетка, или как вырастить ИТ-специалиста из студента

в 10:56, , рубрики: бизнес, бизнес-модели, бизнес-модель, бизнес-процессы, Блог компании InfoWatch, Карьера в IT-индустрии, управление персоналом

Кадровый голод тоже не тетка, или как вырастить ИТ-специалиста из студента - 1

По оценкам Минкомсвязи России, дефицит кадров в ИТ-отрасли оценивается в 350–400 тысяч специалистов — почти столько же, сколько работает в этой сфере сегодня. Анализ рынка труда (по данным hh.ru) в разрезе ИТ-профессий позволяет сделать вывод, что ежегодно потребность в ИТ-специалистах возрастает примерно на 25%. Так, в отношении значений 2016 года к 2015 году, прирост ИТ вакансий составил 28%. Об одном из способов решения вопроса нехватки кадров далее в нашей статье.

Решать кадровый вопрос помогают партнёрские программы с вузами, позволяющие развивать целый спектр направлений возможного сотрудничества, начиная с организации различных совместных мероприятий (ярмарка вакансий, день карьеры, конференции и прочее) и заканчивая, непосредственно, стажировками и совместными программами целевой подготовки студентов.

В ходе развития федеральных государственных образовательных стандартов вузы России были наделены возможностью самостоятельного формирования вариативной части учебных планов, что позволило реализовывать различные учебные профили в рамках одного направления подготовки, с предоставлением возможности бизнесу влиять на содержание образовательных программ.

Чем полезно ИТ-компании социальное партнерство с вузами, помимо кадровых плюсов:

• формируется фундаментальная база для позиционирования и развития бренда, продукта компании, его повсеместного внедрения и использования;
• можно проводить научные исследования на базе продукта, создавать научные школы при кафедрах;
• появляется возможность участвовать в разработке учебных планов, влиять на стратегию развития профессиональных образовательных программ;
• содействуя организации и проведению стажировок и практик для студентов, иметь приоритетное право при выборе стажеров;
• участвовать в мероприятиях вузов (день посвящения в студенты, научно-практические конференции, круглые столы и др.);
• появляется возможность использования информационных площадок вузов для размещения маркетинговых материалов.

Вузы, в свою очередь, получают конкурентное преимущество за счет внедрения в образовательный процесс новейших информационных технологий, а также увеличения пула компаний-работодателей, тем самым расширяя возможности трудоустройства студентов. Все это является показателем эффективности и положительно влияет на рейтинг учебного заведения.

Практика такого сотрудничества активно реализуется в ГК InfoWatch. Компания принимает активное участие в научной жизни многих университетов (около 20 университетов, в том числе МИЭМ НИУ ВШЭ, РЭУ им. Плеханова и др.), лидеров рынка образования, инвестирует в обеспечение учебного процесса лицензированным ПО, а также в обучение профессорско-преподавательского состава вузов, занимается разработкой учебно-методических комплексов. Отдел обучения, созданный для обеспечения учебного процесса по продуктам InfoWatch среди сотрудников, заказчиков и партнеров, также активно взаимодействует с академической средой.

Система сотрудничества с компаниями в каждом вузе выстроена по-своему. Где-то вопросами сотрудничества с работодателями занимаются отдельные подразделения, например «Отдел по трудоустройству студентов», где-то непосредственно деканаты или кафедры.

При этом вузы заинтересованы в сотрудничестве с коммерческими компаниями не меньше, а то и больше самих работодателей! Дело в том, что показатель трудоустройства студентов используется в расчетах при проведении ежегодного мониторинга эффективности вузов. Другими словами, если данный показатель не удовлетворяет установленному значению, учебное заведение может быть признано неэффективным, что может сильно ударить по рейтингам вуза среди абитуриентов и их родителей.

Для студентов стажировка или практика – это возможность сформировать свое резюме, поработать над реальным проектом и набраться бесценного опыта, который так необходим при трудоустройстве в начале карьеры.

Несколько практических советов по организации работы со студентами-стажерами:

1. Заранее определите формат сотрудничества с вузом:

• прямое трудоустройство, при котором вы размещаете свою вакансию на университетских площадках, при этом заключаете с ВУЗом партнерское соглашение. Вас начинают приглашать на внутренние мероприятия (день карьеры, ярмарка вакансий или различные научные конференции), где вы получаете возможность развернуть стенд компании, напрямую пообщаться со студентами, провести блиц-собеседования, пригласить потенциальных кандидатов на стажировку в компанию;
• целевые программы подготовки, при которых уже на начальном этапе обучения можете повлиять на то, что ваш потенциальный стажер будет изучать, и подготовить его к выполнению будущих должностных обязанностей. Это сотрудничество подразумевает участие в формировании учебных планов для студентов в составе рабочей группы. Подобной работой занимаются, как правило, лидеры отрасли, такие как Yandex, Mail.ru, так как на крупномасштабные образовательные проекты требуются соответствующие инвестиции.

2. Изучите направления подготовки и профили, реализуемые интересующим вас ВУЗом, чтобы определить, отвечают ли вашим требованиям те профессиональные компетенции, которые этими программами закладываются. Вся информация по направлениям подготовки и профилям, как правило, содержится на официальных сайтах ВУЗов, где потенциальный работодатель может ознакомиться с тем набором дисциплин, который читается студентам. Определите те, которые востребованы именно в вашей работе и рассматривайте в качестве кандидатов студентов только нужного вам направления и профиля.

3. При анализе учебных программ следует обратить внимание на «расчасовку» дисциплин в программах. Например, иногда в названиях программ по ИТ-дисциплинам может фигурировать и математика, и информатика, но первой дисциплине уделяется до 70-80% учебной нагрузки, а информатика занимает от силы 5%. Понятно, что для ИТ-специальностей такие студенты не подойдут, зато как стажеры-аналитики вполне.

4. Подходите к выбору ВУЗа не только исходя из направления подготовки студентов, но и территориальной удаленности от компании. Стажеру-студенту должно быть удобно добираться до места прохождения практики после занятий. В идеале в условиях Москвы или другого крупного города дорога не должна занимать более часа или требовать нескольких пересадок. К примеру, в АО «ИнфоВотч» часто приходят на собеседование студенты РЭУ им. Плеханова и одним из факторов при выборе места стажировки является как раз территориальная близость офиса АО «ИнфоВотч» к одному из кампусов РЭУ им. Плеханова, где обучаются студенты профильных направлений подготовки.

5. Возможность прохождения учебной, производственной и преддипломной практик в компании сильно повышает привлекательность компании для студентов, поэтому лучше заранее уточнить в ВУЗе перечень необходимых для этого документов. Здесь трудно посоветовать какие-то конкретные документы. Есть смысл выяснять это непосредственно в ВУЗах партнерах, в деканатах или на кафедрах, где вы привлекаете стажеров, так как формат и набор документов могут отличаться, в зависимости от внутривузовских стандартов разработки таких документов.

6. Собеседуя стажеров, следует отойти от привычных форматов интервью. Не спрашивайте про опыт и компетенции, особенно у студентов первых курсов бакалавриата. Вместо этого стоит предложить им какие-либо задачи по необходимой тематике, проверить сообразительность, логическое мышление, узнать область интересов, рассказать о том, чем занимается отдел или команда, куда его приглашают, понаблюдать за реакцией. Если соискатель проявляет неподдельный интерес к предлагаемым задачам, возможно, стоит к нему присмотреться, даже если никакого опыта в вашей области он не имеет. Личная заинтересованность и внутренняя мотивация помогают свернуть горы.

7. Не перегружайте стажера комплексными трудоемкими задачами, следует помнить, что помимо работы у него есть еще целый ряд задач в ВУЗе. Для младших курсов лучше всего подойдут небольшие задачи начального уровня, не требующие высокой квалификации и опыта, где цена ошибки невысока. На старте это могут быть задачи по регистрации заявок, первичной обработке звонков, заполнению каких-либо форм, выполнение одновариантных последовательно описанных задач. Магистрантам и старшекурсникам бакалавриата можно поручать задачи посложнее, например подготовка отчетов, аналитические задачи, работа с заказчиками на несложных проектах и т.п.

8. Исходя из предыдущего пункта, следует тщательно продумать задачи, которые можно делегировать стажерам и форму контроля за их выполнением. При контроле следует учитывать не только количественные показатели (количество выполненных задач), но и качественные (аккуратность, наличие ошибок и т.п.).

9. Заранее позаботиться о том, кто будет курировать работу стажеров в организации. На 3-4 стажеров достаточно одного куратора. Этот сотрудник не должен быть перегружен текущими рабочими задачами и должен быть способен потратить на работу со студентами от 30% до 50% своего рабочего времени.

10. Ни в коем случае не назначайте кураторство своим сотрудникам принудительно. Общение со стажерами и обучение — это особый род деятельности, который не всем сотрудникам по душе, да и у стажера может остаться не лучшее впечатление от компании после общения с незаинтересованным в его успехе куратором.

11. Подготовьте материалы для ознакомления с рабочими процессами и инструментами компании. Это поможет значительно сэкономить время куратора. Кроме того, в процессе описания рабочих процессов наверняка найдутся «белые» пятна или неувязки, которые вы сможете оперативно разрешить. К примеру, в АО «ИнфоВотч» часть учебного процесса автоматизирована средствами системы дистанционного обучения и на вводную лекцию о компании, продуктах, устройстве офиса, рабочих инструментах и т.п. время сотрудников больше не тратится.

12. Подумайте над тем, чтобы ввести денежное стимулирование кураторов, привязанное к каким-либо измеримым результатам — например, к определенным успехам стажеров. Для оценки их успехов опять же потребуются данные контроля, о котором упоминалось чуть выше.

Корректировка стратегии развития ИТ-компании, в части сотрудничества с образовательными площадками, позволяет не только повышать востребованность продукта и узнаваемость бренда, но и восполнять трудовые ресурсы в компании, создавать кадровые резервы, отбирать лучших из лучших, «затачивать» студента-стажера под нужды компании.

Авторы – эксперты ГК InfoWatch:

Андрей Зарубин
Руководитель отдела обучения и сопровождения внутренних клиентов

Сергей Харитонов
Корпоративный тренер

Автор: Kharitonov_SV

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля